В этой книге разъясняются все качества и указания к поведению в порядке «Алеф-Бет», и делится эта книга на две части, которые называются у нас старый «Алеф-Бет» и новый «Алеф-Бет». Первая часть - это чудесная подборка, которую сделал наш чистый и святой Ребе в детстве, все, чего достигла его великая мудрость в понимании одной вещи из другой. Из всех святых книг собрал он все, что нашел имеющим отношение к морали, поведению и правильным качествам (характера), записав их себе на память. Все объяснения, которые он находил в словах наших мудрецов, о достоинствах определенного хорошего качества, или, наоборот, о недостатках качества дурного, - все это он собирал, записывая в порядке «Алеф-Бет» у (названия) каждого качества. Дабы было ему напоминанием видеть перед глазами достоинства каждого качества, и обратное ему, «...чтобы идти по пути хороших (людей), и стези праведников беречь» (Мишлей, 2:20). В дополнение к этому постигла его высокая мудрость множества дорогих и чудесных вещей, которые не разъясняются явно в словах наших мудрецов. Но мощью своего постижения он понял одно из другого и пришел к прекрасным новым открытиям, касающимся качеств (характера), исходящим из стихов (ТаНаХа) и слов наших мудрецов, благословенна память о них, которые не высказаны в их словах явно, а только намеком, понятным такому мудрецу, как он. Все это он собрал в порядке «Алеф-Бет», и на протяжении дней у него появился труд обо всех качествах. Тогда велел он переписать все это. И «из уст его читал он мне», а я писал это в книге, дабы не ушла книга эта из наших уст и мы изучали ее постоянно, чтобы избегать дурных качеств. Ведь если любой человек увидит своими глазами, насколько плохо дурное качество, какой убыток оно причиняет, и тот ужасный изъян, который возникает из-за него, сжалится над своей душой и подпояшется на войну с ним. И будет просить у Обладателя милосердия спасти свою душу от уничтожения, от этих дурных качеств, вожделений и т.п., и обратное этому - относительно качеств хороших.
Помимо того, умный человек также найдет добро -верные советы, помогающие уберечься от какого-то (дурного) качества, с помощью того, что будет остерегаться качества, находящегося рядом. Поскольку качества эти - соседи, и каждое из них бережет другое, как будет объяснено далее - в предисловии, которое я слышал из его святых уст. Значение этой книги не нужно разъяснять каждому, у кого есть истина. И тот, кто хочет истины и желает держаться прямого пути, безусловно, найдет в этой книге спокойствие своей душе. Счастлив тот, кто придерживается этого! Тогда человеку будет хорошо и в этом и в том мире, поскольку вся эта книга основана на стихах ТаНаХа и на высказываниях наших мудрецов, благословенна память о них, которые целиком «верны для понимающего и прямы для находящего знание» (Мишлей 8:9).
Вторая часть подобна первой, с тем же видом и обликом, и нет между ними (видимой) разницы, поскольку она также разъясняет достоинства хороших качеств и недостаток качеств плохих. Но отличие их состоит в следующем. То, что упоминается о каждом из качеств в первой части, - это вещи, приведенные в книгах явно или хотя бы намеком. И умный человек, который желает углубиться и понять одно из другого, сможет понять и постигнуть, откуда Ребе извлек эти слова, из какого стиха или высказывания наших мудрецов. Поскольку обо всем, что разъясняется в старой книге «Алеф-Бет», сказано «...не недоступна она для тебя, и не далека она» (Дварим 30:11), т.е. для читающего, и тот может дойти до смысла сказанного, понять и постигнуть, откуда это исходит. Хотя и нужно сказать, что если бы не Ребе, который озарил в наших глазах эти вещи, не пришло бы в сердце читающего вывести эти вещи из святых книг. Тем не менее, после того как он уже открыл нашим глазам эти слова, сможет умный человек, сердце которого наполнено святыми книгами, - ТаНаХом, книгами агадот от наших мудрецов (хазаль) и другими комментариями, понять и достигнуть источников этих слов. Но вещи, приведенные во второй части, - это высокие и великие постижения, которых автор, благословенна память о нем, достиг, будучи взрослым. И вещи эти выше человеческого разума и скрыты от глаз всех, поскольку у каждой темы есть чудесный и чрезвычайно великий аргумент, и темы эти опираются на определенные стихи и высказывания наших мудрецов, чудесным и высоким намеком, как это принято у него (раби Нахмана), и видящий увидит воочию. И есть множество вещей, которые приводятся здесь без какого- либо аргумента и довода, но в большой книге уроков приводится целая тема и чудесный длинный урок на эту тему". Это ты сможешь найти в нескольких местах.
Подобно тому, закрытое можно выучить из открытого, поскольку даже в месте, где он не объяснил тему явно, и там он достиг большого постижения в этой теме, но не захотел разъяснить все по причине, известной ему. Все эти слова целиком - это вещи высокие, исходящие из святого места, из источника высокого и великого. И нет среди них ни одного высказывания, о котором не было бы чудесного урока, говорящего о том, на чем стоят основы этой темы, ее смысл и суть, и фундамент ее, в письменной или устной Торе. Не нам говорить пространно о великой хвале этих слов, поскольку «Каждый, кто прибавляет, - убавляет». Ибо не скрылись от наших глаз собственная низость и величие нашего господина Ребе, «высокой свечи», да будет благословенна память о праведнике, и то, как он был скрыт и спрятан от глаз людей. Поэтому нужно нам поставить ограждение для наших уст, «молчать и не упоминать», и не рассказывать о его ...
Оглавление Беременность часть 1 Беременность часть 2 Благословение часть 2 Вдовец часть 1, 2 Величие часть 1 Величие часть 2 Вера часть 1 Вера часть 2 Весть часть 1 Весть часть 2 Взятка часть 1 Выкидыш часть 1 Выкидыш часть 2 Выкуп пленных часть 1 Выкуп пленных часть 2 Высокомерие часть 1 Гнев часть 1 Грех часть 1 Грусть часть 1 Грусть часть 2 Дети часть 1 Дети часть 2 Дом часть 1 Дом часть 2 Доносчик часть 1 Дремота часть 2 Еда часть 1 Еда часть 2 Женитьба часть 2 Зависть часть 1 Запор часть 1 Заслуги отцов часть 1 Заслуги отцов часть 2 Земля Израиля часть 1 Злословие часть 1 Злословие часть 2 Знаменитость часть 1 Зрение часть 2 Изучение (Торы) часть 1 Изучение (Торы) часть 2 Имущество часть 1 Имущество часть 2 Исповедь часть 2 Испытание часть 1 Исследования часть 1 Истина часть 1 Истина часть 2 Клятва часть 1 Книга часть 2 Колдовство часть 1 Кража и грабеж часть 1 Кража и грабеж часть 2 Лень часть 1 Лесть часть 1 Лесть часть 2 Лечение часть 2 Любовь часть 1 Любовь часть 2 Машиах часть 2 Мелодия часть 2 Милосердие часть 1 Милосердие часть 2 Мир часть 1 Молитва часть 1 Молитва часть 2 Моэль часть 1 Наглость часть 1 Наглость часть 2 Наказание часть 1 Напиток часть 1 Напрасное извержение семени часть Напрасное извержение семени часть Насмешка часть 1 Новые открытия в Горе часть 2 Оболочка часть 1 Оболочка часть 2 Одежда часть 1 Одежда часть 2 Отдаление от нечестивцев часть 1 Отдаление от нечестивцев часть 2 Отстраненность часть 1 Очищение часть 2 Падение часть 1 Падение часть 2 Память часть 1 Перемещение часть 2 Плач часть 1 Подаяние часть 1 Подаяние часть 2 Подделка часть 1 Получение удовольствия от других часть 1 Получение удовольствия от других часть 2 Посек часть 1 Постановление (Торы) часть 1 Постоянная свеча часть 2 Потеря часть 2 Поучение часть 1 Поучение часть 2 Почет часть 1 Почет часть 2 Праведник часть 1 Праведник часть 2 Прием гостей часть 1 Прием гостей часть 2 Природа часть 1 Проклятие часть 1 Проклятие часть 2 Путь часть 1 Путь часть 2 Пьянство часть 1 Пьянство часть 2 Радость часть 1 Радость часть 2 Разврат часть 1 Разврат часть 2 Раздумья часть 1 Раздумья часть 2 Раскаяние часть 1 Раскаяние часть 2 Распря часть 1 Распря часть 2 Расторопность часть 2 Ритуально нечистая женщина часть 1 Ритуально нечистая женщина часть 2 Родовитость часть 1 Сеула часть 2 Симпатия часть 1 Симпатия часть 2 Сквернословие часть 1 Скромность часть 1 Скромность часть 2 Смягчение суда часть 1 Смягчение суда часть 2 Совет часть 1 Сознание часть 1 Сознание часть 2 Сон часть 1 Сон часть 2 Спасение часть 1 Старики часть 1 Страх часть 1 Страх часть 2 Стыд часть 1 Суд часть 1 Счет омера часть 2 Тайна часть 2 Трепет часть 1 Трепет часть 2 Тяжесть при родах часть 1 Уверенность часть 1 Уверенность часть 2 Удача часть 1 Удача часть 2 Уединение часть 1 Уединение часть 2 Уступчивость часть 2 Чиновники часть 1 Шаббат часть 2 Шойхет (резник) часть 2
Фрагмент из книги:
Прием гостей 1). Человек, который не принимает гостей, поддерживает злодеев, приводя к тому, что те не раскаиваются. 2). Город, в котором не принимают гостей, доходит до разврата, а из-за разврата к жителям приходит истребление. 3). Благодаря приему гостей женщина удостаивается детей. 4). Прием гостей подобен приему Шабата. 5). Сказано15, что когда человек принимает у себя в доме мудреца (талмид-хахама), это имеет такое же значение, как если бы он принес постоянное жертвоприношение.
Т.е. стихи из Торы, Пророков и Писаний.
6). Прием гостей обладает большим значением, чем утренний подъем в Бейт-мидраш и принятие Шхины. 7). Если среди людей тяжело найти мудреца (Торы), эти люди подобны кутим.
Прием гостей Часть вторая 1). Благодаря тому, что человек принимает гостей, у созданий есть страх перед ним. 2). Сгула, чтобы вернуть женщине ее месячные 16, - прием гостей. 3). Величие глав поколения обладает силой и; мощью благодаря освящению Имени Всевышнего; благодаря этому заповедь приема гостей) также становится важной для всех, и изучающие (Тору) удостаиваются того, что Алаха устанав-ливается согласно их мнению.
16 Т.е., чтобы они происходили упорядоченно.
Любовь
1). Когда между людьми нет любви, они ходят и сплетничают, из-за сплетен становятся насмешниками, а из-за насмешек говорят ложь. 2). Из-за ненависти приходит ужас. Из-за ненависти приходит пожар. 3). Благодаря любви человека к Всевышнему его душа оберегается от всех видов ущерба. 4). Ты сможешь прийти к любви к Всевышнему, если сначала раскаешься в своих проступках. 5). Когда человек с самоотдачей молится о еврейском народе, все его любят. 6). Благодаря любви человек получает душевную поддержку и к нему приходит укрепление.
|