Мишна. Трактат Швиит | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Мишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. Амана
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Мишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. Амана

Мишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. Амана

Мишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. Амана
Автор: Векслер, Й.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 2008

Комментарии раби Пинхаса Кегати

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ТРАКТАТ «ШВИИТ»
ГЛАВА ПЕРВАЯ
До каких пор пашут поле плодовых деревьев
ГЛАВА ВТОРАЯ
До каких пор пашут в чистом поле
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
С каких пор вывозят навозы
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Вначале говорили
ГЛАВА ПЯТАЯ
Белый инжир
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Три страны для седьмого года
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Великое правило высказали о седьмом годе .
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Великое правило высказали о седьмом годе .
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Три области для уничтожения
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Седьмой год отменяет
Указатель терминов
Указатель книг
Указатель имен

ВВЕДЕНИЕ В ТРАКТАТ «ШВИИТ»

И заговорил Г-сподь, [обращаясь] к Моше на горе Синае, чтобы [тот] пересказал: «Говори [обращаясь] к сынам Израиля и скажи им: "Как придете в страну, которую Я отдаю вам, будет земля отдыхать [свою] субботу, посвященную Г-споду. Шесть лет засевать будешь поле твое, и шесть лет обрезать будешь твой виноградник, и собирать урожай [твоей] земли; а в седьмой год - суббота полного покоя будет у земли, суббота, посвященная Г-споду: поле свое не будешь засевать, и виноградник твой не будешь обрезать. То, что вырастет после жатвы твоей само, не будешь сжинать, и виноградин, сохранившихся у тебя, не будешь сбирать: год полного покоя будет у земли. И будет [урожай] субботы земли вам в пищу - тебе, и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемному рабочему твоему, и твоему поселенцу, живущим вместе с тобой; и скотине твоей, и зверям, что [живут] на земле твоей, весь урожай ее будет пищей"».
Ваикра, 25:1-7

Седьмой год семилетнего цикла, то есть год шмита, в Мишне называется сокращенно: швиит, «седьмой». Отсюда - название этого трактата Мишны.

С годом швиит связаны три заповеди: запрет обрабатывать землю, заповедь о святости плодов седьмого года, отмена денежных долгов.

1 Поскольку слово «шана» («год») на иврите - существительное женского рода, а «год» в русском языке - мужского, «швиит» - числительное женского рода переводится в мужском роде: «седьмой» (прим. пер.). ...

ВСЕ СЕДЬМЫЕ - МИЛЫ...

Среди дней - мил седьмой, как сказано (Брейшит, 2:3): «И благословил Б-г день седьмой».

Среди месяцев - мил седьмой, как сказано (Ваикра, 23:24): «В месяц седьмой, в первый день месяца [будет у вас день полного покоя, напоминание о трублении]».

Среди годов-мил седьмой, как сказано (Шмот, 23:11): «А в седьмой - откажись [от своих прав] на нее и отрекись от нее».

Среди семилетий - мило седьмое, как сказано (Ваикра, 25:10): «И освятите год пятидесятый».
(Ваикра Раба, 29)

Фрагмент из книги:

ГЛАВА ПЕРВАЯ
МИШНА ПЕРВАЯ


ДО КАКИХ ПОР ПАШУТ ПОЛЕ плодовых ДЕРЕВЬЕВ НАКАНУНЕ СЕДЬМОГО ГОДА? Мудрецы ШКОЛЫ ШАМАЯ ГОВОРЯТ: ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО ДЛЯ ПЛОДА, А мудрецы ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ, ГОВОРЯТ: ДО АЦЕ-РЕТ. И БЛИЗКИ СЛОВА ЭТИХ к тому, чтобы БЫТЬ КАК СЛОВА ЭТИХ.

ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЕРВОЙ

Эта мишна открывает наш трактат изложением установления о «добавлении к седьмому году». Согласно ему, следует добавить от шестого года семилетья к седьмому известное время, распространив на него запрет обрабатывать почву. Ниже (в мишне четвертой) сказано, что это установление обосновали на сказанном в Торе (Шмот, 34:21): «Во время пахоты и во время жатвы работать переставай» (как будет разъяснено там).

Впрочем, согласно выводу Гемары (Бавли, Моэд катан, 4а), запрет обрабатывать землю в период «добавления к седьмому году» - это галаха. данная Моше с Синая (как мы уже упомянули об этом во Введении к нашему трактату). Она запрещает обрабатывать землю в течение лишь ТРИДЦАТИ ДНЕЙ перед Рош-Гашана седьмого года, однако мудрецы Торы сделали добавления к этому периоду времени. Эта глава Мишны и следующая (до мишны шестой) излагают законы, связанные с «добавлением к седьмому году», установленные мудрецами.

Однако рабан Гамлиэль и его бейт-дин в результате голосования приняли решение разрешить все земледельческие работы вплоть до Рош-Гашана года швиит (как мы разъяснили выше во Введении). Тем не менее, эта мишна - «мишна первоначальная», то есть оставшаяся в своей формулировке неизменной со времени, предшествовавшего постановлению рабана Гамлиэля о разрешении всех земледельческих работ.

Эта мишна обсуждает вопрос о «поле плодовых деревьев», а следующая, вторая мишна разъясняет, что такое «поле плодовых деревьев».

ДО КАКИХ ПОР ПАШУТ ПОЛЕ плодовых ДЕРЕВЬЕВ в шестой год семилетнего цикла, НАКАНУНЕ СЕДЬМОГО ГОДА - то есть года шмиты! То есть: до какого времени разрешается распахивать это поле, и эта работа не кажется повышением качества поля ради нужд года швиит!

Мудрецы ШКОЛЫ ШАМАЯ ГОВОРЯТ: «ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО ДЛЯ ПЛОДА», -все время, пока пахота повышает качество урожая плодов шестого года. То есть: тогда пахота улучшает почву ради нужд плодов, выросших в шестом году, а не ради нужд года швиит.

А мудрены ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ ГОВОРЯТ: «ДО АЦЕРЕТ».
До праздника Шавуот разрешается пахать, однако с праздника Ша-вуот и далее пахота выглядит подготовкой почвы для нужд года швиит.

И БЛИЗКИ СЛОВА ЭТИХ к тому, чтобы БЫТЬ КАК СЛОВА ЭТИХ, - два эти периода времени очень близки один к другому. То есть: хотя мудрецы школы Шамая проявляют большую строгость, чем школа Гилеля, как правило, пахота до праздника Шавуот приносит большую пользу для улучшения качества плодов, выросших в том году («Тифъэрет-Исраэль»).

Другие комментаторы считают, что мудрецы школы Шамая здесь, наоборот, проявляют большую снисходительность: и после Ацерет случается, что пахота приносит большую пользу плодам, а по мнению школы Шамая она разрешается в то время тоже. Так следует и из Йерушалми, так как там задают вопрос: почему наша мишна не включена в трактат «Эдуйот», в перечень тех случаев, когда школа Шамая проявляет большую снисходительность, а школа Гилеля - наоборот, большую строгость? И отвечают: «Иногда дождей мало, и почва недостаточно влажная; тогда запрещается пахать еще раньше Ацерет, согласно словам школы Шамая», - потому что тогда пахота не приносит большой пользы плодам. Однако, по мнению школы Гилеля всегда разрешается пахать до Ацерет, и получается, что в случаях, подобных указанному, школа Гилеля проявляет большую строгость, а школа Шамая - большую снисходительность.

Мишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. Амана
Мишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. АманаМишна. Трактат Швиит. Векслер, Й.. Амана