Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хасидизм

Для удобства навигации мы решили несколько изменить структуру раздела «Библиотека».
Арест и освобождение Шестого Любавичского Ребе Рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона в 1927 году.
М Е М У А Р Ы ЛЮБАВИЧЕР РЕБЕ
МЕМУАРЫ ЛЮБАВИЧЕР РЕБЕ представляют собою огромную сокровищницу не только хассидской, но и всеобщей еврейской истории. Исторические нити МЕМУАРОВ тянутся на четыреста-пятосот лет назад и дают нам широкую панораму еврейской жизни, которая во многих отношениях уже полностью исчезла вместе со средневековьем и еврейским местечком глубокой старины, но которая оставила нам ДУХОВНОЕ наследие, которым мы живем и по сей день
«Каждый еврей является святилищем, местом раскрытия Всевышнего через слова Торы и молитвы. Поэтому мы говорим: «наш Б-г, Б-г каждого еврея…»
Всегда есть в нашем народе люди, готовые стоять за Б-га до конца, наделенные мудростью Авраама и сердцем льва. В двадцатые годы их организовал, возглавил и повел новый глава ХАБАДа Йосеф-Ицхак Шнеерсон, который действительно стал Ребе наперекор всему: слежке, гонениям, аресту и смертному приговору
«Каждый еврей является святилищем, местом раскрытия Всевышнего через слова Торы и молитвы. Поэтому мы говорим: «наш Б-г, Б-г каждого еврея…»
Всегда есть в нашем народе люди, готовые стоять за Б-га до конца, наделенные мудростью Авраама и сердцем льва. В двадцатые годы их организовал, возглавил и повел новый глава ХАБАДа Йосеф-Ицхак Шнеерсон, который действительно стал Ребе наперекор всему: слежке, гонениям, аресту и смертному приговору
ЗАПАХ ДЕРЕВА
Мальчик здесь родился, здесь мать держала его на руках, и поэтому Любавичи были для него центром мира. Эта точка зрения, поначалу вполне детская, каким-то образом сохранилась и потом, когда он стал, провожая гостей, доезжать до железнодорожной станции Рудня, а потом побывал также в Петербурге, Париже и других больших городах. Имя небольшого белорусского местечка следовало вместе с ним как пароль, как титул. Любавичи…
РЯДОМ С ОТЦОМ
Йосефу-Ицхаку исполнилось пятнадцать лет. Отец сказал, что в день рождения они должны поехать на оэль, где были похоронены его дед и прадед. Приехав туда, они вдвоем прошли в небольшую синагогу, стоявшую рядом. Неожиданно отец подошел к шкафу, где хранятся свитки Торы, открыл дверь и сказал:

– Я привожу сегодня моего сына на акеду – жертвоприношение. Авраам, отец наш, связал своего сына, чтобы он не пошевелился и чтобы в жертве не было изъяна. Хочу также и я, чтобы акеда моего сына прошла как должно…
РЕБЕ — НАПЕРЕКОР ВСЕМУ
Первые два года после кончины отца были для рабби Йосефа-Ицхака временем затворничества – и вынужденного и добровольного одновременно. Почти год он болел, тяжело. К этому нужно прибавить время, когда он размышлял и выстраивал план действий. В завещании, написанном отцом, говорилось, что сын продолжает руководить ешивой «Томхей тмимим» и должен вести ее прежним курсом, то есть воспитывать людей, готовых на все ради еврейства и Торы.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
«Призыв ко всеобщему съезду представляет сейчас опасность, это вещь нечистая, и поэтому я выступаю против нее окончательно и бесповоротно. Я предвижу, что съезд приведет к последствиям очень нехорошим, пусть Всевышний обережет нас от них…»
СЛОВАРЬ
Еврейские праздники
Непокорившийся
Непокорившийся
«Нет ни малейшего сомнения, что время Избавления уже пришло…»
В нашей книге рассказывается о различных этапах жизни Ребе. В ней собраны беседы о судьбе Израиля, об отношениях евреев и народов мира, о борьбе с террором. В ней говорится о вопросах вечных: как понять волю Творца, как соседствуют природа и чудо, как приблизить приход Машиаха. Эти вопросы в наши дни стоят особенно остро.
«Нет ни малейшего сомнения, что время Избавления уже пришло…»
«Нет ни малейшего сомнения, что время Избавления уже пришло…»

Эти слова принадлежат Любавичскому Ребе, Менахему-Мендлу Шнеерсону. Действительно, волна стремительных перемен захлестнула наш мир. Рушатся коммунистические империи, народы мира пришли в движение, евреи начали собираться на Святой земле.
В 1745 году в местечке Лиозно у молодых супругов Баруха и Ривки родился мальчик необычайной душевной тонкости, словно сохранивший память о том пути, который его душа проделала, миновав ворота рая и звездный туман.
Мой меламед был возвышенный еврей… Он поставил меня на обе ноги.
В 1902 году в городе Николаеве у молодого раввина Леви-Ицхака Шнеерсона и его жены Ханы родился первенец, Менахем-Мендл.
Беседы Любавичского Ребе, посвященные еврейской семье, воспитанию детей, воспитанию родителей…
Рабби Иосеф-Ицхак называл жениха дочери «мой министр просвещения», намекая на его фантастическую эрудицию и на ту роль, которую он хотел ему поручить, – организацию еврейского образования. Можно было бы сказать – еврейского сопротивления. Когда еврей учит Тору вопреки угрозам, и доносам, и арестам – это, да, сопротивление. Война души, которая не хочет погибнуть.
Евреи и народы мира… Вечная тема, которой когда-нибудь придет конец. Ребе, говоря о ней, приподнимает завесу над тайнами тайн. Что ждет народы в конце дней, каким образом неевреи могут прикоснуться к сокровищам Торы, как еврею сберечь свое еврейство, находясь в конце галута…
«Гордость и украшение еврейского народа»… Это сбылось, больше, чем можно было представить. Если душам праведников доступно видеть, что творится на земле, то рав Леви-Ицхак должен знать, сколько евреев ожидало благословений его сына. После них, этих благословений, ставились хупы, выздоравливали люди, рождались дети, которые сидели над Торой и старались выполнить каждую ее заповедь.
Любавичский Ребе говорит о еврейских испытаниях, о еврейской судьбе, о самопожертвовании, словом, – о нашей душе…
Менахем-Мендл Шнеерсон был больше, чем правая рука своего Ребе. Он стал поверенным его тайн. Он, кого через пятьдесят лет многие будут называть Машиахом, по поручению тестя стал во главе поразившей многих кампании -«Немедленное раскаяние – немедленное избавление». То есть: Машиах на пороге и от нас зависит, когда произойдет его раскрытие.
Семья Яакова спустилась в Египет. Там, в изгнании, в рабстве появился на свет еврейский народ. Он вышел из этой страны, расколов ее на мелкие куски, как птенец, разбивший скорлупу. С той поры на нашу долю выпало немало гонений, немало изгнаний. Последнее из них, самое длинное, длилось почти две тысячи лет. Зачем Всевышний послал своих сыновей за тридевять земель от Эрец Исраэль? Какую тайную работу выполняет еврейский народ в галуте? Ребе объясняет…
Центром еврейства теперь становится Америка. Вс-вышний по воле Своей приготовил новый дом для Торы и еврейства в этой стране в то время, как пожар уничтожения только начинался по ту сторону океана… Евреи Америки обязаны понять свою роль в нашей истории. Здесь собраны сейчас наши лучшие духовные силы. На нас возложена обязанность направлять и поддерживать еврейские общины в других странах, в том числе и в Эрец Исраэль. Этим общинам, чтобы выстоять, нужна наша духовная и экономическая помощь. То, что будет завтра с евреями во всем мире, зависит от того, как ведет себя каждый еврей здесь, в Америке.
Самый главный вопрос, о котором часто забывают, – какое место в мыслях каждого из нас занимает Творец. Это отрывок из беседы Ребе, где говорится о том, как еврей выполняет свою главную задачу – поднимает мир из темноты навстречу Всевышнему…
в шлихут, в посланничество, надо отправляться с радостью, откинув все опасения. Ничто не может помешать шалиаху, даже маги и колдуны, если он помнит и верит, что «нет никого на свете, кроме Него..». Поведение народов мира зависит от того, как ведут себя евреи в данной точке земного шара.
«Почему ваш Ребе ни разу не был в Израиле?» Этот вопрос задавался каждому хабаднику миллионное число раз. Ответы давались разные, но суть их одна: Ребе не может приехать на Святую землю просто так. Для него это подъем на ступень необычайной высоты, с которой не может быть спуска. Но это не значит, что события в Эрец мало волнуют его. Напротив, Ребе следит за всем, что происходит там, подбадривает, предостерегает, а главное, дает свое святое благословение, чтобы, несмотря на все ошибки и огрехи, народ еврейский в очередной раз избежал опасности…
Второе: «Марко» – это Машиах. Его приход, столь долгожданный, связан с большими неудобствами. Худо-бедно, на рынке нашей жизни шла торговля – тот, кто приходил туда с копейкой, иногда уходил и с пятаком. И вдруг, опрокидывая лотки, поломав балаган, распугав карманников, приближается этот странный человек, имя которому – Машиах, еврейский царь.
О приходе Машиаха, еврейского царя, который избавит от страдания и горя весь мир, говорят на каждом шагу, в любом конце света. Люди делают это, словно заглядывая в холодную черноту колодца, где ничего нельзя разглядеть. У Ребе другой угол зрения. Он стоит на пороге новых времен и зовет шагнуть за ним следом…
Есть хасидское предание, что Машиах должен появиться среди потомков рабби Шнеур-Залмана, основателя движения ХаБаД, и главы другой хасидской династии – рабби Нахума из Чернобыля.
Агада (пасхальная) – «повествование»; рассказ об Исходе из Египта, который читают на пасхальном седере.
Download
Хасид – это праведный человек, который ищет правду и старается добиться больше того, на что способен. Когда придет Машиах, хасиды удивятся меньше других и будут радоваться больше всех на свете. Если наша книга поможет вам оказаться в этой компании, мы будем знать, что не зря извели столько бумаги…
Это истории про Исройлика. Так его звали в детстве, когда он бродил по украинским полям и лесам, не страшась ни зверя, ни человека. Так его звали в юности, когда в старом кафтане и дырявых сапогах он шел из местечка в местечко, заводя дружбу с сапожниками и мудрецами Торы, с цепкими купцами и тайными праведниками. Потом он раскрыл перед всем миром свет своей души. Тогда его стали называть рабби Исроэль Баал-Шем-Тов, что означает «владеющий именем», то есть чудотворец, знаток тайных имен Творца.
НАЯВУ, КАК ВО СНЕ
Исройлик любил мир, в котором поселил его Творец. Не только тайный мир скрытых праведников и удивительных встреч, частью которого он стал чуть ли не с самого детства, но и тот маленький мир, в котором его считали неудачником. Где голуби плещутся в воздухе в невысокой синеве, потревоженные ребячьим свистом. Где женщины сплетничают у колодца, а их мужья ссорятся за место в синагоге. Где люди притворяются, что не понимают друг друга. Где у каждого еврея, который и не слыхивал про нистарим, есть своя тайна, своя скрытая праведность. Где рабби Гершон прогнал его из кучеров.
Еврейская синагога. Без звона колокольного, без каменных резных крылец. Темный сруб, скрипучую дверь осторожно трогает ночной ветерок. Еврейский юноша сидит допоздна над книгой, наполняя душу квадратной чеканкой прадедушкиных букв, с помощью которых сотворен мир.
Однажды, когда рабби Исроэль был в дороге, он услышал керуз – весть из высших миров, что ему нужно остановиться на субботу в таком-то городке, в таком-то семействе. Разыскал кучер Бешта нужную улицу, постучал кнутом в ворота дома, но ему не захотели открывать. Тогда послал рабби Исроэль своего писца реб Цви на переговоры с обитателями.
Внутри глобуса пусто, в этом можно убедиться. Надо только, не боясь попреков, проковырять в нем аккуратное отверстие и заглянуть вовнутрь. Наш мир со всеми его войнами, футболами и электричеством, тоже может оказаться пустым, если не найти в нем «точку сердца» – место, где душа соединяется с Творцом. Разыскивая эту точку, посланники Бешта исколесили весь мир. И находили ее повсюду, ведь сердце свое, еврейское, они несли с собой.
Рассказы и притчи рабби Исроэля, записанные его учениками, обладают огромной силой. Они кратки, точны и помогают изменить что-то в себе уже сейчас. Нужно только сесть поудобней и вздохнуть по-еврейски. Теперь читайте.
Кто-то воткнул свечу в сугроб посреди поля, и она горит навстречу ветру, отбивая холод лезвием кипящего пламени. Скоро ведь погаснет, а? Стрельнет обреченно синим дымком… Нет, ей гореть долго. Ведь свеча – это символ еврейской души. Вот чья-то фигура показалась в поле, и ветер стих. Это рабби Исроэль. Он поправил фитиль, он любуется светом. Идти навстречу еврейской душе – вот что цадик любит больше всего на свете.
Среди многих серьезных и тайных целей, которые ставил перед собой рабби Исроэль, одна из самых важных заключалась в том, чтобы искать среди евреев праведные души, помогать им найти самих себя и стать наставниками многих. Он собирал эти души, как король – свои жемчуга, и любовался ими на черном бархате бесконечного и страшного галута. В темноте жемчужины светились ярче…
В Рош Ашана, еврейский новый год, весь мир погружен в сомнение и трепет. Еще бы: ведь сейчас стоят перед Небесным Судом отдельные души и целые государства, большие города и местечки… Все молят о снисхождении, все просят простить и дать жить. Страх перед Небом, который охватывал Баал-Шем-Това даже во время будничной молитвы, нам известен: от трепета его души дрожали столы в синагоге, ходила волнами вода в бочке… Что же говорить о том, что он испытывал в Рош Ашана!

В тот год, однако, члены святого братства, ученики Бешта, были поражены: их учителя охватило веселье. И никто не знал его причины. Но рано или поздно секрет выходит наружу. Бешт ликовал, так как ему открылось, что должна родиться «новая душа». Эта душа раньше никогда не спускалась в наш мир, не запятнана ошибками и проступками прошлых рождений. Она взята с самого Верха. Она приходит, чтобы совершить нечто небывалое.
Свеча на снегу Истории из жизни рабби Исроэля Баал Шем Това
Свеча на снегу
Истории из жизни рабби Исроэля Баал Шем Това
Сотни еврейских центров во всех странах мира. Миллионы книг и брошюр на всех языках, от английского до арабского, от голландского до фарси. Так истолковал Ребе слова Б-га «И ты распространишься на запад и восток, на север и юг…»
"Рош Кол Бней Га Гола", глава всех евреев диаспоры, – такой титул по традиции присваивался лидерам нашего народа во время вавилонского изгнания. На протяжении столетий по мере распространения и расширения диаспоры этот титул утратил смысл, и раввины могли оказывать влияние на своих единоверцев лишь в тех местах, где они выполняли духовную миссию. Революция, совершенная в средствах связи, открыла духовным учителям еврейской общины возможность играть всемирную роль. Ребе, руководствуясь заветом Баал-Шем-Това любить каждого еврея ("агавас Исроэл"), поставил перед собой задачу выйти за географические и политические границы, оказывать духовную и материальную помощь каждому, кто в этом нуждается.
И. И. Осипова ИСТОРИЯ ХАСИДСКОГО ПОДПОЛЬЯ В ГОДЫ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ТЕРРОРА По материалам отчетов ОГПУ-НКВД-МГБ и следственных дел заключенных
Рассказ о тайной деятельности хасидов в условиях тоталитарного режима, их борьбе за сохранение традиционной религиозной жизни евреев и организации тайного выезда из страны сотен еврейских религиозных семей основан на материалах следственных и личных дел заключенных, агентурных сообщений секретных сотрудников чекистов, а также отчетов, приказов и шифротелеграмм ОГПУ—НКВД—МГБ.

В «Книге памяти» даются биографические справки о 232 репрессированных в годы большевистского террора активных членов еврейских религиозных общин.
Свежее, оригинальное изложение основных идей хасидизма.
Если рыба попадает в океан, ей следует плыть, уходить в его глубины. Впервые услышав о хасидском мистицизме, я понял очень немногое из него. Но это было не так важно. Для жителя страны, где несколько поколений не видели дождя, дождь – чудо, но почва хранила в себе память о нем. То, что было чуждо моему уму, казалось родным моему нутру. (из Предисловия)
В чем отличие этой книги? «К жизни, полной смысла» – это практическая подборка положений из учения рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, признанного лидера и учителя, известного всему миру «Ребе». Хотя Ребе был еврейским лидером, его учение несло в себе универсальную идею, призывая всех людей в мире вести добродетельную продуктивную жизнь, к единству.
БИОГРАФИЯ рабби Менахема-Мендла Шнеерсона
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, на протяжении 44 лет глава (Ребе) Любавичского Движения хасидского иудаизма, был человек необыкновенный. За все время своей деятельности он практически не покидал даже ближайших окрестностей своего жилища, влияние же его распространялась на весь мир
Тело и душа Одна личность. Два мира
рождение Начало проявлений предназначения
На вечере, когда семья с друзьями праздновала день рождения ребенка, Ребе назвал три разновидности радости по этому поводу: радость всего мира по случаю рождения нового члена; радость родителей, которых, благословили ребенком; радость ребенка в связи с тем, что он появился на свет
Сердца родителей возвратятся через их детей
У Ребе не было своих детей. Однако все дети были его детьми. В течение всего времени своего руководства он уделял особое внимание нуждам и развитию способностей молодого поколения
Давайте воспитание юноше по его уровню, тогда он, даже состарившись, не отвернется от него.
За четыре с лишним десятилетия своего лидерства Ребе создал более двух тысяч образовательных учреждений во всем мире. В 1976 году, объявленная им «Годом просвещения», Ребе приступил к выполнению специального образовательного проекта. В результате его реализации за этот год появились десятки новых школ и детских лагерей, учебных программ. В 1978 году правительство Соединенных Штатов объявило день рождения Ребе Днем просвещения. С тех пор этот день отмечается ежегодно.
Молодые заставят старших стыдиться, а старые будут вставать в присутствии молодых.
В канун Йом Кипур, самого священного дня в еврейском году, родители по традиции благословляют своих детей. В этот же день в главной любавичской синагоге Ребе благословлял молодых людей. Голос его часто дрожал, а на глаза набегали слезы. Эта был необыкновенно трогательный момент, который вдохновлял юношей с удвоенной самоотверженностью продолжать свои занятия, помогать созданию еврейских общин и центров во всем мире. Ребе понимал, что молодежь – это двигатель, который приводит в движение всю человеческую машину.
…Оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью.
27 ноября 1928 года в Варшаве Ребе женился на Хае-Мушке Шнеерсон, дочери предыдущего Любавичского Ребе. В 25-ю годовщину свадьбы Ребе сказал на собрании своих учеников и последователей: «Сегодняшний день знаменует годовщину моей общественной работы. Этот день соединил меня с вами. Да поможет всем нам Б-г увидеть плоды нашей работы!»
Подобно тому кик води отражает лицо, одно сердце отвечает другому.
Никто не испытывает усталости или слабости, когда считает нечто такое же прекрасное, как бриллианты
Дом и семья: Создание сада для себя и для Б-га
Осенью 1988 года Ребе провозгласил наступающий новый еврейский год «Годом строительства». Он объяснил, что дом является самой долговременной из трех основных потребностей человека (пища, одежда, кров), так как представляет собой постоянное и надежное место для человека в этом неспокойном мире.
Никто не цмеет права причинять вред своему телу, ибо оно не собственность человека – оно собственность Б-га.
Ребе часто говорил, что в процессе выздоровления оптимизм, подкрепленный верой в Б-га, также важен, как лекарства и доктора
Человек рожден для труда
Явившийся за советом к Ребе бизнесмен выглядел очень усталым. Аудиенция происходила ночью, а у гостя был позади тяжелый трудовой день, «Бы когда-нибудь наблюдали за тем, как ведет себя большая мощная машина? – спросил его Ребе, – Если вы долго ею не пользуетесь, она начинает ржаветь, терять свой вид и качества. Если же она у вас постоянно в работе, следует иметь в виду, что перенапряжение может привести к ее быстрому износу, выходу из строя
Благотворительность превращает вещество в дух, обращает монету в пламя.
Начиная с 1966 года, со дня рождения Ребе, по воскресеньям тысячи людей приходили, чтобы получить его благословение. Среди них были и ближайшие последователи Ребе, и руководители государства, и самые влиятельные представители из сферы бизнеса. Одни нуждались в духовной поддержке, другие – в совете по конкретному делу. Наряду с благословением, Ребе давал каждому посетителю новенькую долларовую банкноту для благотворительных целей. За несколько лет он роздал сотни тысяч таких долларов, всякий раз напоминая о необходимости помогать нуждающимся.
Душа никогда не стареет, с годами она только развивается.
Ребе говорил о том, что людям его возраста и даже старше не следует уступать традиционному взгляду и отказываться от плодотворного образа жизни. Напротив, они должны использовать свои дополнительные годы, накопленный жизненный опыт, приобретенную мудрость и «идти от силы к силе»
А живые примут это близко к сердцу.
В 1950 году, после ухода из этого мира его предшественника и тестя, Ребе подчеркивал, что лучший способ прославления усопших – предоставить говорить за них совершенным ими добрым делам
Мы должны преобразовать страдание в действие, а слезы в рост.
Ребе обладал способностью разглядеть положительное там, где обычная, мудрость видела только отрицательное. В свойственной ему манере он мог принести утешение людям, испытывающим глубокие эмоциональные или духовные страдания, вселить в них надежду
Я спокоен и не буду ничего бояться, ибо Б-г – моя сила и песня, и Он помощь мне.
Ребе часто рассказывал о своем тесте, рабби Иосефе-Ицхоке Шнеерсоне, предыдущем Любавичском Ребе. В 1927 году рабби Иосеф-Ицхок был арестован властями в Москве. Когда он решительно отклонил предложение сотрудничать с властями, один из следователей пригрозил ему револьвером. «Страх перед этой игрушкой развязал язык многим». – «Эта игрушка устрашает лишь того, у кого один мир и много богов, – возразил Ребе. – По не того, у кого только один Б-г и два мира».
Говорят, время – деньги, я говорю, время – жизнь.
Ежедневный график Ребе, который не изменялся более сорока лет, был чрезвычайно уплотненным. Он включал чтение сотен писем, написание ответов на них, просмотр и редактирование публикаций, назначенные заранее встречи, которые длились до полуночи, молитвы и занятия, беседы, часто заканчивавшиеся на рассвете, Однажды утром Ребе спросил, когда должна начаться одна из молитв. Ему ответили не вполне определенно – то ли в 9.10, то ли в 9.15. «А точнее? – настаивал Ребе. – За пять минут можно сделать так много».
Когда полыхает огонь, все ответственны за помощь своим ближним.
У всех нас в жизни наступает момент, когда мы понимаем, что никто не возьмет на себя ответственность за нас, что мы должны это сделать сами. Необходимо учиться быть ответственными за собственные семьи и своих друзей, а также за тех, кто оказался менее удачливым в жизни, чем вы
Правительство: Из множества одно
Ищите благополучие в этом городе… и молите Б-га о нем, ибо в спокойствии этого города вы найдете спокойствие.
лидерство: Искусство самоотверженности
Цели и намерения [подлинного лидера] долины быть направлены на то, чтобы повысить веру человеческого рода и наполнить мир справедливостью.
Женщины и мужчины: Объединяя силы
После тысячелетий господства мужчин мы сейчас стоим на пороге эры, когда женщины займут достойное место и весь мир признает гармонию между ними.
наука и техника: Открывая Б-жественное в природе
Техника использует Б-жественные силы, присутствующие в природе, с момента ее создания.
Наше поколение: Понимая время, в которое мы живем
И не будет больше ни голода и ни войны, ни зависти и ни раздоров, ибо доброта будет струиться в изобилии, и все вещи, вызывающие восхищение, будут так же доступны, как и песок.

Весь мир будет занят только тем, чтобы познать Б-га.

Мы – седьмое поколение, мы – те, кто реализует Б-жественность на этой земле.
Б-г: Абсолютная реальность
Б-г сотворил мир таким образом, что мы осознаем свою жизнь как подлинную реальность, а Б-жественность –как нечто новое, благоприобретенное.

Наша роль состоит в достижении совершенно нового уровня понимания, при котором Б-жественность есть абсолютная реальность, а мы – средство выражения Б-жественного.

Ребе
Вера и разум: Прикоснуться к Б-жественному
Вера не свидетельствует об отсутствии разума, она сама по себе дар, который при совершенствовании позволяет нам опытным путем познать суть.

Ребе
Единство: Взаимоотношения человека с Б-гом
Все, что мы делаем, должно быть направлено на раскрытие лежащего в основе жизни единства в нас самих.

Ребе
ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИЦИЗМ: Знать и делать
Сняв все наслоения, вы достигнете основы сущности и сможете применить в жизни самую возвышенную идею.

Ребе
добро и зло: Свет и тени
Зло есть отсутствие добра. Само по себе оно реально не существует и рассеивается в свете добра.

Ребе
Чудеса: Видение необычного в обычном
Чудеса происходят вокруг нас. Нам надо открыть глаза, чтобы увидеть их.

Ребе
Избавление: К жизни, полной смысла
Окончательное избавление – больше не мечта отдаленного будущего, а ближайшая реальность.

Ребе
Сначала я назвал свою книгу «Реальность». В моем представлении слово «реальность» было единственным, отражающим сущность Ребе. Я был убежден, что лучше всего можно охарактеризовать Ребе именно этим словом – «реальность»!
К жизни, полной СМЫСЛА УЧЕНИЕ ребе Менахема-Мендла Шнеерсона
К жизни, полной
СМЫСЛА
УЧЕНИЕ
ребе
Менахема-Мендла Шнеерсона
В этой книге, сборнике лекций по религиозной философии хасидизма основанных на древней духовной традиции Каббалы, представлен нетривиальный взгляд на двойственность нашего бытия и попытка соединить с большей полнотой и гармонией в рамках единой системы веры бытие и небытие, чувство и знание
Настоящий том представляет собой попытку охарактеризовать мысль рабби Шнеура Залмана, а именно созданную им философскую систему Хабада. Эта книга является дополнением к биографии основателя движения Хабада, написанной тем же автором и опубликованной ранее.
Странствующий нищий
НА СЕМИ ВЕТРАХ
В городе Вормсе жил ученый, который для заработка торговал вином, а для того, чтобы выполнить своё призвание на земле, писал комментарии к Торе. Звали его Рабби Шломо бен Ицхаки или, сокращённо, Раши.
ЕВРЕЙСКАЯ ГОЛОВА
ЖАДНЫЙ ВОР
Самсон был еврейский богатырь. Узнав тайну его силы, враги евреев, плиштим, поймали его, ослепили и привели на посмешище в дом своего идола. Тогда Самсон стал просить Гашема, чтоб хоть на короткое время вернулась к нему его былая сила, и когда почувствовал ее, обрушил крышу на головы врагов, а сам погиб под обломками.
ЗАПАДНАЯ СТЕНА
Наш святой Храм, Бейт Га-Микдаш, был разрушен, когда войска нечестивого Тита захватили Ерушалаим[1]. Римляне думали, что если разрушить дворец Царя, то евреи, халила, забудут о Нем, о Его приказах, и начнут, волей-неволей, выполнять приказы тех, кто ими правит.
ЗА СОВЕТОМ К РЕБЕ
Еврей попал в беду и идет к ребе за помощью. Иногда ребе чудесным образом помогает исправить ситуацию. Иногда объясняет, почему именно события сплелись таким образом, и уже тем самым облегчает их бремя. Но есть общая деталь: в этих историях отсутствует волшебная палочка. Во-первых, потому что они происходили на самом деле. Во-вторых, потому что главная обязанность ребе — это пробуждение еврейской души. Зачастую еврей просто видит пример, как мог бы поступить он сам, прояви больше терпения или упорства, или больше любви к своим близким и к заповедям Торы.
УПУЩЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
У Баал Шем Това был преданный хасид по имени реб Вольф Кицес. Ни одного дела, ни важного, ни пустякового он не делал, не спросив совета у своего ребе. И вот однажды реб Вольф признался Баал Шем Тову, что им овладело страстное желание побывать в Эрец Исраэль. Бешт выслушал его внимательно и ответил:
В Польше жил купец, который занимался тем, что скупал у помещиков лен и продавал его за границу. Он был богат и давал очень большую цдоку. Особенно часто он выступал поручителем за тех евреев, которые по бедности не смогли вовремя уплатить ренту и сели из-за этого в тюрьму.
В молодости два прославленных брата, раби Элимелах и раби Зусия отправились в добровольное изгнание. Они бродили из местечка в местечко, ели то, чем делились с ними здешние евреи, ночевали там, где придётся: иногда в домах, чаще — в сарае с сеном. В чём был смысл этих скитаний? Двое молодых раби, которым было предназначено стать лидерами и иметь тысячи последователей, хотели приучить себя к лишениям и скромности, чтоб никогда не впасть в грех самодовольства. Они также хотели «из первых рук» узнать о страданиях и горестях своих братьев-евреев, даже самых бедных, которым приходится жить подаянием. И они ещё надеялись, что изгнание поможет им получить прощение за грехи, которые они совершили невольно.
В давние времена в Марокко правил султан. Он много слышал о мудрости раввина еврейской общины, которого любили и уважали все и евреи, и арабы. «Если хоть половина того, что говорят о нём — правда, я должен непременно повидать его»,— решил султан и пригласил раби к себе во дворец. Они долго беседовали. Султан был восхищён умом и учёностью раввина. Снова и снова приглашал он его во дворец, и в конце концов, раби стал личным советником султана.
Известный цадик, реб Моше Лейб Сосовер, во время одного из путешествия зашёл в корчму, которую его знакомый арендовал у здешнего пореца — польского помещика. Он удивился, увидев на двери замок. Соседи сказали, что еврей не мог вовремя отдать ренту, и порец за это держит его в заключении, а жену и детей прогнал.
Не всегда талмид хахам, человек, посвятивший себя изучению Торы, сидел за столом, углубившись в толстые фолианты. Иногда ему приходилось отправляться в путь, чтобы утвердить Тору в еврейских сердцах. При этом, он мог прикинуться бродячим сапожником, торговцем или даже нищим. Вот так и начинается наша история: в маленьком городке появился нищий…
Два короля вели долгую и ожесточенную войну за спорные земли, но ни один из них не мог добиться победы. Много жизней унесла война, огромные суммы были истрачены. Наконец они решили так: земли достанутся тому, кто докажет, что у него на них больше прав. Копаясь в архивах, один из королей обнаружил, что является потомком проклятого Гамана, который во времена царицы Эстер хотел уничтожить всех евреев. Это открытие разбудило в нем зверя, он решил отомстить за своего предка.
У Рабби Баал-Шем-Това всегда было много гостей. Одни хотели узнать, как лучше служить Гашему, другие просили помочь в беде. Но никто не приходил к нему просто так, от нечего делать. И вдруг такой человек появился.
Вы, вероятно, слышали о знаменитом ребе Леви Ицхаке из Бердичева. До Бердичева он жил в Пинске, где у него был хасид реб Симха. «Симха», как известно, по-еврейски значит «радость». Но реб Симха постоянно ходил печальный: у него с женой не было детей.
Некоторое время назад у людей было модно нюхать табак. Придя в синагогу, вы вполне могли увидеть шамеса с табакеркой, который предлагает понюшку каждому желающему. Пустяк, а все-таки приятно. На идиш есть такое выражение: „а шмек табак’, понюшка табаку. Употребляют его, когда речь идет о маленькой вещи, которая почти ничего не стоит. Однако в нашей истории понюшка табаку привела к очень серьезным последствиям.
В небольшом польском городе жил раввин Гершл Чортковер, известный своей неустанной заботой о людях, искавших у него утешения и помощи. Поскольку работы у раввина было слишком много, он принял к себе на службу молодого человека по имени Аншел Мойше, бедного и в то время неустроенного. Реб Гершл и Аншел вскоре стали близкими друзьями. Их сотрудничество продолжалось несколько лет, до тех пор, пока молодой человек не решил жениться. Вступив в брак, он переехал в близлежащее местечко. Рабби Чортковер был рад счастливой женитьбе своего друга и одновременно огорчентем, что его покинул хороший и преданный помощник.
Куры у плетня, мазанный известью домишко с соломенной крышей… Почему же душу охватывает трепет, когда приближаешься к этому дому? Потому что там живет Ребе – праведник, мудрец, духовный наставник своих хасидов.
Сказано у наших мудрецов: «Тот, с кем случилось чудо, ничего не знает о нем». Горько, но верно. Откуда простому человеку знать, сколько раз Всевышний приходил к нему на помощь, сколько раз камень, брошенный нам в спину, возвращался в лоб тому, кто его запустил… И скрытые праведники наверняка встречались нам, и пророк Илияу сидел совсем рядом. Если б знать, а что тогда?..
Народы мира пытаются проникнуть в тайны Кабалы, чтобы понять загадки мироздания, чтобы научиться, если получится, самим творить чудеса. Сумасшедшие евреи, иначе их не назовешь, изучают Кабалу, чтобы знать, как стать ближе к Творцу, как соединиться с Ним. Цель такая непрактическая, такая странная… Еврейская.
О, Бердичев! О, евреи! О, цадик рабби Леви-Ицхак, который ходил по этому городу, ловя на перекрестках грешников и доказывая им, что они на самом деле праведники или могут ими стать. И убеждал! И становились, не веря самим себе…
Прямых дорог, конечно, не было в России, разве что близ царских дворцов. Но были дороги понятные, разъезженные, с почтовыми станциями и верстовыми столбами. Они вели из Петербурга в Москву, из Одессы в Херсон и так далее. Тот, кто по ним ездил, мог гнаться за барышом или убегать от кредиторов… И здесь тройка гнедых с колокольчиком была, наверное, ему в помощь. Но приезжал человек обычно к самому себе, к убитым мечтам, к воскресшим болям. И тогда еврей начинал крутить головой, — может, не туда заехал?
Иногда хасиды наливают чарки и закуривают трубки. Иногда Ребе начинает танцевать. И тогда кажется, что несчастье покинуло этот мир, а заботы – тьфу! И хотя прошло лет сто или двести, но разговоры хасидов, их напевы все равно доносятся до нас.

Это называется фольклор?

Это называется душа…
Святой праведник рабби Леви Ицхак, родился в 1740 году в городе Гусаков, в Галиции. Его отец, гаон рабби Меир, известный мудрец в своём поколении, был раввином города. Его мать, рабанит Сара Сосья, вела своё происхождение от самого Мар-шо, который, в свою очередь, происходил от великого учителя ашкеназского еврейства Маарама из Ротенбурга. На протяжении многих поколений этот род славился раввинами, известными мудрецами и праведниками.