Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Соловейчик

Настоящий сборник включает в себя конспекты выступлений Рабби Йосефа Б. Соловейчика, составленные его слушателями.
Чтобы объяснить восстание Кораха, необходимо проанализировать два главных его аргумента, указанные в Торе и в Мидраше, и таким образом понять его личные побуждения и идеологию.
Результаты этого анализа прольют свет на причины возражений против авторитета Торы во все времена, включая и сегодняшние. Современные попытки перетолковать Алаху или открыто ее отвергнуть являются лишь отражением того, что произошло во времена Моше.
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем.
Еврейское Мировоззрение в первую очередь касается человека, его судьбы, его значения как в индивидуальном, так и в социальном смысле. В этой статье мы попытаемся показать, что все заботы и стремления человека любых времен отражены в рассказе Торы о Творении. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Еврей не просто соблюдает День Искупления. Он переживает его. Этот день продолжает существовать в жизни человека.
Судейство и роль человека в нем неотделимы от Йом Кипура. Когда бы Моше ни садился судить, это всегда был для него день после Йом Кипура.
В каждом поколении есть люди, которых Б-г избирает Своими посланцами, творцами истории. Кого избирает Г-с-подь? Не просто личность, а человека, олицетворяющего всю нацию.
Роль таких людей подобна роли сердца в теле человека. Как сердце подвержено беспокойству, радости, страху, гневу, любви и любым другим потрясениям тела, оставаясь при этом наиболее прочным и сильным из всех органов, так и люди, которых избирает Г-сподь, переживают все то, что выпадает на долю народа, плача от причиняемой ему боли и радуясь счастливым моментам его истории. (Согласно Кузари, такая же роль отведена Израилю среди всех наций).
Молитва в иудаизме всегда была «Б-гослужением сердца», сердца трепещущего и мятущегося, переполненного стремлением к Б-жественному
Еврейская формула мелодии характерна отсутствием строго определенной формы и внезапными перепадами. Того, кто ищет гармонии и благозвучия в мелодии еврейской молитвы, ждет разочарование. Это надежда и предвидение в "Увехен тен пахдеха", спокойная радость и устремленность в "Акоханим ее аАм", отчаяние и сожаление в "Ашамну" или "Анна Ашем", меланхолия и подъем в Кадиш Неила, торжественность и напряженность в Коль Нидрей. Ни одна из этих мелодий не является многотональным пением, скорее это озвученный поток искренних переживаний во всей их душевной полноте.
Бурный рост знания может привести и действительно приводит к росту человеческого высокомерия.
Б-г Своим речением создал природную гармонию. Следствием ее является научный порядок. Слово Б-га истинно, следовательно, науки тоже истинны. Слово Б-га создало человеческую свободу и Завет между Б-гом и Авраамом. Слово — это Кдуша, святость
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом
Нам известно, что есть два завета: первый был заключен Б-гом с Праотцами и второй с Моше у горы Синай. Суть Синайского Завета заключается в обязательстве выполнять заповеди. Это груз обязанностей. С другой стороны, Завет Праотцов не содержит заповедей, за исключением обрезания. Тем не менее оба завета связаны между собой.
Иудаизм постиг «юность» и «старость» не только как последовательные физиологические периоды в жизни человека; иудаизм понял также их духовные выражения
Осознание времени в юности ориентировано на будущее, тогда как осознание времени в старости сосредоточено на прошлом. Духовно быть юным означает быть преданным будущему, тогда как быть старым означает созерцать то, что было когда-то и чего уже нет. Молодой человек по существу искатель, вопрошающий и доверяющий, в то время как старый человек, как правило, созерцатель, предающийся раздумьям скептик.
Синагога — не самое популярное учреждение в американской еврейской жизни, даже в среде религиозной общины
Современная община, особенно молодая, отличается от старой. Нынешняя молодежь более сложна в своем отношении к религии, более динамична в своих религиозных поисках. Кроме того, она заражена изрядной долей хуцпы (наглость — иврит). Она ищет служения скорее произвольного, нежели постоянного, пылкого, а не структурированного. Ее больше интересует просветительное учреждение, чем дом для молитвы. Ей чужда скрупулезность, официальная и строго организованная служба.
«Издалека Б-г явился мне и сказал: «Возвышенной любовью Я полюбил тебя!»
Я вижу Б-га далеко, далеко от меня. Иа громадном расстоянии видели Его мои глаза. Однажды Он был близко, тогда я был слеп. И я лишился Его близости: Он стал скрыт для меня. До тех пор, пока Создатель был близко и Его Шехина парила надо мной, я не чувствовал сияющего счастья, струящегося от Него, от Его дивной близости
Был учитель-царь — «был царь в Иешуруне, когда главы народа были вместе». Моше, величайший из всех учителей, был царем в Иешуруне; он был учителем-царем. Был также учитель-священник или учитель-святой
Талнский Ребе являлся представителем великой и славной традиции, которая была полной противоположностью другой традиции — столь же великой и славной, — в которой родился и был воспитан я сам. Я упомянул, что все наши великие вожди — и хасидим, и митнагдим — были преданы одной задаче — Учению. Учитель, ребе во всех поколениях был центральной фигурой в общине Завета. Учитель возвышался над королями, военачальниками и первосвященниками. Сила, которой обладал учитель, была духовного, а не политического характера. Он никогда не навязывал свой авторитет ученикам. Правда заключалась в обратном. Ученики избирали его и вручали ему себя. Я собирался сказать, что существовало две традиции обучения: обучение-царствование и обучение-освящение.
Прощение согрешившего и очищение, являются прямым следствием, а также средством излечения онтологических последствий греха, так как грех налагает на человека ответственность за преступление, чувство вины и, одновременно, оскверняет его.
Грех и наказание за него рождаются одновременно. Никакой грех не проходит безнаказанно; будь то земной или небесный суд — кара неизбежна. Вера в возмездие и наказание — фундамент иудаизма. «Человек, который говорит, что Священный, да будет Он благословен, оставляет грех безнаказанным, да лишится внутренностей своих, ибо сказано: "Он — Скала и Его творение совершенно, ибо все Его пути — пути правосудия"