Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Переводы "Шамир"

БЕСЕДЫ


ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ


КНИГИ БРЕЙШИТ, Шмот, Бемидбар, Дварим


Свободный перевод с идиша Г. Липш, Й. Векслер


Под общей редакцией проф. Г. Брановера


«Ш А М И Р»


ИЕРУСАЛИМ 5758-5768 © 1998-2008

Творение продолжается постоянно, каждую минуту и каждую секунду.
Известно высказывание Рабейим – Руководителей Хабада, что шабос Берейшис (суббота, когда читается недельная глава "Берейшис") касается всего года, и так, как ставят себя в шабос берейшис, так идет весь год. творение само по себе также и сейчас полное ничто, и все его существование лишь потому, что Вс-вышний его постоянно творит, и само собой, его все существование это – Б-жественность.
Потоп — очищение мира, подобно тому, как миква очищает окунающегося в нее человека.
Потоп очистил мир, подобно тому, как миква очищает окунающегося в нее человека. Заботы о пропитании подобны "великим водам". Все неприятности, заботы и проблемы могут исчезнуть в одно мгновение, если человек душой своей воспримет то, ради чего они посланы, постигнет внутреннее содержание этих проблем и придет к "нейхо" — успокоению в материальном и духовном вместе.
«Уйди из страны твоей…» в духовном служении каждого человека
Первое испытание Авраама, упомянутое в Торе, это "уйди из страны твоей…" эти слова имеют отношение к Служению каждого человека, как "сверху вниз", так и "снизу вверх", а также и к самому по себе Служению "снизу". Когда душа спускается вниз, даются ей силы для того, чтобы выйти — из "арцехо (земли твоей)" — из воли, желаний животной души; — из "мейлад’техо (с родины твоей)" — из того, что подсказывает материальный разум, того, куда толкают материальные и эмоциональные качества; — и из "бейс овихо (дома отца твоего)" — привычек и наклонностей, приобретаемых человеком в результате воспитания, [например, в родительском доме], к сожалению, не всегда правильного. Человеку даются силы на то, чтобы выйти из этого и пойти — "эл оорец ашер ареко (в землю, которую Я укажу тебе) — синагогу, ешиву, туда куда хочет [(эрец — и здесь намекает на "роцейн" — желание, волю)] б-жественная душа.
«Когда еврей решает в девяносто девять лет, что он должен сделать себе обрезание, он достоин того, чтобы Всевышний ему открылся»
В день своего рождения, 20-го мархешвана, Ребе Рашаб обычно заходил к своему дедушке, Ребе Цемах-Цедеку, чтобы попросить благословения. Возможно, так поступали и другие внуки Ребе Цемах-Цедека. Однажды, когда Ребе вошел (ему тогда было четыре или пять лет, так как он родился в 5651 году, а в 5656 году Ребе Цемах-Цедек отошел в лучший мир), он расплакался. Ребе Цемах-Цедек спросил его: «Почему ты плачешь?». Он ответил, что, как он учил в Пятикнижии (а, может быть, слышал), Всевышний показался нашему праотцу Аврагаму (в ту неделю читали главу Ваера), и он плачет, почему Всевышний не показался ему.

Каждый еврей, в каком бы положении ни находился — достоин стремиться, чтобы Все-вышний раскрылся ему, подобно тому, как раскрылся нашему праотцу Авроому. Каждый еврей может достичь уровня Авраама, Ицхака и Якова. Для необходимо осознание необходимости "обрезать самого себя".
«И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, в Стране Кнаан». В книге «Зогар» объясняется, что Сара была соответствием тела, а Аврагам – соответствием души
«И умерла Сара» означает «когда тело умирает». «В Кирьят-Арбе» (дословно «город четверых») – имеются в виду четыре элемента, из которых состоит тело. «Он же Хеврон» означает, что пока тело жило, четыре элемента в нем были соединены, а когда оно умирает, тогда «и пришел Аврагам» – душа – «справить траур по Саре и оплакивать ее»: душа плачет, ибо и после смерти и отделения души она еще связана с телом.

Не следует отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании. Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании даже лишней секунды.
«А это – родословие Ицхака, сына Аврагама: Аврагам родил Ицхака»
Достоинство Ицхака, заключающееся в том, что он был обрезан в восьмидневном возрасте, – это приверженность Всевышнему, которая выше разума и понимания
«И вышел Яков из Беер Шевы и пошел в Хорон» – построить еврейский дом
Яков идет в Хорон, перед тем как построить дом в Израиле. Для того чтобы построить дом в Израиле — еврейскую семью, нужно покинуть Беер-Шеву и прийти в Хорон — символ сокрытия Б-жественности. Только за счет столкновения с испытаниями и преодоления их еврей может построить настоящий еврейский дом, светлый и теплый. В материальной деятельности должны быть задействованы только органы действия — "Труд ладоней твоих". Голова должна свободна для изучения Торы и исполнения заповедей. Человеку следует ощутить себя молчащим камнем, как сказано: "Душа моя пусть будет как прах для всех!"
«У Лавана жил я», «…и соблюдал 613 заповедей»
Каждый еврей должен знать, что даже если окружение, мир, еще не готов к тому, чтобы избавление наступило, так как мир еще не очищен, он со своей стороны должен приготовиться во всех своих делах, «стадах, рабах и рабынях», к полному избавлению.
И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан»: «И поселился Яаков» – Яаков жил в стране (дословно: «в земле»), в земном»
Межиричский Магид так объясняет стих «И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан»: «И поселился Яаков» – Яаков жил в стране (дословно: «в земле»), в земном. Для чего же он это делал? Для того, чтобы собирать искры святости, содержащиеся во всем материальном, и возносить их к Отцу их, Который в Небе.
Следствие – галут – имеет отношение к своей причине – сну – и подобно ей
В начале главы Микец, а также в предыдущей главе рассказывается о снах: о сне фараона (в главе Микец), о сне Йосефа и о снах виночерпия и пекаря (в главе о Египте — корне всех галутов, изгнаний). Так как все происходит в соответствии с индивидуальным Провидением, понятно, что следствие – галут – имеет отношение к своей причине – сну – и подобно ей.
«Будь из учеников Агарона… который любил людей и приближал их к Торе». Приближать «творения» к Торе, но е Тору к «творениям»
По мнению некоторых, когда речь идет о том, чтобы приблизить еврея к еврейству, как можно с чем-то считаться?… Чему подобен такой подход? Например, кто-то может сказать, что дома и в мирное время он будет носить с собой оружие, ибо, хотя сейчас и мирное время, все же, когда человек с оружием, он более уверен в своей безопасности. А во время войны он будет ходить безоружным, так как, во-первых, он не хочет, чтобы в нем узнали врага, а во-вторых, потому, что в случае надобности легче будет передвигаться. Ясно, что это полнейшая глупость.
Объяснение благословения Ошера «тучен хлеб его» и «окунает в масло ногу его». Принятие ига в служении Вс-вышнему. Превосходство «ноги» (подчинения) над «головой» (постижением)
В служении Всевышнему масло (мудрость) означает изучение Торы и исполнение заповедей, к которому побуждают понимание разума и удовольствие. А слово «нога» означает, что авода исходит из принятия на себя бремени. Хотя может казаться, что простое принятие на себя бремени – более низкая ступень, потому что в таком служении нет удовольствия и энтузиазма, однако служение, основанное на принятии бремени, выше, чем основанное на разуме и логике.
Беседы, вошедшие в эту книгу, взяты из первого тома собрания бесед Любавичского Ребе, посвященных книге Ваикра, третьей книге Торы. Эти беседы Ребе произнес в первые годы после того, как он принял на себя руководство хасидским движением Хабад и стал главой всего нынешнего поколения народа Израиля. Они представляют собой актуальный комментарий к субботним главам Торы, которые читают по субботам в синагогах. Оригинал прошел проверку и редакцию самого Ребе.
"Человек, который принесет из вас…" – принесение самого человека, и этому должно предшествовать проверка увечий. Тшува.
Четыре времени и ступени в войне с Амалеком. Смысл этого в духовном служении.
Общее указание из чуда Пурима – народ Израиля не подчиняется ограничениям природы, но их существование зависит только от Вс-вышнего и от соблюдения Торы и заповедей
Беседа 1
Учение Межеричского Магида: "не погаснет" – "погасить" "не". Память о делах Амалека.

Беседа 2
Огонь снизу – подготовка для огня Свыше.

Беседа 3
Порядок четырех глав и указание из этого в служении
Беседа 1
Два мнения по поводу признаков кошерности животных – причина или просто признак?

Беседа 2
"Раздвоенные копыта" и "жующее жвачку" в духовном служении человека

Беседа 3
Объяснение признаков чистоты птиц

Беседа 4
Объяснение порядка главы Шмини: восьмой день освящения, смерть сыновей Аарона, чистые животные и т.д., и запрет поедания насекомых.

Беседа 5
Гафтара – "Царь Давид пляшет изо всех сил перед Вс-вышним", и урок из этого.
Беседа 1
В этом мире "мужчина осеменяет первым – рождает девочку, женщина осеменяет первой – рождает мальчика", но в будущем мире даже если "мужчина осеменяет первым" – родит мальчика. Урок в служении.
Беседа 2
В этом мире – достоинство "пробуждения снизу", а в будущем мире "будет и так и так".
Беседа 3
Притяжение и возвышение – нисан и тишрей, и объяснение спора мудрецов, когда произойдет избавление – в тишрей или в нисан.
Беседа 4
Комментарий "Ор а-хаим" на "женщина если осеменит и родт мальчика", что указывает на Кнесет Исраэль, порождающее будущее избавление посредством заповедей.
Беседа 1
Связь гл. "Чистоты" с исходом из Египта, что были освобождены в заслугу веры, т.е., признание чудес, даже если ради свободы выбора они происходят таким образом, что "тот, кто хочет ошибиться – пусть ошибется"
Беседа 2
Продолжение – объяснение слов РаЗаЛ "северная сторона не закрыта"
Обновление обычая, чтобы раввин, и каждый, обладающий влиянием, посылал бы "маца-шмура" для сейдера для всех "баалей-батим"
Беседа 1
"Чем отличается…" Объяснение порядка вопросов по обычаю Хабада
Беседа 2
"Я словно семидесятилетний…"
Беседа 3
"О четырех сыновьях говорит Тора…"
"Делайте ограду вокруг ограды". Достоинство оград и устрожений
Беседа 1
Связь между "святы будьте", "каждый человек, отца и матери своих бойтесь" и "субботы Мои соблюдайте", и порядок их следования
Беседа 2
Служение "освящай себя в разрешенном тебе" и связь с будущим Откровением
Беседа 3
Объяснение учения рабби Леви Ицхака из Бердичева на Мишну "изучение Торы, которое не сочетается с ремеслом, в конечном счете сходит на нет" — "ремесло означает — любовь к ближнему"
Беседа 4
Объяснение Мишны "у каждого еврея есть удел в будущем мире"
Беседа 1
Достоинство месяца ияр – весь месяц связан со счетом омера. Первые буквы слов "Авраам, Ицхак, Яаков, Рахель" составляют "ияр"
Беседа 2
Почему говорится про сфират а-омер "на следующий день после субботы", в соотвествии с объяснением учения хасидизма, что сфират а-омер означает очищение животной души, и сила для этого приходит с самого высшего уровня, аспект "субботы".
Беседа 3
Счет омера каждый день – это отдельная заповедь, но она основана на предшествующих днях, и поэтому есть различие между рабом, который был выпущен на свободу, и ребенком, который вырос, и также есть различие, если Мошиах прийдет в середине дней счета омера.
Беседа 1
Объяснение, почему именно из заповеди Шмита учится, что все заповеди (в общем и в частном) даны с Синая, ибо смысл ее – самопожертвование, и сила на это дается с Синая. Самоустранение и твердость, и только посредством Моше рабейну.
Беседа 2
"Сказал рав Йосеф – не учи "скромность", ибо есть я". Самоустранение и твердость
Беседа 3
Дарование Торы с горы Синай, у которой нет особых достоинств (других гор) – указание на идею "если бы нам было заповедно рубить дрова"
Беседа 1
"Если по установлениям Моим" – просьба и обещание, как "и люби", корень всех заповедей
Беседа 2
"Им бехукотай" – язык "хуким", принятие ига
Беседа 3
"И я дам дожди ваши" – учение Мошиаха и также в буквальном материальном смысле
Беседа 4
Псуким "упреков" – в действительности это возвышенные благословения, сказанные сокрытым языком, подобно объяснению Рашби истории с его сыном
Беседа 5
Продолжение – связь с Рашби, источником скрытой Торы
Беседа 6
В трех местах в Тании (ч. 1, гл. 26, Игерес а-кодеш, послание 22, и там же послание 11) объясняется совет, как переносить страдания. Отличия каждого из них.
Беседа 1
В субботу после Лаг БаОмер поднимаются все его аспекты
Беседа 2
Смысл гисталкус Рашби и объяснение мидраша "Ибо не увидит Меня человек"
Беседа 3
Достоинства Рашби и его гилула
Беседа 4
История про долину, наполнившуюся золотыми монетами

Беседа 1

Число никак не связано с качеством и свойствами того, что подсчитывается. Сам факт пересчета указывает, что объект относится к такому виду, который считается ценным. Связь количество и качества, как выражение Единства Творца. В наше время количество имеет большее значение, чем качество. Поэтому, естественно, следует стараться привести как можно больше евреев под знамена стана Израиля, не глядя на их духовное «качество». Когда прибудет в количестве, то в конце концов прибудет и в качестве.

Беседа 2

Воздвигнуть святилище Всевышнего — это указание всем евреям, но в особенности еврейским женщинам, поскольку известно, что женщины первыми откликнулись на призыв построить Мишкан — раньше, чем мужчины.
В духовной пустыне известных кругов, где царят запустение и опустошенность во всем, что связано с еврейством вообще (не говоря уже о хасидском образе жизни), женщины имеют великое и вечное право быть первыми в постройке Мишкана для Всевышнего.

Беседа 3

Подготовка к дарованию Торы — это мир и единство. Мир и единство, которые являются подготовкой к дарованию Торы, должны основываться на Торе и заповедях. Мир и единство — подготовка к принятию Торы, ибо «Тора дана, чтобы создать мир в мире».

Беседа 4

Почему Дарованию Торы должна предшествовать агават Исраэль. Баал-Шем-Тов учил проявлять агават Исраэлъ даже по отношению к самым простым евреям. Однажды, — рассказывал раби Элимелех, — Магид позвал меня и сказал: «Слышишь, Мелех, что говорят в небесной йешиве: агават Исраэлъ состоит в том, чтобы любить величайшего нечестивца точно так, как величайшего праведника». Алтер Ребе говорит, что агават Исраэль должна быть обращена ко всем евреям без исключения, от мала до велика, и что она должна быть буквально как любовь между родными братьями.

Беседа 1

Отношение Дарования Торы к третьему месяцу – мир между раздельными сущностями, единство среди множества.

Беседа 2

Праздник Шавуот выше всех праздников. Находясь посредине, между праздниками Песах и Сукот, он подобен вершине, потому что Тора — «золотая середина» всего. Преимущество "средней линии" перед крайними. Средняя линия — это корень остальных линий. Учить Тору надо всегда. Следует знать, что самое главное в Торе — это учить ее ради нее самой, и учить ее беспрерывно, каждый миг. Шавуот — особо благоприятное время для укрепления и охраны установления Ребе, моего тестя, о ежедневном изучении трех книг: Хумаша (с комментариями Раши), Тегилим и «Тании»

Беседа 3

Тот факт, что Тора была дана в пустыне, содержит в себе намек на то, что в известном аспекте между Торой и пустыней есть сходство. Тора была дана в пустыне, «стране выжженной и истомленной», значит во всем, что касается Торы, надо полностью положиться на Всевышнего.

Беседа 4

Сказано: «Если потратил ты ноги свои на помощь бедняку и на исполнение заповеди, осуществилось на тебе: „Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь"

Беседа 1

Связь между "человек не грешит иначе, как входит в него дух безумия" и "если сойдет с пути жена его".

Беседа 1

В гафтаре: «Видел я — и вот Менора, вся из золота». Евреи — это «Менора, вся из золота». Агават Исраэль. Путь Аарона и глав Израиля в общем.

Беседа 2

Порядок «распространения родников хасидизма наружу» состоит не в том, чтобы ждать, когда те, кто находятся «снаружи», сами придут к «родникам». Родники должны распространяться к тем, кто снаружи, — нужно нести им хасидизм. Первым, кто начал эту работу, был Агарон-первосвященник. «Приближал их к Торе» — а не Тору к ним. Один из главных моментов в поведении еврейской женщины, который оказывает решающее влияние на ее сыновей и дочерей, — это скромность, стыдливость.

Беседа 1

Почему Моше-рабейну просил именно за Йегошуа, "пусть Вс-вышний спасет тебя от замысла разведчиков".

Беседа 2

Почему именно заповедь цицит напоминает обо всех заповедях. Смысл стиха "Я Вс-вышний, Б-г твой, который вывел тебя из Египта" – в духовном служении.

Беседа 1

Связь заповедей "даров когенам" и "все лучшее – Вс-вышнему" с устранением претензии Кораха "вся община свята".

Беседа 1

Связь манна с Моше, облаков Славы – с Аароном, и воды – с Мирьям, в служении человека. "И все они вернулись в заслугу Моше".

Беседа 1

"Преклонил он колени, разлегся как лев" – также во время изгнания евреи подобны льву. Связь Билама и Амалека, оба они имеют "родословную", в служении человека. Тора – это главное, но она должна быть основана на любви и страхе.

Беседа 2

«Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Праотцы и праматери. Устранение претензии Лавана "дочери – мои дочери…", в служении человека.

Беседа 1

Урок из самоотверженности Пинхаса, "самого молодого из общества" – для молодежи нашего поколения.

Беседа 2

Когда происходит нечто такое, что пробуждает «ревность за Всесильного», то спрашивающий, как ему поступить, достоин порицания. Подобно этому, если, не дай Б-г, возникает опасность для жизни еврея, а тот, кто мог бы помочь, начинает обсуждать, что дозволено сделать, а что нет, он «проливает кровь».

Беседа 3

Почему разделение земли Израиля происходило именно по жребию. У каждого еврея есть определенное задание на земле, имеющее особое отношение именно к его душе. Если он видит, что в определенных случаях его йецер hара и окружающий мир создает особенно серьезные препятствия, значит тут скрывается его основное дело.

Беседа 1

Указание из 42 переходов в служении – постоянно идти вперед, и не отчаиваться даже когда находятся на самой низкой ступени, связь гл. Матойс-Масэй с Бейн а-мецарим.
Беседа 1
Раби Леви-Ицхак из Бердичева говорит, что в субботу Хазон Свыше показывают Третий Храм, но увидеть его можно только издали. Отличие восприятия через зрение (поколение пустыни) от восприятия через слух (поколение, вошедшее в Эрец Исраэль). Опускание ради подъема. Опускание и работа с материальностью мира приносит истинный подъем.
Беседа 2
Печаль бейн-амецарим не должна проявляться в субботу. Глубинный смысл этого.
Беседа 3
Почему именно во время брит бейн а-мецарим – символизирующем силу сущностной любви Вс-вышнего к еврейскому народу, Аврааму было предсказано изгнание. В момент разрушения Храма керувим были повернуты лицом друг к другу. Объяснение смысла изгнания из примера учителя и ученика. Урок из этого.
Идея городов-убежищ – в основном, духовная (Тора говорит о высших и намекает на нижних). История про Ребе Рашаба о нерве, открытом в мозге. "Слова Торы являются убежищем". Подобно тому, как по дороге в города-убежища были поставлены указатели "к городу убежищу" – также должно быть в духовности. Шлихут Центра по вопросам образования. История про детей, которые хотели увидеть "живого" хасида.
Связь гл. Экев и "семи гафтарот утешения". Смысл стиха "великая и грозная пустыня" в служении Вс-вышнему
Беседа 1
Признаки чистых животных – не только признаки, но также действующие факторы. Смысл "расщеплящего копыта" и "жующего жвачку" в служении человека.
Беседа 2
Месяц элул – "царь в поле". Первые буквы фразы "Воспою Вс-вышнему и сказали" составляют "элул".
Элул – города-убежища. И в этом должно быть "судьи и стражники", также за пределами Земли Израиля, каждый – на своем уровне.
Беседа 1
"Когда ты выйдешь на войну… и отдаст" – выход на войну уже достаточен, и посредством этого – "и пленишь пленника его".
Беседа 2
Причина того, что благословляют на заповедь "ограды" (хотя, как правило, не благословляют на заповеди, установленные для того, чтобы уберечься от опасности), ибо "и не положишь крови" – это отдельная заповедь. Смысл "ограды" в духовном служении.
Беседа 3
Смысл войны с Амалеком в духовном служении
Беседа 4
Смысл хай элул
Беседа 1
Указание из заповеди "бикурим" в служении Вс-вышнему

Беседа 2
Причина того, что читают главу "порицания" перед Рош аШана, и различие между "порицанием" в гл. Таво и "порицанием" в гл. Бехукотай

Беседа 3
Различие между "Все, что делает Вс-вышний – к добру делает" и "также это к лучшему".

Беседа 4
Элул – подготовка к тишрей. Название месяца содержит указание на изучение Торы, молитву, бескорыстную помощь ближнему, тшува и геула
Причина того, что читают гл. Ницавим в субботу перед Рош аШана – заключение союза, сущностная любовь, все вы как один.
Беседа 1
В Святая Святых находились два вида букв Торы: вырезанные, выгравированные (на Скрижалях) и написанные чернилами на пергаменте (в свитке Торы). Суть Святая Святых — это сверхпространство и сверхвремя, а назначение Святая Святых — чтобы эти сверхпространство и сверхвремя освещали мир и за пределами Святая Святых

Беседа 2
Тшува, тфила и цдака – на Святом языке и на языке народов мира. Различие между ними

Беседа 3
В Святая Святых в Йом Кипур служение происходило в белых одеждах. Урок из этого в служении человека.
Беседа 1
Небеса и земля подчинены Израилю

Беседа 2
Различие между Моше и Йешаягу в отношении к небесам и земле. Урок из этого в служении.
Беседа 1
Причина, почему праздник называется в честь суки а не в честь четырех видов растений

Беседа 2
И черпайте радость из источников спасения, достоинство источника связь с источником.

Беседа 3
Объяснение на "кто не видел радости возлияния воды на жертвенник – не видел радости в жизни своей"

Беседа 4
Связь Суккот и Рош аШана, Йом Кипуром и семью днями между ними

Беседа 5
Различие между возлиянием вина, которое является обязанностью жертвенника, и возлиянием воды, которое есть обязанность дня

Беседа 6
Объяснение истории, рассказываемой в Гемаре (Сукка 48, 2) "И забили его весь народ своими этрогами"

Беседа 7
"И радуйся в праздник свой" – радость должна наполнять и физическом сердце человека
Беседа 1
"Тяжело мне расставаться с вами"

Беседа 2
Смысл танцев ногами

Беседа 3
Завершение Торы – "на глазах всего Израиля"

Беседа 4
Связь "на глазах всего Израиля и гл. Браха с началом Торы "В начале сотворил" и с Симхат Тора