Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Том 2

Связь количества и качества — проявление единства Творца в материальности
Число никак не связано с качеством и свойствами того, что подсчитывается. Сам факт пересчета указывает, что объект относится к такому виду, который считается ценным. Связь количество и качества, как выражение Единства Творца. В наше время количество имеет большее значение, чем качество. Поэтому, естественно, следует стараться привести как можно больше евреев под знамена стана Израиля, не глядя на их духовное «качество». Когда прибудет в количестве, то в конце концов прибудет и в качестве.
Воздвигнуть святилище Всевышнего — это указание всем евреям, но в особенности еврейским женщинам
Воздвигнуть святилище Всевышнего — это указание всем евреям, но в особенности еврейским женщинам, поскольку известно, что женщины первыми откликнулись на призыв построить Мишкан — раньше, чем мужчины.
В духовной пустыне известных кругов, где царят запустение и опустошенность во всем, что связано с еврейством вообще (не говоря уже о хасидском образе жизни), женщины имеют великое и вечное право быть первыми в постройке Мишкана для Всевышнего.
Подготовка к дарованию Торы — это мир и единство
Подготовка к дарованию Торы — это мир и единство. Мир и единство, которые являются подготовкой к дарованию Торы, должны основываться на Торе и заповедях. Мир и единство — подготовка к принятию Торы, ибо «Тора дана, чтобы создать мир в мире».
Агават Исраэлъ состоит в том, чтобы любить величайшего нечестивца точно так, как величайшего праведника
Почему Дарованию Торы должна предшествовать агават Исраэль. Баал-Шем-Тов учил проявлять агават Исраэлъ даже по отношению к самым простым евреям. Однажды, — рассказывал раби Элимелех, — Магид позвал меня и сказал: «Слышишь, Мелех, что говорят в небесной йешиве: агават Исраэлъ состоит в том, чтобы любить величайшего нечестивца точно так, как величайшего праведника». Алтер Ребе говорит, что агават Исраэль должна быть обращена ко всем евреям без исключения, от мала до велика, и что она должна быть буквально как любовь между родными братьями.
«Люби ближнего своего, как самого себя». Любовь к ближнему пробуждает сущность души.
Разница между евреями проявляется лишь на уровне их индивидуальных способностей, однако, с точки зрения сущности души, все они равны. Каким образом пробуждается сущность души? Любовью к евреям. "Тфилин Господина мира — что написано в них? ‘Кто, как народ Твой Израиль — народ один на Земле!’ "Слышишь, Мелех, что говорят в небесной ешиве? Смысл [заповеди] любви к евреям — любить абсолютного злодея, как абсолютного праведника!"
Отношение Дарования Торы к третьему месяцу
Отношение Дарования Торы к третьему месяцу – мир между раздельными сущностями, единство среди множества
Праздник Шавуот выше всех праздников. Находясь посредине, между праздниками Песах и Сукот, он подобен вершине
Праздник Шавуот выше всех праздников. Находясь посредине, между праздниками Песах и Сукот, он подобен вершине, потому что Тора — «золотая середина» всего. Преимущество "средней линии" перед крайними. Средняя линия — это корень остальных линий. Учить Тору надо всегда. Следует знать, что самое главное в Торе — это учить ее ради нее самой, и учить ее беспрерывно, каждый миг. Шавуот — особо благоприятное время для укрепления и охраны установления Ребе, моего тестя, о ежедневном изучении трех книг: Хумаша (с комментариями Раши), Тегилим и «Тании»
Между Торой и пустыней есть сходство
Тот факт, что Тора была дана в пустыне, содержит в себе намек на то, что в известном аспекте между Торой и пустыней есть сходство. Тора была дана в пустыне, «стране выжженной и истомленной», значит во всем, что касается Торы, надо полностью положиться на Всевышнего.
«Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь»
Сказано: «Если потратил ты ноги свои на помощь бедняку и на исполнение заповеди, осуществилось на тебе: "Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь"
Связь между «человек не грешит иначе, как входит в него дух безумия» и «если сойдет с пути жена его».
Связь между "человек не грешит иначе, как входит в него дух безумия" и "если сойдет с пути жена его".
В гафтаре: «Видел я — и вот Менора, вся из золота». Евреи — это «Менора, вся из золота». Агават Исраэль
В гафтаре: «Видел я — и вот Менора, вся из золота». Евреи — это «Менора, вся из золота». Агават Исраэль. Путь Аарона и глав Израиля в общем.
Порядок «распространения родников хасидизма наружу» состоит не в том, чтобы ждать, когда те, кто находятся «снаружи», сами придут к «родникам».
Порядок «распространения родников хасидизма наружу» состоит не в том, чтобы ждать, когда те, кто находятся «снаружи», сами придут к «родникам». Родники должны распространяться к тем, кто снаружи, — нужно нести им хасидизм. Первым, кто начал эту работу, был Агарон-первосвященник. «Приближал их к Торе» — а не Тору к ним. Один из главных моментов в поведении еврейской женщины, который оказывает решающее влияние на ее сыновей и дочерей, — это скромность, стыдливость.
Почему Моше-рабейну просил именно за Йегошуа, «пусть Вс-вышний спасет тебя от замысла разведчиков».
Почему Моше-рабейну просил именно за Йегошуа, "пусть Вс-вышний спасет тебя от замысла разведчиков".
Цицит. Исход из Египта в служении.
Почему именно заповедь цицит напоминает обо всех заповедях. Смысл стиха "Я Вс-вышний, Б-г твой, который вывел тебя из Египта" – в духовном служении.
Связь заповедей «даров когенам» и «все лучшее – Вс-вышнему» с устранением претензии Кораха «вся община свята».
Связь заповедей "даров когенам" и "все лучшее – Вс-вышнему" с устранением претензии Кораха "вся община свята".
Связь манна с Моше, облаков Славы – с Аароном, и воды – с Мирьям, в служении человека. «И все они вернулись в заслугу Моше».
Связь манна с Моше, облаков Славы – с Аароном, и воды – с Мирьям, в служении человека. "И все они вернулись в заслугу Моше".
«Преклонил он колени, разлегся как лев» – также во время изгнания евреи подобны льву.
"Преклонил он колени, разлегся как лев" – также во время изгнания евреи подобны льву. Связь Билама и Амалека, оба они имеют "родословную", в служении человека. Тора – это главное, но она должна быть основана на любви и страхе.
«Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Праотцы и праматери. Устранение претензии Лавана «дочери – мои дочери…», в служении человека.
«Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Праотцы и праматери. Устранение претензии Лавана "дочери – мои дочери…", в служении человека.
Урок из самоотверженности Пинхаса, «самого молодого из общества» – для молодежи нашего поколения.
Урок из самоотверженности Пинхаса, "самого молодого из общества" – для молодежи нашего поколения.
Когда происходит нечто такое, что пробуждает «ревность за Всесильного», то спрашивающий, как ему поступить, достоин порицания.
Когда происходит нечто такое, что пробуждает «ревность за Всесильного», то спрашивающий, как ему поступить, достоин порицания. Подобно этому, если, не дай Б-г, возникает опасность для жизни еврея, а тот, кто мог бы помочь, начинает обсуждать, что дозволено сделать, а что нет, он «проливает кровь».
У каждого еврея есть определенное задание на земле, имеющее особое отношение именно к его душе.
Почему разделение земли Израиля происходило именно по жребию. У каждого еврея есть определенное задание на земле, имеющее особое отношение именно к его душе. Если он видит, что в определенных случаях его йецер hара и окружающий мир создает особенно серьезные препятствия, значит тут скрывается его основное дело.
Матот и Масъэй
Тора и Святой, благословен Он, — одно целое.
"Срединная линия поднимается до ‘кесер’ — корня и источника всех сфирейс". Шестьсот тринадцать заповедей соответствуют шестистам тринадцати органам. Тора является подобием мозга. Она — мудрость Святого, благословен Он. "Нет [другой] истины, кроме Торы". Идея истинности — то, у чего нет перерыва. Вещь прерванная — не истинна.
В субботу Хазон Свыше показывают Третий Храм
Раби Леви-Ицхак из Бердичева говорит, что в субботу Хазон Свыше показывают Третий Храм, но увидеть его можно только издали. Отличие восприятия через зрение (поколение пустыни) от восприятия через слух (поколение, вошедшее в Эрец Исраэль). Опускание ради подъема. Опускание и работа с материальностью мира приносит истинный подъем
Печаль бейн-амецарим не должна проявляться в субботу. Глубинный смысл этого.
Печаль бейн-амецарим не должна проявляться в субботу. Глубинный смысл этого.
Объяснение смысла изгнания из примера учителя и ученика
Почему именно во время брит бейн а-мецарим – символизирующем силу сущностной любви Вс-вышнего к еврейскому народу, Аврааму было предсказано изгнание. В момент разрушения Храма керувим были повернуты лицом друг к другу. Объяснение смысла изгнания из примера учителя и ученика. Урок из этого.
В шабос хазон показывают третий Храм. Через опускание именно достигается истинный подъем
Отличие поколения пустыни и поколения, которое вошло в Эрец Исроэл состоит в том, что поколение пустыни было поколением знания, дойр дэйо, и они были на уровне Мойше рабейну, у которого было видение в Элойкус. Но поколение, которое вошло в Эрец Исроэл, которые должны были уже иметь дело с материальностью, у них, само собой, отсутствовало видение в Б-жественности. У них было только слышание
Города-убежища. Душа опускается вниз в этот мир, и живет семьдесят-восемьдесят лет, ради того, чтобы сделать еврею добро в материальности, и в особенности, в духовности
Нужно выйти на перекресток дорог, где стоят евреи и не знают в какую сторону идти, нужно идти к ним и кричать: миклот, миклот, идите в правую сторону, которая ведет в миклот, там есть убежище от кровного мстителя, от сотона, который опускается и подстрекает, поднимается и обвиняет, не идите, хас вешолом, в левую сторону, которая ведет в шеойл и авадойн.
«Слова Торы являются убежищем».
Идея городов-убежищ – в основном, духовная (Тора говорит о высших и намекает на нижних). История про Ребе Рашаба о нерве, открытом в мозге. "Слова Торы являются убежищем". Подобно тому, как по дороге в города-убежища были поставлены указатели "к городу убежищу" – также должно быть в духовности. Шлихут Центра по вопросам образования. История про детей, которые хотели увидеть "живого" хасида.
То, что придают значимость «пустыне» – миру, это есть первая ступень ко всем опусканиям, вплоть до: вецимоон ашер эйн моим.
Для того, чтобы исправить все опускания, нужно исправить первопричину: иметь твердость в идишкайт, помня, что "ты избрал нас из всех народов, и возвысил нас".
Связь гл. Экев и «семи гафтарот утешения». Смысл стиха «великая и грозная пустыня» в служении Вс-вышнему
Связь гл. Экев и "семи гафтарот утешения". Смысл стиха "великая и грозная пустыня" в служении Вс-вышнему
Истинный смысл человека – это эдоме лоэлйон, кивйохол, Высшему человеку на Престоле, что Он – Высший человек на престоле – это истинный одом, истинное достоинство медабер.
Достоинство человека – чтобы он был включен в одом элйон, через то, что он будет исполнять шлихус одом элйон. Как объясняется в Ликутей Тойро, что через то, что исполняют шлихус Высшего человека, становятся подобным ему, что это есть гискалелус, что он включается в одом элйон. Тора дала нам два признака, которые указывают, делает ли он свою работу, как это должно быть.
Различие между элул и тишрей: элул это пример царя, когда он находится в поле, перед тем, как он приходит в город, а в тишрей царь находится в своем дворце.
Когда царь находится в поле, нужно быть более осторожным. Ибо, когда человек стоит в своем положении и состоянии, и тем не менее, царь приходит к нему и принимает его просьбу, более того, он улыбается ему, он может подумать по ошибке, что это хорошо, оставаться в том же положении, и доказательство на это — что находясь в его положении, к нему приходит царь
Всюду, где еврей молится к Вс-вышннему, это есть место, которое Вс-вышний избирает
Не по своей воле ты находишься в голус, и не по своей воле ты выйдешь из голус, это дело Вс-вышнего, и само собой, поскольку это ал пи Гашем, ты не должен убегать оттуда, поскольку там, где ты есть, ты есть бей гозо дэрахамоно.
Рээй. Беседа 1
Признаки чистых животных – не только признаки, но также действующие факторы. Смысл "расщеплящего копыта" и "жующего жвачку" в служении человека.
Месяц элул – "царь в поле". Первые буквы фразы "Воспою Вс-вышнему и сказали" составляют "элул".
«И убежит туда»
На протяжении месяца Элул на человеке лежит обязанность бежать в города-убежища — в Тору и молитву, в место б-гобоязненности, в ешиву, синагогу, сделать их своим жилищем. Пусть именно "Милфонэхо ( — от Тебя) выйдет мой суд, глаза твои видят справедливость". Обитающие в верхних мирах духовные сущности не в силах осмыслить сокрытие, царящее в материальном мире. Понятие убийства на духовном уровне
Элул – города-убежища. И в этом должно быть «судьи и стражники», также за пределами Земли Израиля, каждый – на своем уровне.
Элул – города-убежища. И в этом должно быть "судьи и стражники", также за пределами Земли Израиля, каждый – на своем уровне.
«И сделаешь ограду вокруг крыши… чтобы не упал падаюший»
Когда еврей "строит новый дом" — поднимается на новый уровень служения, ему недостаточно ограничений, которые он принял на себя раньше. Ограда, воздвигаемая евреем вокруг себя в своем новом Служении, должна происходить из источника более высокого, нежели само Служение в целом. "Ограда" высотой десять тфахим — привлечь во все десять сил его души, начиная силами разума и заканчивая силой действия, новый свет.
Ки Теце. Беседа 1
"Когда ты выйдешь на войну… и отдаст" – выход на войну уже достаточен, и посредством этого – "и пленишь пленника его".
Ки теце. Беседа 2
Причина того, что благословляют на заповедь "ограды" (хотя, как правило, не благословляют на заповеди, установленные для того, чтобы уберечься от опасности), ибо "и не положишь крови" – это отдельная заповедь. Смысл "ограды" в духовном служении.
Смысл войны с Амалеком в духовном служении
Смысл хай элул
Заповедь «первых плодов»
От урожая, плодов земли, выросших благодаря стараниям человека, самые лучшие, самые первые из них человек не должен брать себе. Он должен "перевернуть" их в святость. Наслаждение, которое несет в себе материальность, может быть реализовано в Служении и поднято в святость, если человек превратит себя в "ко’ена".
Указание из заповеди "бикурим" в служении Вс-вышнему
Причина того, что читают главу "порицания" перед Рош аШана, и различие между "порицанием" в гл. Таво и "порицанием" в гл. Бехукотай
Различие между "Все, что делает Вс-вышний – к добру делает" и "также это к лучшему".
Элул – подготовка к тишрей
Элул – подготовка к тишрей. Название месяца содержит указание на изучение Торы, молитву, бескорыстную помощь ближнему, тшува и геула
«Вы стоите все вместе…перед Все-вышним, Б-гом вашим…»
"Вы стоите все вместе…перед Все-вышним, Б-гом вашим…" "Единые как один". Понятие "союза" подразумевает поднятие отношений на уровень выше логики. "Пусть выберет Он нас себе в наследие, — величие Якова, которого любит Он!" Выбор Все-вышнего происходит из Его Сущности, поскольку только она — Сущность Благословенного — выше любых ограничений, свободна в абсолютной мере. "Когда у кого-нибудь есть вопрос по трактату "Арохин", ему необходимо вначале оценить как следует самого себя. Тогда вопрос об оценке другого отпадет сам собой".
«Возьмите этот свиток Торы и поместите его рядом с Ковчегом Завета Все-вышнего, Б-га вашего».
Место, занимаемое Ковчегом, не считается в пространстве Святая-Святых. Пространство, которое выше пространства. Совмещение времени и пространства с тем, что выше времени и пространства. Разница между высеченными и написанными буквами.
Причина того, что читают гл. Ницавим в субботу перед Рош аШана – заключение союза, сущностная любовь, все вы как один.
"Изберет нам". Рассказ про Алтер Ребе и р. Гилель из Парич по поводу изучения трактата "Эрхин".
Особенная связь месяца элул с заповедью цдака, в материальном и в духовном смысле.
Рассказ о Ребе Цемах Цедеке и Алтер Ребе по поводу помощи другому еврею перед молитвой.
Суть Святая Святых — это сверхпространство и сверхвремя
В Святая Святых находились два вида букв Торы: вырезанные, выгравированные (на Скрижалях) и написанные чернилами на пергаменте (в свитке Торы). Суть Святая Святых — это сверхпространство и сверхвремя, а назначение Святая Святых — чтобы эти сверхпространство и сверхвремя освещали мир и за пределами Святая Святых
Вайелех. Беседа 2
Тшува, тфила и цдака – на Святом языке и на языке народов мира. Различие между ними
Вайелех. Беседа 3
В Святая Святых в Йом Кипур служение происходило в белых одеждах. Урок из этого в служении человека.
«Внимайте, Небеса, и буду говорить я, и слушай, Земля, речения уст моих!»
Еврейский народ состоит из людей, одни из которых, в какой-то мере, подобны Мейше-рабейну — "Небесам", другие — пророку Ешайогу — "Земле". Сидящие в шатрах" обязаны понимать, что "Каждый, кто заявляет, что нет у него ничего, кроме Торы, — даже Торы нет у него". "Величие изучения в том, как оно приводит к действию". Занимающиеся в основном материальными делами должны знать, что главное в их занятии — то, в какой степени оно направлено на выполнение заповедей. "Небеса" и "Земля" — должны сливаться воедино
Небеса и земля подчинены Израилю
Гаазину. Беседа 2
Различие между Моше и Йешаягу в отношении к небесам и земле. Урок из этого в служении.
Тшуво Тфило уЦдоко
Тшуво Тфило уЦдоко — не адекватность перевода "раскаяние, молитва, благотворительность". Внутренний смысл понятий Тшуво Тфило уЦдоко
В шалашах сидите семь дней
Большинство заповедей охватывает лишь некоторые области жизнедеятельности человека, в их выполнении задействованы лишь отдельные органы его тела. Заповедь сукко — "сидите в сукко, как будто вы живете в ней" — охватывает все аспекты человеческой жизни. Еврей обязан привести свое Служение Все-вышнему к состоянию "Бехол дрохэхо доейгу…" — "на всех путях своих познай его". В том числе повседневность жизни должна быть связана со Б-гом. Служение не может ограничиваться временем изучения Торы и молитвы. Оно обязано проникнуть в повседневность жизни человека.
Причина, почему праздник называется в честь суки а не в честь четырех видов растений
И черпайте радость из источников спасения, достоинство источника связь с источником.
Объяснение на "кто не видел радости возлияния воды на жертвенник – не видел радости в жизни своей"
Связь Суккот и Рош аШана, Йом Кипуром и семью днями между ними
Различие между возлиянием вина, которое является обязанностью жертвенника, и возлиянием воды, которое есть обязанность дня
Объяснение истории, рассказываемой в Гемаре (Сукка 48, 2) "И забили его весь народ своими этрогами"
"И радуйся в праздник свой" – радость должна наполнять и физическом сердце человека
«Тяжело мне расставание ваше»
Царь пригласил гостей к себе на праздник. После окончания праздника он обратился к сыновьям, которые также приехали на эти дни к нему во дворец. "Тяжело мне расставание ваше, — сказал им царь. — Останьтесь со мной на несколько дней, чтобы я смог уделить вам больше внимания".
"Тяжело мне расставаться с вами"
Пляшут ногами, а не головой, но благодаря ногам голова тоже участвует в пляске
Завершение Торы – "на глазах всего Израиля"
Связь "на глазах всего Израиля и гл. Браха с началом Торы "В начале сотворил" и с Симхат Тора
Ребе находится с нами так же как раньше
…Можно спросить: ведь известно, чтобы отвечать на йехидус, нужно иметь какое-то отношение к этому. Связь хасидим с Ребе, не так как две вещи, которые объединяются вместе, но одно целое буквально. У хосида, он с Ребе со Вс-вышним одно целое. Ребе находится с нами также как раньше. Рабейну гакодойш приходил в пятницу вечером домой в субботних одеждах, и делал кидуш и выводил многих. Ребе поведет нас навстречу Машиаху.
Уроки Лаг баОмер: Упорство и прилежание в изучении Торы. Аhавас Исроэл.
Изучение Хасидизма пробуждает из обморока и приводит Мошиаха
Когда человек находится в сильном обмороке, то через то, если назвать его по имени, он очнется. Свыше внушают родителям дать ребенку имя, соответствующее и связанное с душой, входящей в него. Имя связано с сущностью души, оно имеет силу притянуть и открыть сущность души в открытые силы, и это пробуждает из обморока. Открытие души Баал Шем Това, а затем его руководство и его учение — Торат Хасидус, пробудило душу еврейского народа. Хасидус- это не для группы людей или партии, но для всех евреев.