Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13 тишрей 5737 г.

С Б-жьей помощью

13 тишрей 5737 г.

Бруклин, Нью-Йорк.

Сыновьям и дочерям еврейского народа,

где бы они ни находились,

да пребудет с ними Всевышний,

Мир и благословение!

По окончании священного, особо стоящего в году дня, завершающего десять дней покаяния, и в канун праздника Суккот, «времени нашей радости», которым начинается вторая половина месяца тишрей и завершаются праздники «седьмого месяца» —

ибо кроме буквального смысла названия этого месяца, месяц седьмой, в нем есть также смысл «насыщенный» ( «sovah» , от того же корня, что и shvi’i , седьмой), месяц, насыщенный всем благодатным, как в материальном, так и в духовном отношении, как это объясняют наши Мудрецы —

нужно особо остановиться на значении наступающих дней, их связи с днями первой половины месяца тишрей, и сделать соответствующие выводы.

Месяц тишрей делится в общем на две основные части, отличающиеся друг от друга, и вместе с тем они дополняют друг друга и составляют единый месяц начала нового года:

Первая часть этого месяца проникнута атмосферой покаяния, евреи стремятся выйти из своего прежнего состояния, и продвинуться в другом направлении – подниматься все выше и выше к более духовному, к Б-жественному.

В этом и состоит общий смысл десяти дней покаяния, и наши Мудрецы объясняют, что указание (которое является также и просьбой): «Ищите Всевышнего тогда, когда Он есть (раскрывает Себя), взывайте к Нему, когда Он близок» – относится к десяти дням покаяния. В последующие четыре дня еще звучат отголоски покаяния, и только пятнадцатый день месяца считается «первым днем», началом нового счета дней.

Вторая часть месяца тишрей имеет другое направление – привнести Б-жественное в мир, проникнуть вещественное обращенностью к Б-гу и всем, что Им заповедано, проникнуть до такой степени, что это вызовет радость, пение и танцы, а это – центральный смысл праздника Суккот, «времени нашей радости»: заповедь, связанная с этим праздником, состоит в том, что самое обыденное, еда, питье и т.п. должно происходить в шалаше, в сукке, и таким образом, принятие пищи вводится в сферу заповеданного, оно напоминает о чудесах, сопутствовавших евреям при выходе из Египта и т.п.

Эта радость особенно явственно проявляется в обряде, совершаемом с помощью «арба миним» (четырех видов растений), который исполняется уже в первый день Суккот (за исключением субботних дней), как написано в Торе: «И возьмите в первый день плод великолепного дерева» (и выбрать именно красивый плод) и еще три вида растений, и они послужат для исполнения заповеди, – в сопровождении благословения: «Освятивший нас Своими заповедями и Повелевший нам», и радости: «И возрадуетесь перед Всевышним Б-гом вашим».

Эти два направления месяца тишрей, одно из которых ориентировано снизу вверх, а другое – сверху вниз, дополняют друг друга и представляют собой единое целое, как было сказано выше.

Есть общий основной момент, соединяющий эти две части месяца тишрей, он служит вводной темой к этому месяцу, и выражается во всех его деталях, и это – единство еврейского народа.

В последнюю субботу перед началом нового года в присутствии всего народа читается глава, которая начинается словами: «Вы все стоите сегодня перед Всевышним Б-гом вашим» – евреи стоят все вместе перед Всевышним, все как один, как единое тело.

Подобным образом вторая часть этого месяца вводится заповедью сукки, которая охватывает и объединяет всех находящихся в ней, всех одинаково, великих и простых, и объединение это настолько полно, что, как сказано: «Все евреи достойны того, чтобы сидеть в одной сукке».

Еще более ясно единство еврейского народа выражено в заповеди «арба миним», в которой «четыре вида» – эсрог, пальмовые ветви, мирт и ветки ивы, представляют как известно, четыре типа евреев, из которых одни имеют «вкус» и «аромат» (Тора и заповеди) , другие же (пока) этого не имеют. Но только при соединении всех четырех видов вместе возможно исполнение этой заповеди.

* * *

Как и во всех вопросах Торы, здесь есть для нас много указаний и намеков. Одно из наиболее простых и ясных – указание, связанное с конкретным действием, а ведь действие – основное, и это – заповедь «Люби ближнего своего как самого себя».

Как это подчеркивалось много раз, смысл этой заповеди – любить евреев, каждого еврея, каким бы он ни был и где бы он ни был, и любить как самого себя, как часть самого себя – так объясняет Иерусалимский Талмуд – видеть в другом плоть от плоти и кость от кости своей, будто он – одно с тобой тело.

И еще смысл есть в выражении «как самого себя»; так же, как каждый любит себя, зная собственные недостатки, когда «любовь (к самому себе) покрывает все грехи», и сознавая свои недостатки, человек все же заботится обо всех своих нуждах, материальных и духовных, отдает этому много сил, энергии, – также следует относиться к другим евреям.

И особенно если принять во внимание, что в отношении собственных недостатков каждый знает истину, но никто не знает, что у другого в душе, и потому можно легко ошибиться.

* * *

И да будет воля Всевышнего, чтобы время нашей радости было в полной силе, и также, как цель каждого праздника в том, чтобы влияние его распространилось на следующие за ним дни и оживило их, пусть так будет и со временем нашей радости, пусть эта радость наполнит своим духом и оживит собой все дни года и да будет как написано: «Я всегда буду рассказывать о чудесах Всевышнего, восхвалять Б-га Яакова».

С уважением, благословением и пожеланием веселого праздника,

М. Шнеерсон