Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Здоровая душа

Здоровая душа


Здоровая душа




Обработанная запись из серии лекций


«Учение о душе — психология в свете хасидизма»




Под редакцией


Одед Мизрахи


Галь Эйнай 2004



Есть четыре смысла корня «אמן», и они выражают различные аспекты веры
Вера – это начало и основа всей структуры душевных сил. Если мы хотим понять душу и ее здоровье, мы должны сначала подойти к вере. Душевное здоровье происходит базируется на прочной вере, и, в сущности, все начинается и заканчивается верой (в душе, сила веры уподобляется основанию праха, про который говорится, что "все произошло из праха, и все возвращается в прах").
Три веры трех душ
Вера Б-жественной души – это вера в единого Б-га, единственного и единого, раскрывающаяся человеку тогда, когда он достигает ступени бдидут киюмит ("сущностного одиночества"). Тогда Б-жественный свет притягивается, опускается и проникает во все явления жизни. Сначала этот свет совершенно абстрактен, и после этого он облачается во все облачения души.

Разумная душа верит в разум и в науку. Человек, верующий в разум, постоянно стремится стать еще мудрее, узнать все больше и больше. Человек, верующий в разум – не верит в собственное "эго" и в свои первичные эмоции, но – в теории, выходящие из университетских стен. Естественным образом, он преклоняется перед более мудрым и более сведущим, и он исполняет принцип "принимай истину от того, кто говорит ее".

Вера же животной души, напротив – это вера человека в себя самого, "сила моя и мощь руки моей создали мне все это богатство". Определим это в понятиях психо-терапии: когда человек переживает кризис, каждый врачеватель и психолог понимает, что прежде всего нужно укрепить и оздоровить его душу. Основа укрепления души – это, понятно, вера. "Психолог животной души" укрепит в человеке веру в самого себя. Это – в точности – вера животной души.