Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваикра

Вот уже два тысячелетия, со времен разрушения Второго Храма мы не можем, как наши предки, приносишь жертвы Всевышнему. Но никто не может отменить заповеди Торы, данные на все времена.
Храмовая служба начинались и заканчивались изо дня в день «постоянной жертвой» ( корбан томид). Жертва всего народа Израиля выглядела более чем скромно: одна овца, немного жира, мука и соль. Раз в год все евреи жертвовали символическую сумму, и на эти деньгив течение целого года приносили общие жертвы. Известно, что эта простая жертва приносила каждому и всему народу Израиля благополучие и безопасность в течение всего года.
Название каждого праздника, данное Торой или обычаем народа Израиля (как сказано: обычай Израиля — тоже Тора) — отражают сокровенную природу праздника.
Праздник этого месяца имеет несколько названий. Интересно, что если Всевышний называет его «праздником мацы» (в Торе), то мы, евреи, обычно называем его Песах. Здесь мы видим проявление взаимной любви между Всевышним и народом Израиля, любви, которой посвящена «Песнь песней» (связанная, как известно, с праздником Песах). Всевышний дал празднику название, которое подчеркивает заслугу народа Израиля («испекли мацу, ибо не задержались, ожидая, пока взойдет их тесто»), а евреи пользуются названием, подчеркивающим чудо, совершенное Всевышним ради наших праотцов (Песах, потому что Всевышний прошел мимо дверей еврейских домов, умерщвляя первенцев).
«В каждом поколении человек должен видеть себя вышедшим из Египта»,
Вот и работают на соседних полях еврей и нееврей. У нееврея появляются всходы, потому что он правильно вспахал и посеял, потому что вовремя прошел дождь. А у еврея – потому что он верит.
Песах
Стих Торы: «И запинались один о другого» мудрецы комментируют так: евреи несут коллективную ответственность («коль Исраэль аревим зэ базэ»).
Грех одного еврея наносит ощутимый вред все остальным. Естественно, что в еврее, который живет по законам Торы и видит поведение другого еврея, еще далекого от Торы, может появиться если не ненависть к ближнему, то по крайней мере, недовольство. К тому же, изучающий Тору то и дело встречает в ней нелестные слова о «решаим» — злодеях — и об обязанности их ненавидеть.
Цав
«В каждом поколении должен человек видеть себя вышедшим из Египта»
Об Исходе из Египта говорят мудрецы: «Благодаря вере своей были освобождены отцы из рабства».
Когда еврей идет во тьме, ищет убежище, он должен знать, что ему следует искать — еврейский дом, в котором горит свет.
Когда он уже стоит на пороге, говорят ему: «зачем пришел?» Этим вопросом пробуждают его, как «сына который не умеет спросить», пробуждают его, чтобы он смог сам спрашивать и просить. И он отвечает: я хочу войти в еврейский дом. Я ничего не ищу, мне не нужен ни грядущий мир, ни рай, я хочу войти в еврейский дом.
Шмини
В недельной главе мы читаем о «живой воде», очищающей от нечистоты.
Известно, что воды миквы подобны водам потопа, который не только был наказанием, но повлек за собой очищение мира. Потоп длился 40 дней,- миква должна содержать не менее 40 сеа воды. В различных разделах Торы, в том числе, письменной Торы, например, в книге пророка Иешайау, потоп именуется «Мей Hoax» — «воды успокоения» и «воды Ноаха».
Тазриа – Мецора
Свобода выбора, данная человеку, особенно очевидна, когда речь идет не о запрещенном Торой или том, что Тора велит делать, а о «нейтральных» вещах.
Хотя и дана человеку «свобода совершить запрещенное», она несколько ограничена: еврей по природе своей хочет исполнить волю Всевышнего, поэтому его свобода если не ограничена, то, по крайней мере, подвержена влиянию внутреннего желания «жить правильно».
«Ахарэй – Кдошим»
«Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые — Моше, затем — Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так».
«… тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода — отрицает слова Торы и Моше».
Эмор
Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…».
Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…». Отчуждение Авраам от всего привычного и родного ради движения к неопределенной точке «которую укажу тебе»,- говорит Всевышний, — можно уподобить приходу в этот мир человеческой души.
Бэар-Бэхукотай