Лаг баОмер (частичный отредактированный перевод)
Лаг баОмер
1
В отношении празднования Лаг баОмер приводится несколько объяснений, и вот некоторые из них:
1) ученики рабби Акивы которые умирали между Пейсах и Швуэс -прекратили умирать в этот день.
2) Это день hилуло[1] Рашби — годовщина Рашби (и он сказал, что нужно радоваться в день его смерти).
Все вещи в Торе — абсолютно точны. Необходимо сказать, что есть отношение в содержании и смысле между этими двумя событиями, кроме того, что сам Рашби был также учеником рабби Акивы.
Нужно понять: какая связь между тем, что «ученики рабби Акивы прекратили умирать» и hилуло Рашби?
И следует сказать объяснение в этом: в день [физической] праведника собираются вместе «все его дела и его служение, что он служил Вс-вышнему все дни его жизни[2]«, что это (его дела и т.д.) — его истинная жизнь, и понятно, что в день, когда завершается его служение на земле, он достигает своего совершенства[3], и это светит в раскрытии.
И поскольку служение Рашби было противоположностью (двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы, которые) умерли, это служение, которое приводит к «прекратили умирать» (как далее будет объясняться) — поэтому его hилуло (когда совершенство его служения светит в раскрытии) — в день, когда «прекратили» — в Лаг баОмер.
Хазал[4] говорят, что двадцать четыре тысячи учеников рабби Акивы «не уважали друг друга»[5]. На первый взгляд удивительно:
Рабби Акива — автор слов «возлюби ближнего своего как себя самого — это великое правило в Торе». Как же могло случиться, что его ученики — которых истинная Тора называет «учениками рабби Акивы» — не уважали друг друга?
Одно из объяснений в этом: У каждого из учеников рабби Акивы был свой путь, как он понимал учение своего учителя, и соответственно этому он служил Вс-вышнему (у одного основное было — любовь к Вс-вышнему, у другого — страх перед Вс-вышним, и т.д.); и каждый был настолько проникнут своим способом учения и служения, что каждый из них был совершенно убежден, что тот, кто не следует этому пути — не достигает совершенства.
И поскольку они были учениками рабби Акивы, который делал особенный акцент на «возлюби ближнего своего, как себя самого», каждый из них не ограничивался тем, что сам поднимался все выше и выше, но также старался воздействовать на всех своих товарищей, чтобы и они служили Вс-вышнему именно его путем. И когда другие ученики не принимали этот путь (поскольку они были проникнуты собственным путем служения) — то «не уважали друг друга»: поскольку они были людьми правдивыми (не, не дай Б-г, «одно в устах, и другое — в сердце»), у них не могло быть истинного чувства уважения одного к другому, поскольку, по его мнению, у другого не хватало в совершенстве служения Вс-вышнему.
3
Поскольку они были учениками рабби Акивы, понятно, что этот порядок служения учеников рабби Акивы — быть настолько погруженными каждый в свой способ служения, так, чтобы даже не допускать, что другой путь тоже может быть совершенным — имеет корень в служении самого рабби Акивы.
И следует сказать объяснение в этом: рабби Акива все свои дни стремился к самопожертвованию. Как говорит Геморо, что рабби Акива сказал своим ученикам: «все дни мои я огорчался… когда придет в мою руку, и я исполню ее». Мсирус нефеш захватывает человека полностью. Когда человек находится в движении мсирус нефеш — не остается ничего в его душе, что бы не было бы пронизано мсирус нефеш.
И таким же было служение двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы:
Они унаследовали от рабби Акивы стремление к самопожертвованию, и само собой, каждый аспект в служении Вс-вышнему был у них с мсирус нефеш, охватывал и пронизывал все их существование. Они были настолько преданы к этой идее всем сердцем и душой, что не было (в этот момент) никакой возможности для другой идеи.
4
Несмотря на высокое достоинство такого служения, это не в полной мере соответствует намерению Вс-вышнего.
Служение мсирус нефеш само по себе приводит человека к «роцой[6]» — «выйти» из мира, и приблизиться к Вс-вышнему, до такой степени, что душа стремится отделиться от тела и подняться к Небесам. Несмотря на то, что служение, пронизанное мсирус нефеш это, на первый взгляд, наивысший уровень служения — оно не соответствует Б-жественной цели Творения, поскольку Высшее намерение состоит в том, чтобы после мсирус нефеш, «роцой», должно прийти, и в еще большей степени — движение «шойв[7]«, привлечь Б-жественность вниз. И это достигается только посредством упорядоченного служения, служения, основанного на понимании и постижении.
И следует сказать, что это есть также (внутренний) смысл слов Хазал: «и все они умерли, поскольку не вели себя уважительно друг к другу, и мир был опустошен»: поскольку их служение было проникнуто самопожертвованием и стремлением «вверх», то мир, нижний мир, остался «пустынным» — не стал «жилищем для человека, а остался «Святой пустыней». Не было основательного и постоянного притяжения Б-жественности в нижний мир.
И это было достижение пяти (последних) учеников, которые «восстановили Тору» — служение «шойв».
Несомненно, что эти учеников — учеников рабби Акивы — обладали способностью полного самопожертвования. Но их самопожертвование не приводило к полному отстранению от мира, так же, как у рабби Акивы, их учителя — его самопожертвование и стремление подняться было изначально, когда «вошел (таким образом, что это было) с миром» — таким образом, чтобы это впоследствии привело его к «вышел с миром», «шойв»: его стремление соединиться с Вс-вышним вплоть до того, что душа готова отделиться от тела и подняться вверх, безо всякого ограничения — привело его к тому, что у него была еще большая энергия, и давало ему силы достичь совершенства — в притяжении Б-жественности вниз.
5
И этот способ служения мы находим в раскрытии у Рашби:
Тринадцать лет, когда он находился в пещере, он был отделен от мира до такой степени, что некоторые практические заповеди он не имел возможности исполнять, он исполнял их только в духовности. Это есть аспект «роцой» -движение «вверх».
Но само это привело его, что, выйдя из пещеры, порядок его служения был — не уединенность, удалиться от того, чтобы заниматься совершенствованием этого мира, но наоборот — «всюду, где разрушал рабби Элиезер, излечивал рабби Шимон» — он принес излечение миру, и еще больше: он искал, что он может исправить в мире.
Его вхождение в пещеру (роцой) привело к шойв — исправлению и совершенствованию мира.
И подобно этому — в его изучении Торы:
Перед тем, как он был в пещере — «спрашивал Рашби, и отвечал ему рабби Пинхас бен Яир двенадцать ответов».
После пещеры — «спрашивал рабби Пинхас бен Яир, и отвечал ему Рашби «двадцать четыре ответа» — вдвойне.
[1] Букв. (арам.) «свадьба». День смерти великих праведников называется в каббале и хасидизме
[2] Игерес ha-Койдеш симан 27
[3] См. на эту тему — Сидур Алтер Ребе, Шаар Лаг баОмер
[4] Наши мудрецы, да будет благословенна их память
[5] Йевамот 62, 2
[6] Букв. «бег». Стремление души подняться к Вс-вышнему
[7] «вернись».