Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 137

Р. Элияу Баал-Шем покидает Пинск. – Влияние противников каббалы на р. Авраама. – Семья р. Авраама. – Тесть р. Авраама.

Р. Элияу Баал-Шем из Вирмайзы чувствовал уже, что он одержал решительную победу в Пинске. Стены крепости митнагдим были пробиты. Пинск не был уже больше под влиянием митнагидских заводил. Он, Баал-Шем, явившийся в Пинск только с целью проучить митнагдим, добился своего. Он мог теперь оставить Пинск и возвратиться в Прагу. Об этом он заранее сообщил своим новым приверженцам. Вообще говоря, Пинск находился теперь уже в самом разгаре распри. Из-за нападения на последователей р. Элияу, совершенного митнагдим, разделился город на два воюющих лагеря. Сторонники путей каббалы, подвергшиеся нападению, вызывали нападавших митнагдим на суд Торы. «Теперь созвал р. Элияу своих пинских последователей и сказал им следующее:

– Мне бы не хотелось, чтобы вы платили митнагдим их монетой, то есть отвечать ударами на удары или даже вести с ними споры руганью. Я против какого бы то ни было раздора у евреев. Вопрос в том только, как вы сумеете воздерживаться от любого вида насилия над вашими противниками, которые ведут раздоры с вами? Для этого у меня один совет: те, которые не могут переносить преследования со стороны митнагдим, пусть последуют за мною в Прагу. Я приму их там в мою ешиву и обеспечу все их потребности.

Эти слова р. Элияу Баал-Шема произвели большое, впечатление в Пинске. Сколько бы противников не было у нового пути каббалы в Пинске, чувствовало все же большинство жителей города к седовласому импозантному и гениальному Баал-Шему величайшее почтение. Его редкие душевные качества, его доброта, его мягкое обращение с людьми и его цедака завоевали ему много доброжелателей. Те, которые еле разбирались в том, нужно или не нужно изучать каббалу, уважали р. Элияу Баал-Шема за раздаваемые им средства и лекарства против различных болезней. Поэтому его не хотели отпустить из города. Посыпались просьбы со всех сторон не оставлять город. Но р. Элияу этим просьбам не внял и покинул Пинск. С ним отправились в Прагу около двадцати человек его учеников. Многие жители ученого Пинска, ставшие за это время его последователями, очень тепло провожали Баал-Шема. Большого почета удостоились также сопровождавшие его ученики.

Понятно, что митнагдим были очень довольны отъездом Баал-Шема. Они не имели также ничего против того, что он прихватил с собой пару десятков своих учеников. Что их действительно огорчало, – это то, что с его отъездом Пинск все еще не очистился полностью от сторонников каббалы. В Пинске осталось много последователей Баал-Шема, особенно среди молодого поколения. Вот эти молодые приверженцы Баал-Шема поступили в местные ешиботы и вдохнули в них новый дух, – дух каббалы. Вначале они занимались каббалой скрытно. Постепенно их число увеличилось, и тогда учащиеся ешивы начали следовать путями каббалы открыто, игнорируя запреты руководителей ешиботов.

Прошло еще несколько лет, в течение которых непрестанно множилось число сторонников каббалы в Пинске. Между тем умер рош-ешива р. Зундель и его место занял гаон р. Гавриел, который не мог смотреть молча на учащихся его ешивы, занимающихся каббалой, и он повел жестокую борьбу с ними. У р. Гавриела был преданный ученик, большой иллуй, по имени р. Авраам-Зеев. Он следовал примеру своего учителя и также боролся со сторонниками каббалы. Р. Гавриел женил своего ученика р. Авраам-Зеева на дочери почтенного жителя местечка Бешенкович. Там открыл р. Авраам-Зеев ешиву, в которой должны были воспитываться рьяные противники каббалы. Но это ему не совсем удалось. В то время было уже много последователей новой системы, следующей путями каббалы, и в еврейском лагеге образовался раскол.

Этот р. Авраам-Зеев был позже учителем р. Авраама-садовника, ставшего впоследствии тестем Баруха, будущего отца р. Шнеур-Залмана, основателя Хабада. Обо всем этом, как мы уже знаем, рассказал сам р. Авраам, когда он прибыл в Витебск познакомиться с семьей Баруха. Однако рассказ о прошлом р. Авраама будет неполным без следующих деталей.

Ученик р. Гавриела р. Авраам-Зеев имел товарища, который также был учеником р. Гавриела. Звали этого товарища р. Исраель-Ицхаком. Он был по природе человеком слабого здоровья. Дети, которые рожала ему жена Рахель, не выживали. Из всех его детей осталась одна дочь Сарра, которую учитель р. Авраама назначил этому своему ученику в жены. Хотя р. Аврааму полагалось жить некоторое время на харчах своего тестя, он решил отказаться от этого и жить собственным трудом, а именно – садоводством. В этом большую помощь оказала ему его жена Сарра. Эта женщина была воспитана своим ученым отцом так, что еле умела читать вообще, тем более – «тайч-хумеш». Но зато было у нее «золотое» средце. Она была большой благотворительницей, вся в свою мать, которая с самого детства приучала ее помогать бедным. И она, по-видимому, еще перешеголяла свою мать. Ее мать Рахель отдала ей, Сарре, свои украшения в виде приданого, а Сарра, без ведома матери, заложила эти драгоценности и полученные деньги раздала бедным людям. Только после свадьбы ей удалось выкупить заложенные драгоценности, подарок матери.

Поскольку ее муж, р. Авраам, занялся садоводством, стала Сарра помогать ему всем, чем могла. Помимо ведения хозяйства и воспитания детей она вкладывала свой труд и в обработке огородов и уходе за ними, следила за ними и за садами, которые р. Авраам арендовал у помещиков.

Оба супруга, р. Авраам и Сарра, были большими благотворителями и очень гостеприимными людьми. Со временем они разбогатели. Величайшим их богатством были, однако, их дети, которыми благословил их Б-г – четыре сына и две дочери: Шим’он, первенец, затем сын Даниель, дочь Ривка, сын Меир, вторая дочь Рахель и четвертый, самый младший сын Исраель-Ицхак.

Несмотря на все старания отца, сыновья р. Авраама не выросли большими учеными, как хотелось бы р. Аврааму. Дочерей воспитал р. Авраам по-простому, обычным образом, согласно тому мнению, что женщины не обязаны изучать Тору. Вместо этого, он их обучал хорошим душевным качествам. Поэтому выросла Ривка редкостной по своим возвышенным стремлениям девушкой. Р. Авраам и Сарра гордились ею.

Р. Авраам стремился выбрать для своей дочери Ривки достойного мужа и, таким образом, получить от нее свою долю радости. Лучшего и более удачного чем Барух, мужа для Рахели он желать себе не мог.

У самого Баруха он навряд ли добился бы согласия заключить этот союз. Барух держался еще вдали от таких практических вопросов жизни. Поэтому он предоставил решение этого вопроса своей сестре Девора-Лее и ее мужу, иллую из Чарея, р. Иосеф-Ицхаку. Как сестра, так и шурин, а также и другие члены семьи приветствовали этот брак, совершенно не предвидя тогда, что от этого брака получится нечто такое, что навечно наложит свою печать на ход еврейской жизни – основание нового направления в служении Творцу, направление Хабада, которое было начертано автором книги «Танья», старым ребе р. Шнеур-Залманом из Ляды, сыном Баруха и Ривки.

Конец второй части