Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 81

Как прогнать «нечистую силу». – Средство р. Иоела Баал-Шема. – «Нечистая сила» возвращается.

Р. Иоел Баал-Шем из Замоща проинструктировал р. Баруха, как вести себя при превращении дома золотых дел мастера в синагогу, чтобы этим помочь душам умерших супругов и одновременно прогнать из дома «нечистую силу».

Новоселье новой синагоги нужно было, по указанию Баал-Шема, справлять следующим образом: десять учеников р. Иоела, проживающих в Познани, во главе с р. Барухом должны были воскресенье той недели начать постом и чтением «Ваихал». Всю ночь они должны были бодрствовать и заниматься изучением Торы. Назавстра следовало им окунаться в воды миквы и при этом особым образом сосредоточиться на чтении записок, переданных Баал-Шемом р. Баруху. После этого им следовало идти в городскую синагогу, взять там три свитка Торы, обернуть их талитами и принести в дом умершего золотых дел мастера, который надлежало превратить в синагогу. У двери, перед тем, как войти внутрь помещения, следует прочесть главы из Теилим, а затем объявить, что «нечистые духи», которые находятся внутри помещения, должны убраться оттуда и оставить свое место для святой Торы. Так следовало делать трижды. После этого должны два человека открыть дверь, а те, в руках которых находятся свитки Торы, должны войти в помещение Авигдор-Тувьи, оставить там свитки Торы и помолиться шахарит, после чего нужно устроить завтрак в честь выполненной мицва. Баал-Шем наказал также, чтобы в новой синагоге молились трижды в день и чтобы назначили время для изучения там Торы и устроили там хедер для обучения малышей.

Когда р Барух вернулся в Познань из поездки к Баал-Шему из Замоща, он узнал, что «нечистая сила» в доме золотых дел мастера начала выкидывать еще более дикие «штучки» чем прежде. Весь квартал был в ужасе. Все жильцы уже выбрались из дома. Никто не хотел рисковать жизнью. Каждую ночь раздавались из того дома ужасные голоса. Дошло до того, что градоначальник Познани, набожный христианин, сам явился на Португальскую улицу к дому золотых дел мастера, чтобы проверить правдивость слухов о появлении в доме «нечистой силы», упаси Б-же! Ему не верилось, что в таких рассказах есть доля истины. Когда он сам услышал доносящиеся из дома крики, писк, пение и стуки, он сильно испугался. Он вызвал бишофа и потребовал от него сделать что-нибудь, чтобы прогнать «нечистую силу. Бишоф собрал ксендзов и отслужил молебен в костеле. Затем он устроил крестный ход с иконами и пр. у дома умершего золотых дел мастера. Несшие кресты и иконы обошли дом, а затем остановились у окна квартиры Авигдор-Тувьи. Сам бишоф начал посылать столбы ладана и окропил «святой» водой стены дома, в то время, как ксендзы гнусавили молитвы. В середине этой церковной церемонии окна квартиры Авигдор-Тувьи вдруг распахнулись и показались изнутри страшные рожи, наводившие ужас своим видом. На ксендзов напал смертный страх. Некоторые из них упали тут же в обморок. Остальные разбежались «без задних ног». Сам бишоф остолбенел. В городе поднялась паника.

Теперь р. Барух убедился, что представился надлежащий случай прославить Святое Б-жье имя, показав всем познанцам силу его ребе, Баал-Шема из Замоща. Он созвал представителей общины и рассказал им все то, что наказал ему Баал-Шем. Они согласились выполнить все указания р. Иоела. Представители общины получили согласие наследника золотых дел мастера отдать дом под синагогу на имя Авигдор-Тувьи и его жены Сарры-Гитл. Р. Барух и еще девять последователей Баал-Шема, проживающие в Познани, взялись за работу, связанную с открытием новой синагоги в соответствии с указаниями Баал-Шема. Десять человек, учеников р. Иоела, взяли три свитка Торы из городской синагоги и отправились с ними к новой синагоге в сопровождении сотен мужчин и женщин, евреев и неевреев, с любопытством ожидавших дальнейших событий. Когда миньян со свитками Торы подошел к двери дома золотых дел мастера, грохот внутри помещения стал еще громче. На сопровождающих процессию людей напал страх, но не на р. Баруха и других девяти учеников Баал-Шема. Трижды воззвали эти десять человек к «нечистым», требуя убраться во-свояси. Когда шум внутри помещения утих, толкнули стоявшие впереди всех два еврея дверь со всей силой и она сразу же распахнулась. Остальные сразу же вошли внутрь со свитками Торы. Как только носившие свитки Торы показались на пороге, послышался звон битых стекол. Разбились вдребезги стекла всех окон, и через окна бросилось наружу множество всяких диковинных существ, одним своим видом нагнавших на всех мистический страх. Теперь сами «нечистые» были охвачены паническим страхом и спешили ретироваться, как будто их жизни угрожала большая опасность. Дом опустел. После всех этих странных существ остались только вонь и удушающий дым, которые быстро улетучились, как только миньян начал молиться.

Вскоре весь Познань знал, что произошло, а также и то, что произошло все это благодаря силе Баал-Шема из Замоща. Градоначальник и бишоф также узнали об этом чуде, и они с энтузиазмом говорили о цадике из Замоща.

Теперь можно было ожидать, что число последователей Баал-Шема увеличится и что противники путей нистарим и каббалистов замолкнут и они перестанут выступать против Баал-Шема и его учеников. Но этого не случилось. Митнагдим остались и в дальнейшем такими же рьяными противниками Баал-Шема, как и раньше, пожалуй – еще более заклятыми противниками его. Они не хотели, чтобы благодаря этой истории с «нечистой силой» закрепился новый путь нистарим и каббалистов в Познани еще больше прежнего, распространяясь и по другим еврейским городам и местечкам. Больше всех кипятился теперь, выступая против р. Иоела, славившийся в Познани своей ученостью р. Шеломо-Моше. Он был также «одним из жильцов дома Авигдор-Тувьи. Он хорошо знал все подробности о появившейся в доме «нечистой силе», господствовавший в доме. Поэтому он лучше кого-либо другого знал о подвигах, совершенных Баал-Шемом из Замоща. Но р. Шеломо-Моше ни во что не ставил это, он не хотел придать этому какое-либо значение. Он полностью отрицал, что «нечистая сила» была изгнана из Дома силой Баал-Шема; он утверждал, что это было дело случая. Пришло, мол, время дому очиститься, тем более, что ему предстояло превратиться в синагогу.

В Познани спорили поэтому, была ли здесь на самом деле проявлена сила Баал-Шема, или же правда на стороне р. Шеломо-Моше.

~ Прошло шесть недель, и вдруг в этом самом доме вновь послышались свист и ‘собачий лай. Диковинные звуки появлялись теперь из подвала, в котором был устроен склад дров. Было похоже на то, что «нечистые» забрались в подвал. Оказалось, что наследник Авигдор-Тувьи в своем дарственном акте на имя общины, которым он закрепил дом под синагогу, не упомянул подвал и склад дров. Теперь наследник переписал заново дарственный акт, которым он передал общине также и подвал. Но это не помогло. «Нечистые» вновь «работали» во всю мочь. В квартале вновь поднялась паника. Открыто говорили, что «нечистые» опять хозяйничают в доме. В синагогу они не смеют, конечно, сунуть нос, зато они чувствуют себя хозяевами в других частях здания, особенно в подвале.

Р. Шеломо-Моше почувствовал себя теперь победителем. Если это так, значит он был прав, утверждая, что Баал-Шем из Замоща ничего не сделал, и вот доказательство, «нечистые» вернулись, нисколько не считаясь со средствами, предложенными Баал-Шемом. Поэтому усилил р. Шеломо-Моше свои нападки на Баал-Шема и его последователей. Другие противники Баал-Шема тоже повели себя агрессивно. Теперь уже ученикам р. Иоела было жизненно важно доказать силу их ребе. Поэтому они решили про себя вызвать в Познань самого р. Иоела, чтобы он показал себя. Пусть у его противников не будет больше повода выступать против него. Но р. Шеломо-Моше и другие митнагдим подняли крик, заявляя, что нельзя этого делать, нельзя вызывать сюда Баал-Шема, это вызовет, мол, профанацию Его Святого имени, это заставит поднять якобы евреев насмех. Настоящее идишкайт не имеет ничего общего с такими вещами, с борьбой против «нечистой силы»…