Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 72

Тайна Баруха раскрыта и он оставляет Брест. — Барух знакомится с нистаром в Смеле. – Свадьба Баруха.

«Дни трепета» прошли. После праздника суккот Барух должен был оставить дом р. Шеломо. Его обязанность обслуживать гаона пришла к концу; в дальнейшем его место должен был занять другой ученик.

После праздников пришлось Баруху искать себе и новый источник заработков. Несколько раз в неделю Барух выходил на базар, чтобы переносить грузы и выполнять другие тяжелые работы. Одновременно он с еще большим упорством занимался в ешива и тайно изучал те предметы, которые преподавал ему р. Шеломо. Барух отдавался теперь все больше изучению каббалы. Для того, чтобы никто об этом не узнал, он перестал ночевать в синагоге, где люди могли приметить, чем он занимается, нанял себе частную квартиру и там проводил ночи над изучением тайной науки. Его квартира находилась в комнате под крышей, где никто не подсматривал за ним и за тем, что он делает. Барух мог быть уверен, что все считают его спящим ночью; на деле же он сиживал часами и изучал каббалу. Так прошла зима. В месяце адар, однако, положение изменилось. В том же доме, где Барух квартировал под крышей, нанял себе комнату также другой ешиботник. Барух не подозревал, что у него есть сосед.

Однажды, в середине ночи, когда Барух, как всегда, сидел углубившись в книгу каббалы, он вдруг почувствовал, что он в комнате не один. Подняв глаза, он увидел ешиботника, своего соседа по квартире. Тот с удивлением смотрел на Баруха: он проник в его тайну. Барух растерялся. Он быстро закрыл книгу и пытался сделать вид будто ничего не произошло. Но было уже поздно. Тайна раскрылась.

Барух, для которого это было, по-видимому, жизненно важно, начал умолять товарища поклясться, что он никому не выдаст его тайны. Тогда объявил ему ешиботник, что он не вправе дать такую клятву. Он специально проник в помещение Баруха, чтобы узнать, что он тут делает, и не по собственной инициативе, а по поручению остальных учеников ешивы. При этом выяснилось, что с тех пор, как Барух перебрался из синагоги на эту квартиру, начали в ешиве поговаривать о том, что наверное он скрывает какую-то тайну. Тогда решили ешиботники, что нужно узнать, что именно делает Барух в своем укрытии. Бросили жребий, который выпал на этого ешиботника проследить за Барухом. С этой целью он перебрался жить в этом доме вместе с Барухом, обусловив с хозяином квартиры не рассказывать Баруху о новом квартиранте.

Убедившись, что его товарищ обязан передать пославшим его ешиботникам о том, что он сейчас узнал, потребовал от него Барух дать ему срок три дня на обдумывание и решение, не следует ли ему, Баруху, самому обо всем рассказать. На самом деле Барух искал возможность переговорить об этом с р. Шеломо. В ешиве не знали еще, что Барух взялся за изучение каббалы не по собственной инициативе, и не собственными силами. Это обещание ешиботник дал ему. Когда Барух переговорил о случившемся со своим учителем р. Шеломо, тот решил, что пришло время для Баруха оставить Брест.

Опять начались для Баруха недели и месяцы странствования. Он шел пешком из города в город и из одного местечка в другое. Всюду, куда бы он ни попал, он находил себе какую-нибудь работу и жил своим трудом. Одновременно он тайно изучал каббалу. В своих странствованиях встречался Барух со многими гаоним, цадиким и просто нистарим, «справлявшими галут». Он сам стал одним из них. У каждого была своя цель в жизни. То же самое было теперь с Барухом.

После долгих мыканий пришел Барух в Смелу. Там ой, по своему обыкновению, забрался в синагогу, изучал Тору и питался остатками своих прежних заработков. В этой же синагоге проживал странник, на которого Барух обратил внимание. Баруху было известно, что этот странник побирается милостыней по домам. Но он чувствовал, что он является нечто большим, чем попрошайкой.

Баруху нужно было уже побеспокоиться о заработке. Поэтому он купил себе тележку, пилу и топор. Он выходил в лес, нарубал дрова и на тележке доставлял их в город на продажу. Поскольку время было летнее, спрос на дрова был не велик; Барух складывал дрова в запас недалеко от синагоги, а когда пришла зима, у него был наготове товар для продажи вязанками.

Была середина зимы. Поздно ночью пришел этот странник в синагогу, и Барух заметил, что он забрался в уголок и плакал. Это не было обычным явлением у этого еврея, Барух подошел к нему и спросил, что его печалит. Еврей рассказал ему, что здесь в городе умер сегодня печник р. Иосеф-Авраам. При этом открыл ему еврей, что этот печник был нистаром. Он был великим цадиком и каббалистом. У него был обычай, – сказал странник, – никогда не оставлять ни одной монетки с одного дня на другой. Все, что ему удавалось сэкономить от своих малых заработков, он целиком отдавал на цедака, и делал он это скрытно.

– Этому нистару, – продолжал странник, – было 58 лет. Он оставил вдову и единственную дочь. Нужда у них вопиющая. Окна выбиты, никогда не хватало денег на их остекление. Холод в доме страшный, нечем купить вязанку дров. Хлеба тоже нет. В городе считают их настолько никчемными людьми, что никто не обращает на них внимания.

Из слов странника понял уже Барух, что перед ним нистар. Впервые он спросил его, как его зовут.

– Меня зовут Нахум-Аарон-портной, – был ответ.

Барух изучал тогда «Зоар». Он наткнулся там на весьма трудное место. Теперь он без всяких «церемоний» выразил желание, чтобы этот еврей, р. Нахум-Аарон-портной, объяснил ему этот трудный отрывок в Зоаре. Р. Нахум-Аарон не дал себя упрашивать и объяснил Баруху непонятое им. Барух был в восторге. Он уже знал, что перед ним не просто нистар, а великий каббалист. Теперь было у Баруха, что сказать нистару о вдове и ее дочери.

– Вы знаете ведь, р. Нахум-Аарон, что у меня заготовлены дрова про запас. Прежде всего давайте отеплим их домишко

Они взвалили себе на плечи по вязанке дров и пошли к дому вдовы и сироты. Дом оказался настоящей развалиной. Р. Иосеф-Авраам-печник прожил там 30 лет.

В течение семи дней траура ходили туда р. Нахум-Аарон и Барух каждый день молиться. С большим трудом им удавалось собирать миньян для коллективной молитвы и чтения кадиш. Живущие по соседству евреи не очень-то охотно собирались сюда на молитву. Что для них значил Иосеф Авраам-печник! Открыть всем, что он был нистаром, запретил р. Нахум-Аарон даже после кончины печника.

Между тем завязалась тесная дружба между Барухом и нистаром р. Нахум-Аарон-портным. Они начали учить вместе, и так продолжалось всю зиму. Однажды заметил р. Нахум-Аарон Баруху:

– Дочь вдовы печника нужно было бы выдать замуж. Я считаю, что ты и есть ее настоящий суженый.

Барух согласился, и вскоре была справлена свадьба. Барух выбрался с женой и тещей в ближайшую деревню. Ему не трудно было подыскать себе заработок. Занимаясь столь значительное время рубкой и продажей дров, начал теперь Барух также торговать дровами, и ему с самого начала повезло. Он начал уже приобретать целые лесные участки, а затем арендовать леса и поля. Барух разбогател и раздавал большие суммы денег на цедака. Он принял меры, чтобы в деревню перебрались на жительство и другие евреи. Каждого из них он обеспечивал заработками. Он следил также за удовлетворением их духовных потребностей и учил с ними Тору.

Со временем построил там Барух синагогу и посадил туда десять евреев, освобожденных от всяких работ и забот; все нужды этих десяти батланим и их семей полностью обеспечил Барух. Все знали уже какая добрая душа у этого Баруха. Знали также, что он крупный ученый. Втайне осталось только, что он к тому еще и каббалист и что он продолжает заниматься каббалой.

Барух, или р. Барух, как теперь звали уже его, был, пожалуй, единственным нистаром, бывшим к тому же очень богатым человеком. Он построил большой дом для проезжих, куда часто заявлялись также нистарим с особыми поручениями к р. Баруху.

В то время приобрел мировую известность р. Иоел Баал-Шем из Замоща, ученик и последователь р. Элияу Баал-Шема из Вирмайзы. Нистар р. Нахум-Аарон-портной, который был частым гостем у р. Баруха, был близок к р. Иоелу и много рассказывал Баруху о нем. Р. Барух решил про себя посетить р. Иоела Баал-Шема и ближе с ним познакомиться.