Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 68

Барух из Вьязны заинтересовался каббалой. – Хочет поступить в брестскую ешиву. – На приеме у рош-ешивы.

 Барух нанялся теперь к поселянину р. Элияу-Шеломо, проживавшему в соседней деревне; он нуждался в работнике, который выполнял бы для него то же самое, что Барух делал у вдовы. Но вместо того, чтобы таскать молочные продукты из деревни в город и на обратном пути товары на плечах, новый хозяин предоставил для этого в распоряжение Баруха лошадь с телегой. На выполнение этой работы требовалось от Баруха потратить два дня в неделю – воскресенье и среду. Остальное время он мог отдать целиком учебе в ешиве, И Барух был бы, наверно, доволен своей судьбой, особенно же тем, что, как казалось Баруху, его хозяин был нистаром. Барух часто находил своего хозяина за книгой, учащего наедине с большим прилежанием. Однако у Баруха появилось желание учить нечто большее, чем один только Талмуд. Его сердце жаждало найти новый путь служения Творцу. Ему попала в руки книга «Аводат-Акодеш», будившая эту жажду Б-жественной страсти в его сердце. Но книга сама по себе его не удовлетворяла. Он как-то прослышал4, что в Бресте имеется ешива, руководимая гаоном и цадиком р. Шеломо. Там он, вероятно, сможет найти то, к чему стремилось его сердце. И он отправился пешком в Брест.

Р. Шеломо прославился не только своей ученостью, но также своим особым путем служения Творцу. В его ешиве было шестьдесят учеников, все по возрасту старше Баруха, некоторые – уже женатые, были зятьями на харчах тестя.

Вначале не смел Барух заявляться к самому рош-ешива и признаться ему, что в его ешиву его привлек новый путь р. Шеломо в служении Творцу, о чем он много наслышался. Несколько дней подряд вертелся Барух по ешиве, пока не обнаружил там отдельную комнату, полную книг. Среди этих книг были и такие, о которых Барух до тех пор и не слышал даже. Как изнывающий от жажды, набросился Барух на эти книги. Помимо комментариев на Талмуд нашел Барух также книги по философии, каббале и этике. Теперь Барух смог познакомиться с такими областями науки, о которых ой раньше и понятия не имел. Особое впечатление произвели на Баруха две книги, – книга под названием «Амфоар», автором которой был р. И. Кац, и книга «Решит хохма» – р. А. ди-Видаша. Эти книги открыли ему новый мир. Первая книга научила его тщательно читать текст молитв, разуметь каждое в них слово и каждую букву, четко и ясно произносить их, как это подобает, когда желают, чтобы молитвы достигли «Почетного трона» Всевышнего. Вторая книга учила, как очистить сердце и вырабатывать в себе высокие душевные качества.

До вступления в брестскую ешиву нужно было проходить проверочные испытания у одного рош-ешива по имени р. Хаим-Ури. Барух должен был ждать пока р. Хаим-Ури его проэкзаменует. А пока что он мог послушать лекции и осмотреться в ешиве. Большинство времени проводил Барух в комнате, где находились шкафы и полки, набитые книгами. Он не мог оторваться от них. Комната была небольшая. Там было два окна, одно из них выходило во двор, а другое – в сад. Барух выбрал себе второе окно и сиживал у окна часами подряд, углубленный в ту или иную книгу. Однажды вошел в комнату гаон р. Шеломо в то время, когда Барух сидел там, углубленный в книгу «Решит хохма». Барух не заметил вошедшего гаона, ио тот обратил на него внимание. Вдруг Барух услышал обращенные к нему слова:

– Кто ты, юноша? В какую книгу ты так углубился?

Барух оторвал глаза от книги. Перед ним стоял сам рош-ешива р. Шеломо. Барух вздрогнул. От страха и высокого почтения перед вошедшим у него отнялся язык.

Барух углубленно читал в это время главу четырнадцатую книги, озаглавленную «Раздел Б-гобоязни», где изложен вопрос Б-гобоязни. Там приводятся слова Мехилты по поводу стиха в Хумаше (Ваикра. 9:6): «И сказал Моше: то, что повелел Б-г сделайте, и явится вам слава Превечного». По разъяснению Мехилты, наказал Моше евреям, чтобы они вырвали из своих сердец склонность к плохому и почувствовали страх перед Владыкой мира; чтобы у всех была только одна мысль, – как служить Всевышнему. Ибо «так же, как Он единый во всем мире, так и ваше служение Ему должно быть единственным в своем роде». Об этом говорится в книге «Решит хохма» так: в человеческом сердце имеются два отделения: одно для ейцер-тов и другое для ейцер-ара. Этим объясняется то, что и в добрых делах человека участвует ейцер-ара. Это то «идолопоклонство», которое имеется в каждом человеческом сердце. Поэтому человек должен очищать свою душу, целиком вытравить ейцер-ара из своего сердца. Тогда служба человека Творцу будет целиком под господством ейцер-тов’а. Эти слова повлияли на Баруха так сильно, что он почти не воспринял слова, обращенные к нему гаоном и цадиком.

Когда он несколько пришел в себя, он ответил рош-ешиве на его вопросы. Он сказал ему, кто он и какая книга так увлекла его. Р. Шеломо больше ничего не сказал и вышел из комнаты. Барух находился весь день под впечатлением встречи с гаоном, о котором он так много слышал, но не видел раньше

Вечером Баруха ждал новый сюприз. Шамеш ешивы р. Авраам-Шаул отозвал Баруха в сторону и передал ему приглашение рош-ешива прийти к нему в его кабинет, но это должно быть сделано незаметно. Барух был поражен.

Когда он пришел в комнату р. Шеломо, начал гаон его расспрашивать о его знаниях в Талмуде, насколько он эрудирован в Гемара, Раши и Тосефот, и тут же проэкзаменовал его по нескольким трактатам. Барух чувствовал, что р. Шеломо остался им доволен. После этого начал р. Шеломо расспрашивать Баруха, как он живет, получает ли он помощь из общей ешиботской кассы, или же он «ест дни» у местных жителей. Он хотел также знать, где он квартирует. Барух сообщил ему, что он живет трудом своих рук, а квартирует он в ближайшей синагоге. Одновременно он рассказал гаону и о том, что привело его в Брест. Он прибыл сюда изучать Тору, а также искать йовый путь служения Творцу. А пока что он взял на себя по собственной инициативе обет самоистязания и подвергал себя лишениям. Каждый день он в течение ряда часов «справлял уединение», блуждая по полям и лесам, смотря на небо и проливая слезы. Гаона это заинтересовало. Барух продолжал:

– Полгода, – сказал Барух, – я изматывал себя различными видами истязаний, не переставая при этом усиленно изучать Тору. В ешиве р. Шаула в Вьязне я был во второй, старшей, группе, хотя я был там самым молодым Но этого было недостаточно, чтобы удержать меня там. Что-то мое сердце не было спокойно. Меня тянуло к новому пути служения Всевышнему. В Вьязне я не мог найти покоя для моей души

И чтобы быть лучше понятым своим собеседником, Барух продолжал:

– Мне попалась в руки кййга «Мар’от Элоким». Стоило мне только заглянуть в нее, как меня охватила оторопь. Я почувствовал, что в этой книге открываются великие тайны, но не мог обнаружить их. Мне было от этого очень больно. С другой стороны, я и боялся слишком вникать в эти тайны, быть может, я недостоин этого. Тогда я дал обет подвергать себя новым лишениям; я постился и «справлял галут». Я хотел этим очистить мои мысли от малейшего намека на грех и тем самым подняться на требуемую высокую ступень, чтобы быть в состоянии воспринимать тайны этой книги

Барух рассказал также, что несмотря на все его старания, он так и не смог проникнуть в самую суть скрытого смысла эти книги. В Вьязне у него были два товарища, ученики ешивы. Он им Доверился и хотел, чтобы они втроем докопались до тайн этой книги. Но оба его друга сразу же утомились и не пожелали заниматься больше этим. Он же возгорелся еще большей страстью к этой книге и решил про себя искать учителя, который помог бы ему одолеть ее, который ввел бы его в самую суть содержащихся в ней тайн.

Барух замолчал. Он взглянул на гаона, как бы желая знать, не сболтал ли он лишнее.

– Продолжай, продолжай, – ободрил его р. Шеломо с дружелюбной улыбкой.

– Я услышал о ешиве в Бресте, – продолжал Барух. – Я слышал также и о Вас, рабби; я слышал о том, что у Вас можно научиться всему тому, что мое сердце и душа так жаждут знать. Поэтому я оставил Вьязну и пешком пошел от местечка к местечку, пока не добрался сюда. В пути я заболел. Но и это не помешало мне продолжать мое путешествие. Теперь я, слава Б-гу, в Вашей ешиве, рабби, и жду удобного момента научиться у Вас Вашему пути служения Творцу. Я не смел сам явиться к Вам лично с этим вопросом, пока не удостоился Вашего вызова.