Словарь

ПОЯСНЕНИЕ НЕРУССКИХ СЛОВ И ПРИМЕЧАНИЯ

А

ААЗИНУ.. «Внимайте..», начало 32-й главы хумаша Деварим. Предсмертная песнь Моше.

АБ(АВ). Предпоследний месяц по еврейскому календарю.

АВОДА ЗАРА. 1) Идолопоклонство. 2) Талмуд. 8-й трактат раздела Незикин. Правила, касающиеся борьбы с идолопоклонством, предрассудками, богохульством и знахарством.

АГГАДА (АГАДА). Сказания.

1) Часть Талмуда, содержащая нравоучения и сказания, исторические и другие популярные материалы, помимо алахи.

2) Сказания, читаемые за пасхальной вечерней трапезой.

АДАМ БААЛ-ШЕМ. Каббалист; предшественник рабби Исраеля Баал-Шем-Това. (См. Атомим, т. 1, стр. стр. 10 –22; т. III, стр. стр. 17–19 и т. IV, стр. стр. 7–9).

АДАР. Шестой (в високосном году – седьмой) месяц по еврейскому календарю.

АДРАН. Сложный разбор пройденного трактата Талмуда (обычно – заключительной части).

АКАФОТ. Хождение со свитками Торы вокруг бима в праздник Симхат-Тора.

АЛАХА. Законодательная часть Талмуда.

АЛЕЙНУ, «Нам надлежит славить...». Заключительная молитва.

АЛЕФ-БЕТ. Еврейский алфавит.

АЛИЯ (АЛИОТ). Призыв к Торе (призванный произносит Бераха и слушает чтение отрывка Торы из уст чтеца).

АЛ КИДУШ АШЕМ. «Во славу Его святого имени».

АЛЛЕЛЬ. Славословие (главы 113–118 Теилима, читаемые в праздничные дни).

АМ-ААРЕЦ. Невежда (букв, «народ земли»).

АМЕН. Аминь (истинно, верно). 

АМОРА (АМОРАИМ) Мудрецы Талмуда, жившие после состав-тения Мишны (ок. 150–500 г.г. н.э.).

АМОЦИ. «.. производящий хлеб.. ». Благословение, произносимое над хлебом перед едой.

АРОН-КОДЕШ. Кивот для хранения свитков Торы в синагоге.

Б

БААБ. Три дня поста поочередно – в понедельник, в четверг и в следующий затем понедельник (обычно – после больших праздников).

БААЛЕ-БАТИМ (БААЛ-АБАИТ) «Домовладельцы», вообще члены еврейской общины.

БААЛ-ШЕМ-ТОВ, рабби Исраель. Основатель хассидизма (род. в ОКУПЕ в 1698 к; сконч. в Межибуше в 1760 г.).

БАБА-КАМА. Талмуд. 1-й трактат раздела Незикин. Законы о причиненных убытках и компенсациях за них.

БАБА-БАТРА. Талмуд. 3-й трактат раздела Незикин. Законы владения недвижимым имуществом.

БАР-МИЦВА. Религиозное совершеннолетие мужчин, которым исполнилось тринадцать лет.

БАРУХ–У–УВАРУХ–ШЕМО. «Благословен Он и благословенно Его имя». Возглас услышавшего от кого-либо произнесенного имени Б-жьего в берахот и молитве.

БАТИМ. (Футляры). Четырехугольные кожаные коробочки, в которых помещены пергаментные свитки, на которых написаны выдержки из Торы. Молитвенная принадлежность. (См. Тефилин).

БАТЛАН. Человек не от мира сего; также неряха.

БЕЕР-АГОЛА. Труд р. Моше Рив-киса.

БЕРАЙТА. Учение таннаим.

БЕРЕШИТ. Первая книга Пятикнижия – Бытие.

БЕГ-АМИДРАШ (Бет-мидраш). Дом учебы или синагога.

БЕТ-АМИКДАШ. Святой Храм в Иерусалиме. Первый Храм был построен царём Шеломо и разрушен вавилонским царём Не-бухаднецаром; второй – был построен после возвращения угнанных в Вавилонию евреев и разрушен Титом (Рим) в 70 г. н.э.

БЕТ-ДИН. «Дом закона». Духовный суд.

БИМА. Амвон в центре синагоги.

БИНА. Разум, понятие.

БОВЫ (Баббы). Общее название первых трех трактатов Талмуда раздела Незикин: Баба-кама, Ба-ба-мециа и Баба-батра.

БОЛЬШАЯ МИНХА. Ранняя полуденная молитва.

БОЛЬШАЯ СУББОТА. Суббота, предшествующая празднику Песах.

БРАХА (БЕРАХА). Благословение, бенедикция (Краткая молитва).

БРИТ-МИЛА. Обрезание.

В

ВАЙХАЛ. «И стал Моше умолять...» (Шемот, 32:11). Начало читаемого в пост отрывка ил Торы.

ВИДУИ. Исповедь. Последняя молитва умирающего, а также молитва, читаемая в будни, в пост и в день Йом-Киппур.

Г

ГАБАЙ. Староста синагоги.

ГАЛУТ. Изгнание, диаспора.

ГАОН. Гений; почётное звание великого раввина и талмудиста.

ГЕМАРА. Часть Талмуда, комментирующая Мишна и содержащая >чения амораим; весь Талмуд вообще.

ГИЛУЙ-ЭЛИЯУ. Явление пророка Элияу.

ГОЛЕМ. Человек-робот, созданный и оживленный знаменитым раб-би Иудой Лево (Маарал) из Праги (1513–1609 гл.) с целью разоблачать возводимых на евреев кровавых наветов и оказания общине ряда услуг.

Д

ДААТ. Знание, ум, понимание. ДАЯН. Духовный судья; член Бет-Дина.

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯНИЯ. Начинаются первым днем Рош-Ашана и кончаются днем Всепрощения – Йом-Киппур.

ДРУШ. Проповедь; толкование библейского текста с нравоуче-ниями,

Е

ЕШИВА (ЕШИБОТ). Высшая еврейская духовная академия.

ЗЕВАХИМ. Талмуд. Первый трактат раздела Кадашим. Толкует о различных видах жертвоприношений в Бет-Амикдаше.

3

ЗОАР. «Сияние». Капитальный труд каббалы, автором которого является танна II в. рабби Шим'он бен Иохай. Материал 3оара расположен по главам Торы. Язык – еврейский и арамейский. Содержит комментарии и пояснения к Торе, молитвам и обычаям, а также глубокие доктрины о цели мироздания, о человеческой душе и о различных аспектах человеческой жизни.

И

ИДИШКАЙТ. Еврейство. Все, что связано с еврейской религией, традицией и обычаями.

ИЕВАМОТ. Талмуд. Первый трактат раздела Нашим. Законы о женитьбе на вдове брата, лмер-ше! о бездетным.

ИКРИМ. «Корни». Философско-этический труд рабби И. Аль-бо (XIV–XV в.в).

ИЛЛУЙ. Молодой талмудист выдающихся способностей.

ИВРИ. Чтение еврейского текста. ИЛУЛО. Годовщина кончины святого человека.

ИОВ. Одна из книг Танаха.

ИОМА. Талмуд. Пятый трактат раздела Моед. Законы о надлежащем соблюдении дня йом-Киппур и особенностей службы в этот день в Бет-Амикдаше.

ИОМИМ НОРАИМ. Грозные дни или Дни трепета – от Рош-Ашана до Иом-Киппура включительно.

ЙОМ-КИППУР. День Всепрощения, десятого Тишрей.

ЙОМ-ТОВ. «Хороший день». Праздник.

ИОРЦАЙТ. День годовщины смерти б низких родных, отмечаемый зажиганием свечи, чтением кадиш и др.

ИОЦЕР. «Образующий свет...», из утренней молитвы.

ИТБОДЕДУТ. Уединение, отшельничество.

ИХУС. Знатность происхождения.

ИШТАБАХ. «Да будет хвалимо...», из утренней молитвы.

К

КАББАЛА. Предание или традиция. Мистическое учение и доктрины, трактующие о таинствах Торы и тайнах Мироздания и передаваемые из поколения в поколение учёными каб-балистами – мекубалим.

КАБАЛАТ ШАБАТ. Встреча субботы. Молитва, читаемая в пятницу вечером в честь наступающей святой субботы.

КАДИШ. «Да святится...», поминальная молитва.

КАРЕТ. Б-жья кара, преждевременная смерть как наказание за смертный грех.

КАШРУТ, КОШЕР. Законы о пище. Пригодное, разрешённое к употреблению по религиозному закону.

КЕДУША. Освящение. Часть молитвы Шемоне-Эсре при повторении кантором Тефила в утренних и полуденных молитвах. Основная часть Кедуши – «Свят, свят, свят. Б-г Цеваот...».

КЕДУШИН. (КИДДУШИН). Талмуд. Последний трактат раздела Нашим. Законы о бракосочетании.

КЕТУБОТ. Талмуд. Второй трактат раздела Нашим. Законы, касающиеся свадебного контракта.

КИДУШ. Освящение Субботы или праздника. Читается над вином или халами.

КОЕН (КОАНИМ). Священник, потомок первосвященника Аарона.

КОЭЛЭТ. (Екклесиаст). Одна из книг Танаха.

КОДЕШ-КАДАШИМ. Святое святых.

КОЛ АНЕАРИМ. «Всех мальчиков». Вызов к Торе всех мальчиков ' молдже 13 лет в день Симхат-Тора.

КУЗРИ. Философско-религиозный труд р. И. Алеви. (XI–XII в.в.).

Л

ЛАМДАН. Ученый талмудист.

ЛЕВЯТАН. (Левиафан). Легендарный царь рыбного царства. Мид-рлш рассказывает, что в пятый день сотворения мира были созданы самец и самка этой гигантской рыбы. Мясо самки законсервировано для угощения им праведников после Воскрешения мертвых.

ЛЕКЕТ, ШИКХА, ПЕА. Подбор нищими случайно упавших колосьев, забытых на поле, снопов или несжатого уголка поля согласно заветам Торы.

М

МААРИВ. Вечерняя молитва (Называется также арвит).

МААРШАЛ. Начальные буквы слов Морену Рабби Шеломо бен Ехиель Лурия (род. в Брест-Литовске в 1510 г.; ум. в Люблине в 1573 г.). Знаменитый талмудист, автор трудов «Ям-шел-Шеломо», «Хохмат Шеломо», «Ериот Шеломо» и ДР. МААСЕР. Десятина (отчисления на цедака).

МАГИД. Проповедник.

МАЗАЛ-ТОВ. «Доброе счастье». Популярное приветствие или пожелание по случаю какого-либо радостного события.

МАИМ ШЕЛАНУ. Переночевавшая вода для выпечки мацы.

МАЛЫЙ ЙОМ-КИППУР. Канун новомесячья.

МАРОР. Горькие специи (хрен, салат и т.п.), применяемые на пасхальном седере в память о горьком рабстве Израиля в древнем Египте.

МАСЕХТЫ. Трактаты Талмуда (всего их 63 масехтот в Талмуде).

МАТМИД. Очень прилежный студент, «книжный червь».

МА ТОВУ. «Как благи шатры...» (Бамидбар, 24:5). Начало утренней молитвы.

МАЦА. Опресноки. Не квашенный хлеб, единственно разрешенный к употреблению в Песах.

МАШИЯХ. Мессия.

МЕЗУМАН. Приглашение. Совокупная затрапезная молитва при наличии не менее трёх участников трапезы.

МЕЛАМЕД. Учитель.

МЕНАХОТ. Талмуд. Второй трактат раздела Кадашим. Законы о мучных жертвоприношениях в Бет-Амикдаше.

МЕРИТЬ ПОЛЕ. Мистическое средство для спасения опасно-больного или попавшего в беду человека и т.п. (Обмер еврейского кладбища).

МЕХУТАН. Сват. Породнившиеся родные жениха и невесты.

МЕШАНЕ МАКОМ – МЕШАНЕ МАЗАЛ. «Со сменой местожительства меняется судьба человека». Сентенция Талмуда (Рош-Аш., 166).

МИДРАШ. Книги нравоучительного, иносказательного толкования Библии мудрецами – таннаим и аммораим.

МИДРАШ-РАБА. См. Мидраш.

МИДРАШ-ТАНХУМА. См. Мидраш.

МИНЬЯН. Число или кворум. Не менее десяти взрослых мужчин, молящихся совместно.

МИНЬЯН ВАТИКИН. Молящиеся с восходом солнца.

МИНХА. Полуденная (предвечерняя) молитва.

МИТНАГДИМ. Оппоненты или оппортунисты, противники хассидизма.

МИШЛЕ. Одна из книг Танаха.

МИШНАЙОТ. Устное Учение. Законодательная часть Талмуда, его основа. Состоит из шести разделов (ШАСС), составленных рабби Иуда аНасси (ок. 150 г. н.э.).

МИЦВА. Завет Б-жий. Имеются 613 («тарьяг») заветов в Торе, из них 248 к исполнению и 365 запретов.

МОЙДЕ АНИ. «Благодарю Тебя...». Первая Бераха, произносимая утром сразу же по пробуждении от сна.

МОРЕ НЕВУХИМ. «Учитель растерявшихся», философский труд Рамбама (Маймонида).

МУССАР. Этика. Учение о нравственности и покаянии.

Н

НЕВИИМ. Пророки. Часть Библии.

НЕГЛ-ВАССЕР. «Ногтевая вода». Ритуальное омовение обеих рук при пробуждении утром от сна и в ряде других случаев, перечисленных в Шулхан-Арухе.

НЕДАРИМ. Талмуд. Третий трактат раздела Нашим. Правила, касающиеся обетов.

НЕЗИКИН. Убытки. Четвёртый раздел Мишны, толкующий о законах, касающихся гражданского и уголовного права.

НИССАН. Весенний (шестой или седьмой) месяц, по еврейскому календарю.

НИСТАР, НИСТАРЫ, НИСТАРИМ. Скрытый, тайный. Странствовавшие инкогнито эмиссары Баал-Шемов, имевшие задание поднять духовный (иногда и материальный) уровень еврейских народных масс.

ПАРОХЕТ. Занавес в синагоге над кивотом.

ПАРУШ, НАРУШИМ. Отшельник. Ученый, и набожный муж, посвятивший себя целиком из\-чению Торы и молитвам и уделяющий мирским делам мало внимания или совсем их игнорирующий.

П

ПЕСАХ. Пасха.

ПЕСАХИМ. Талмуд. Третий трактат раздела Моед. Законы о ха-меце и праздновании Песаха.

ПИГУЛ, НОТАР И ТАМЕЙ. Негодное, оставшееся, ритуально оскверненное мясо жертвы в Бет-Амикдаше. Законы, касающиеся жертвоприношений.

ПИЛПУЛ. Сложный схоластический разбор тамлудического материала, требующий проявления большой эрудиции и остроту суждения, в результате чего обычно разрешаются, казалось, совершенно неразрешимые противоречия в тексте Талмуда или его комментаторов. Обычно применяется для развития остроты сообразительности у учащихся и увеличения их эрудиции.

ПОАЛЕЙ ЦЕДЕК. «Честные труженики». Название, обычно присваиваемое синагоге товарищества трудящихся.

ПОСКИМ. Кодификаторы. Законодательная часть раввинской литературы.

ПИДЬОН-ШЕВУИМ. Выкуп пленников. Мицва добиваться освобождения пленников или лиц, арестованных по ложному обвинению.

ПОРИЦ. Помещик или дворянин в старое феодальное время.

ПРОДАЖА ХАМЕЦА. Остающийся у еврея хамец должен быть уничтожен или продан нееврею до наступления Песаха, в противном случае его нельзя употреблять или пользоваться им после Песаха.

ПУРИМ. Праздник жребия, четырнадцатого адара.

Р

РАМБАМ. Рабби Моше бен Май-мон (Маймонид). Знаменитый талмудист, кодификатор, философ и врач {род. в Кордове в 1135 г.; сконч. в Фостате в 1204 г.). Автор капитальных трудов: «Мишне Тора» или «Яд Ахазака», «Сефер Амицвот», «Море Невухим» и др.

РАШИ. Рабби Шеломо Ицхаки. Знаменитый комментатор библии и Талмуда, (род. в Труп в 1040 г.; сконч. там же в 1105 г.).

РЕББЕ. Рабби и учитель. Глава хассидских групп.

РЕШИТ ХОХМА. «Начало мудрости». Книга о морали. Автор – рабби Элияу бен Моше Видас, каббалист XVI в.

РОШ АШАНА.

1) Еврейский новый год. Первые два дня месяца Тишре.

2) Талмуд. Восьмой трактат раздела Моед. Законы соблюдения новогоднего праздника и связанных с этим мицвот.

РОШ-ЕШИВА. Глава (декан) ешивы.

РОШ-ХОДЕШ. Новолуние. Первый день нового месяца; часто также последний день прошедшего месяца.

РУАХ АКОДЕШ. Святой дух, который покоится на пророках и праведниках.

С

САНЕДРИН. 1) Талмуд. Четвёртый трактат раздела Незикин. Правила и законы, касающиеся уголовного судопроизводства. 2) Верховный суд в древнем Израиле; состоял из 71 члена.

СЕГУЛА. Мистическое средство или амулет.

СЕДЕР (ОДАРИМ). Пасхальная вечерняя трапеза.

СЕЙФЕР-ТОРА. Пергаментный свиток Торы.

СЕМИХА. «Возложение рук». Аттестация на звание раввина.

СИДРА. Еженедельный раздел Хумаша, который читают по субботам в синагоге в утренней молитве.

СИДУР (СИДДУР). Молитвенник.

СИМХАТ МИЦВА. Б-гоугодное радостное торжество (венчание, бар-Мицва, обрезание и т.д.).

СИМХАТ-ТОРА. Праздник веселья Торой, празднуемый 23 (в Израиле – 22) Тишре.

СИЮМ. Окончание изучения какого-либо трактата Талмуда. (Сопровождается обычно торжеством с выпивкой и закуской).

СЛИХОТ. Прощения. Особые покаянные молитвы, читаемые в последнюю неделю кончающегося года и в дни Всепрощения и др. общественных постов.

СОФЕР (СОЙФЕР). Писец пергаментных свитков Торы, мезузот и др. Пишет гусиными перьями, особыми чернилами и т.н. «ассирийским» шрифтом.

СОТА. Талмуд. Пятый трактат раздела Нашим. Трактует о судебном преследовании жены, подозреваемой в адюльтере.

СПРАВЛЯТЬ ГАЛУТ. Вид покаяния – добровольное издание, взятое на себя с целью искупить в этом, «нижнем», мире свои грехи или ради блага всего Израиля.

СУККОТ. Праздник кущей (15--21 Тишре).

СФИРА. Дни счисления – 49 дней между праздниками Пе-сах и Шавуот. Счисление производится каждый вечер, начиная с 16 ниссана, с произнесением особой Бераха.

Т

ТААНИТ. 1) Талмуд. Девятый трактат раздела Моед. Трактует о законах соблюдения постных дней.

2) Пост, в частности общественный пост, отмечаемый в еврейском календаре или объявляемый раввинатом в особых случаях.

ТАЙЧ-ХУМАШ. См. Цеена-уреена.

ТАЛИТ (ТАЛЕТ). Покрывало с цицит, надеваемое евреями во время молитвы.

ТАЛИТ-КАТАН. Малый талит или «Арба-канфот» («Четыре края»), носимый евреями постоянно.

ТАЛМИД-ХАХАМ. Ученый талмудист.

ТАЛМУД БАВЛИ. Устное Учение. Состоит из шести разделов (седарим) Мишна и из Гемара. Составлен в Вавилонии амораями рав Аши и Равина (ок. конца V в.).

ТАЛМУД ИЕРУШАЛМИ. Сжатое изложение толкований, дискуссий и алахических решений палестинских академий. Составлен рабби Иохананом бар Нафха (ок. конца III в.).

ТАЛМУДИСТЫ «ВОСТОЧНОЙ СТЕНЫ». В синагоге у восточной стены (мизрах) находятся места самых почетных прихожан, – раввина, габая, крупных талмудистов, общественных деятелей и т.д.

ТАЛМУД-ТОРА. Начальная еврейская школа, где изучаются Библия, Талмуд и др. религиозные предметы.

ТАММУЗ. Летний месяц, десятый (в високосном году – одинад-цатый) по еврейскому календарю.

ТАНАХ. Начальные буквы слов: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Кетубим (Святые писания), т.е. Библия.

ТАННА (ТАННАИМ). Высшая учёная степень составителей М и ш н а, начиная со времени Мужей Великого Собрания и до рабби Иеуда аНасси включительно (ок. 350 г. до н.э. – 150 г. н.э.).

ТАНЬЯ. Знаменитый классический труд хассидизма ХАБАД. Автор – «Старый ребе» р. Шнеур-Залман из Ляды. Содержит основные принципы ХАБАД. Название получил по начальному слову книги. (Танья – «сказано в б е р айт е»).

ТЕХИНОТ. «Мольбы». Молитвы, особо предназначенные для женщин; в основном на языке идиш; очень популярные в Центральной Европе в XVI в.

ТЕВУЛ-ЙОМ. Окунувшийся в м и к в у для очищения от ритуальной скверны и ждущий захода солнца, чтобы стать окончательно ритуально чистым.

ТЕИЛИМ. Псалтырь Давида. Одна из книг библии.

ТЕФИЛИН. Филактерии; надеваемые во время молитвы на голову и на руку кожаные коробочки с заделанными в них пергаментными свитками, содержащими главы из Хумаша.

ТЕШУВА. Покаяние.

ТНАИМ. Обряд помолвки.

ТОРА. Пятикнижие или вся Библия, а также Талмуд и вся совокупность раввинской литературы; Письменный и Устный закон.

ТОРА И АВОДА. Учение и служба. Изучение Торы и служение Б-гу.

ТРЕЙФА. Запрещённое еврейской религией к употреблению в пищу.

Ф

ФРАНКИСТЫ. Последователи печальной памяти движения, организованного в Польше в XVIII в. Яковом Франком, одним из адептов Шаббатай-Цеви. Франкисты были противниками Талмуда и единомышленниками католического духовенства в его борьбе против ортодоксального еврейства. Большинство франкистов перешло в конце концов в христианство и движение постепенно замерло.

X

ХАБАД. Название хассидской школы и движения, основанного рабби Шнеур-Залманом из Ляды. Слово ХАБАД состоит из начальных букв слов: Хохма (разум), Бина (понятие) и Даат (знание). (См. брошюру «МИЦВОТ» на русском яз., стр. 56).

ХАГИГА. Талмуд. Последний трактат раздела Моед. Законы о различных типах и видах праздничных жертвоприношений в Бет-Амикдаше.

ХАЗАЛ. Аббревиатура, состоящая из начальных букв слов: Ха-хамейну Зихронам Либраха. «Наши мудрецы блаженной памяти».

ХАЗАН (ХАЗЕН). Кантор.

ХАЛИЦА. Бездетная вдова, разведённая с её деверем.

ХАМЕЦ. Заквашенное тесто и хлеб из такого теста, а также ряд производных от них, запрещенные к употреблению и хранению в Песах.

ХАРОСЕТ. Смесь из толчённых орехов, тёртых фруктов и вина. Один из атрибутов седера. Символическая память о глине, применявшейся евреями-рабами в Египте.

ХАССИД (ХАССИДИМ). Последователь хассидизма.

ХАССИДИЗМ, ХАССИДУТ. Религиозное направление, возникшее в XVIII в. и связанное с учением каббалы. Основатель – рабби Исраель Баал-Шем-Тов (см.).

ХЕВРА. Общество; кружок.

ХЕВРА-КАДИША. Погребальное братство.

ХЕДЕР. «Комната». Религиозная начальная школа (также Талмуд-Тора).

ХЕРЕМ. Исключение из общества. Анафема.

ХОХМА. Разум.

ХОШЕН-МИШПАТ. Юриспруденция по Талмуду. Четвёртый том кодекса «Арба Турим» («Четыре ряда»). Автор – рабби Яа-ков бен Ашер (ок. 1269–1340

г.г.).

ХУЛИН. Талмуд. Третий трактат раздела Кадашим. Законы о шехите, кашер и трейфа.

ХУМАШ. Пятикнижие (Библия).

ХИДУШЕЙ ТОРА. Новеллы в области Торы.

Ц

ЦАДИК. Праведный. Очень набожный человек; глава хассидской группы.

ЦЕДАКА. Благотворительность, подаяние.

ЦЕЕНА-УРЕЕНА. Изложение Хумаша на идиш с выдержками из Талмуда, Мидраша и др. Автор – рабби Яаков бен Ицхак Янов (XVI–XVII в.в.); называется также Тайч-Хумеш.

ЦИЦИТ. Кисточки на краях талита.

ЦЕМАХ ЦЕДЕК. Важный алахический труд рабби Меиахем-Менделя из Любавича (род. в Лиозне в 1789 г., сконч. в Лю-авиче в 1866 г.). Расширенное и дополненное издание издательства КЕОТ, Бруклин, Н.И., 1946 г.

«ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ ТОРЫ». Имеется в виду ограниченная площадь, в пределах которой изучается только Тора.

Ш

ШААЛА. «Вопрос». Обращенный к раввину вопрос по поводу какого-либо ритуального закона.

ШААРЕЙ-ТЕШУВА. «Ворота покаяния». Знаменитый труд рабби Иона бен Абраам Геронди (ум. в Толедо в 1236 году).

ШААР-ЭФРАИМ. Раввинский труд р. Эфраима, гаона из Вильны.

ШААТНЕЗ. Ткань из шерсти и льна, запрещенная к употреблению по законам еврейской религии.

ШАВУОТ. Праздник (Пятидесятница), 6-ю (в диаспоре также и 7-го) Сивана.

ШАББАТ. Талмуд. Первый трактат раздела Моед. Законы о соблюдении святости субботнего дня.

ШАДХАН. Брачный посредник, сват.

ШАЛОМ-АЛЕИХЕМ. «Мир Вам!» Общепринятое приветствие.

ШАМЕШ. Служка в синагог.

ШАСС. Аббревиатура из начальных букв слов: Шиша Седарим – шесть разделов, т.е. весь Талмуд.

ШАХ. Краткое название знаменитого труда рабби Шабсе бен Меир аКоен (род. в Вильне в 1621 г.; ум. в Голлешау в 1662 г.).

ШЕАКОЛ. «...словом Которого сотворено все...». Верах а, произносимая перед питьем воды и отведыванием ряда других напитков и пищевых продуктов, перечисленных в Шулхан-Арухе.

ШЕЕХИЯНУ. «...дал нам жить...» Бераха, произносимая в праздники и т.п.

ШЕВУОТ. Талмуд. Шестой трактат раздела Незикин. Законы о присягах.

ШЕКЕЛ. Монета библейского периода. В канун праздника ПУРИМ дают цедака в размере трёх полушекелей.

ШЕМ. Святое имя Б-жье.

ШЕМА ИСРАЕЛЬ. «Слушай, Израиль», (Деварим, 6:4). Известная часть молитв.

ШЕМОНЕ-ЭСРЭ (Тефила). Центральная часть молитв.

ШИВА. Первая неделя траура по близкому умершему.

ШИУР. Урок, в частности – изучение Талмуда и др. святых наук.

ШОХЕТ. Резник скота и птицы. Еврейское духовное лицо.

ШИР-АМААЛОТ. Псалмы Давида (Теилим, 120–134).

ШИР АШИРИМ. Песнь Песней. Одна из книг Библии.

ШЛОШИМ. Первые тридцать дней траура по близкому умершему.

ШМИНИ-АЦЕРЕТ. Праздник. 22 Тишре. (В Израиле эго также праздник Симхаг-Тора).

ШНАИМ МИКРА В'ЭХАД ТАР-ГУМ. Обязательное еженедельное чтение определенной главы Хумаша. Читают дважды каждый стих Хумаша в оригинале и один раз перевод этого стиха на арамейский язык (таргум).

ШНЕУР-ЗАЛМАН из ЛЯДЫ. Рабби Шнеур-Залман бен Барух. Знаменитый талмудист, кодификатор и философ, основатель движения ХАБАД (род. в Лиозне в 1745 г.; сконч. ок. Курска в 1812 г.). Автор 1Щлхан-Аруха (Рав’а) и Танья, как и ряда др. трудов. Родоначальник раввинской фамилии Шнеерсон, возглавлявших и возглавляющих движение ХАБАД, известных под именем «ЛЮБАВИЧЕР РЕББЕ». Среди хассидим он известен как «Старый ребе», а его сын – как «Средний ребе».

Генеалогия рабби Шнеур-Залма-на восходит к Мааралу из Праги – рабби Иудо Лево, а именно: Рабби Иуда Лево – Бецалел-Шемуэль – Иуда-Лейб – Моше из Познани – Шнеур-Залман – Барух – Шнеур-Залман из Ляды. Маарал в свою очередь ведет свою родословную от гаоним, потомков Дома Давидова.

ШОР-АБАР. Дикий бык. Огромное легендарное животное, мясом которого будут потчевать праведников после воскрешения мертвых (см. также Левятан).

ШОФАР. Бараний рог, в который трубят в день Рош-Ашана, а также в месяц элул и на исходе йом-киппур. Применялся также при возглашении херема и в др. случаях.

ШТРАЙМЛ. Меховая шапка, которую носит реббе.

ШУЛХАН-АРУХ. «Приготовленный стол». Авторитетный кодекс религиозных законов. Автор – рабби Иосеф Каро (род. в Испании в 1488 г.; ум. в Цефате в 1575 г.). В этом кодексе материал расположен и подразделён по принципу «Арба а Турим» рабби Яакова бен Ашер на четыре части: «О р а х Хай м», «И о р е д е а», «Эбен Э з р а», и «Хошен Миш пат».

Э

ЭЙН кЭЛОКЕЙНУ. "Нет подобного нашему Б-гу". Молитва.

ЭЙН-ЯАКОВ. «Источник Яакова». Антология агадической (легендарной) части Талмуда. Автор – р. Яаков ибн Хабиб (XVI в.).

ЭЙРУВИН, Талмуд. Второй трактат раздела Моед. Законы о границах, за пределами которых можно выходить в субботу и праздники только при наличии Эйрува техумин(см.).

ЭЙРУВ-ТЕХУМИН. Слияние границ поселений, позволяющее выходить в субботу и праздники за их пределы на расстоянии до 2000 локтей. Достигается это путем оставления до наступления субботы или праздника на желаемом месте какою либо вида пищи, тем самым как бы установив там свое местожительство, что позволяет двигаться дальше с этого места на указанном выше расстоянии.

ЭЛУЛ. Последний месяц года по еврейскому календарю.

«ЭСН ТЕГ». («Кушать дни»). Обычай обеспечить обывателями неимущих ешиботников обедами один или несколько раз в неделю.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру