Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йехи hамелех 571

בס»ד

Йом далет Бехукойсай, Пейсах Шейни 5744 – неотредактированная запись слушателей)

Следует просить и требовать, кричать и настаивать – чтобы пришла геула.

Есть такие, которые выражают недовольство: почему говорят и объявляют без перерыва о приходе Мошиаха, «я верю в приход Мошиаха… буду ждать его каждый день, чтобы он пришел» – нужно положиться на Вс-вышнего, что он избавит евреев когда он сочтет нужным?!

Вс-вышний послал сынов Израиля в изгнание, и Он сам должен избавить их! И как известны слова моего тестя и учителя, Ребе, главы нашего поколения: «не по своей воле мы были изгнаны из земли Израиля, и не нашими силами мы вернемся в землю Израиля. Наш отец, наш царь – он, да будет благословенно имя Его, изгнал нас… и он избавит нас, и соберет отверженных наших с четырех краев земли, когда прийдет мошиах гойэл цедек». И если так – то что же означают требование и крик о приходе избавления? – Следует положиться на Вс-вышнего!?

На это приходит урок и указание из «Пейсах шейни[1]«:

На первый взгляд, эта заповедь должна была быть дана самим Вс-вышним – как все остальные 247 заповедей «делай», и тем не менее, мы видим, что вся эта заповедь пришла только посредством поиска и требования Израиля «ломо нигора[2]«, и как результат этого – появилась заповедь Пейсах шейни, и вплоть до того – что эта заповедь приводит совершенство во все остальные заповеди, ибо эта заповедь дополняет число 613 заповедей.

[Есть много установлений, которые только из слов мудрецов, и также есть несколько заповедей, которые не считаются отдельными самостоятельными заповедями, но заповедь Пейсах шейни – это одна из 248 заповедей делай, первая из которых – заповедь «Я Вс-вышний, Б-г твой», которая включает в себя все заповеди делай, и среди них — заповедь Пейсах Шейни],

И посредством этого достигается совершенство также в Торе – поскольку совершенство Торы зависит от исполнения заповедей практически, и как сказано «велико учение, которое приводит к действию».

И все это было достигнуто – как говорилось – посредством требования Израиля, которые не положились на Вс-вышнего (кивьйохол)… но требовали, что они хотят принести корбан[3] Пейсах, и посредством этого они добились, что появилось приказание в Торе, заповедь, приводящая к совершенству всей Торы и всех заповедей.

И подобно этому – в нашем вопросе – просьба и требование сынов Израиля по поводу геула[4]:

Не только, что эта просьба и требование не противоречат Торе, хас вешолом[5], но наоборот – Тора приказала вести себя таким образом, посредством людей великого собрания, которые установили, что когда еврей просит свои потребности от Вс-вышнего во время молитвы Шмонэ Эсре – он должен говорить в своей молитве: «эс цемах Довид авдехо меhейро сацмиах… ки лишуосхо кивину кол hайойм[6]«, «весехезэно эйнейну бешувхо лецийон[7]«!

И он не ограничивается тем, что просит и требует это в одной молитве – но повторяет эту просьбу и требование в каждой и каждой молитве, три раза каждый день!

На первый взгляд, он уже просил это в утренней молитве, и после этого также в молитве Минха[8] – избранной из всех молитв, как говорит Гемара – «пусть человек всегда будет осторожен в молитве минха, ибо Элияhу не был отвечен, но только в молитве минха», и если так – то в чем необходимость снова просить это в следующей молитве – молитве арвис[9]?!

И еще: в молитве амида еврей находится «как раб перед господином», и тогда следует остерегаться в каждом и каждом слове, и как говорит Писание «Пусть слова твои будут немногочисленны«!

И тем не менее – не проходит даже одной единственной молитвы без просьбы и требования сынов Израиля привести избавление!

Сыны Израиля просят и крича – вместе с царем Давидом, Довид малко мешихо[10] – «ад мосай[11]«! И подобно этому они кричат «Элойким ал доми лох, ал тэхэрош веал тишкойт Эй-л[12]«!

И как объясняется в Мидраш Теhилим: «праведники говорят Вс-вышнему, что Он должен делать. Говорят Ему «встань», и Он встает, как сказано «кумо Гашем[13]«…. Говорят Ему «не спи», и Он просыпается, как сказано «уро ломо сишан[14]«, и Он пробуждается, как сказано: «вайикац кейошейн Гашем[15]«. Говорят Ему «ал доми[16]» и Он слышит, как сказано «мейким двар авдой веацас малохов йашлим[17]«, и так говорит Йешайа: «Ал хоймойсаих Йерушолаим hифкадти шоймрим[18]ал титну доми лой[19]ал тэхэраш веал тишкойт Эй-л[20], пока Ты видишь позор сынов твоих».

И как объясняет Магид, что это «подобно молитве Хони меагел, которая изменяла кивйохол, волю Вс-вышнего… (подобно тому, как) человек, который берет своего товарища за руку, и не дает ему идти и изменяет его желание…»

И следовательно, что посредством того, что Исроэл просят и кричат о геуло – они добиваются, что геуло прийдет быстрее и раньше, чем если это было бы без этой их просьбы и требования!

И это есть также содержание просьбы и требования «эс цемах Довид авдехо меhейро сацмиах… ки лишуосхо кивину кол hайойм», что несмотря на то, что во всем счете заповедей мы не находим заповеди говорить такую молитву, ибо есть псак дин Рамбама, что заповедь молитвы состоит в том, чтобы «человек просил свои потребности, в которых он нуждается», т.е., что когда еврей чувствует, что ему не хватает чего-либо – он должен просить это от Вс-вышнего в каждое подходящее время, и в соответствии с этим: если относительно «парносо» человек просит, чтобы Вс-вышний дал ему «мезойней рвихей»,

— есть, конечно, у него заработок по-минимуму, но он хочет «мезойней рвихей[21]» именно, и действительно, разрешено ему и он должен хотеть так по Торе, как постановляет Мишна, что поскольку каждый еврей он сын Авраама, Ицхака и Яакова, то даже если ему дают «как трапеза царя Соломона в его время» – то все равно не выполняют свою обязанность! –

То тем более и тем более, когда речь идет о геула – то несмотря на то, что он уверен, что геула прийдет, но он не может оставаться безучастным, и ждать, что геула прийдет «послезавтра», когда он может добиться. Чтобы она пришла завтра!

И более того – если он только захочет – он может добиться, чтобы геула пришла сегодня, как постановляет Рамбам:

«каждый человек должен видеть себя в течение всего года [не только «от Рош аШоно до Йом Кипура»] наполовину праведником, наполовину грешником, и также весь мир наполовину праведным, наполовину грешным: совершил один проступок — навлек приговор на себя и на весь мир, став причиной его уничтожения; исполнил одну заповедь — перетянул чашу весов в сторону заслуг, принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление», и понятно, что имеется в виду немедленное спасение и избавление, не только завтра или послезавтра, как следует из простого примера уравновешенных весов, что когда добавляют маленькую деталь на одну из чаш весов, то это перевешивает немедленно, и также это в нимшол [ибо пример Истинной Торы точен во всех деталях], что посредством одной заповеди » перетянул чашу весов в сторону заслуг, принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление» – немедленно сейчас действительно, и как говорит Рамбам: «немедленно они избавляются».

И как говорилось – это есть общее указание, которые учится из идеи Пейсах Шейни, относительно остальных дней всего года, включая субботы и праздники:

Суббота – сама по себе свята, даже без действия Израиля. Но праведники – «Израиль освящает праздники» – это также не таким образом, что это «исарусо дилсато» изначально, ибо действие Израиля выражается всего лишь в том, что они устанавливают день «ройш хойдеш» [и даже Вс-вышний и Небесное воинство приходят спросить в бейс дин внизу, когда будет рош хойдеш], но само это – только после приказания Вс-вышнего – «ашер кидшону бемицвойсов вецивону» – в отношении общей идеи освящения месяцев и добавления дополнительного месяца.

Но Пейсах Шейни – он изначально приходит только как результат требования сынов Израиля: «почему мы должны быть лишены…», как объяснялось выше подробно.

И тем более и тем более – в отношении будущего истинного и полного избавления, нашим праведным Мошиахом – несомненно, все сыны Израиля просят и требуют этого, и они – приводят это!


[1] Второй Пейсах

[2] «Почему же лишимся (права)» (Бегаалойсхо 9, 7)

[3] Жертва, жертвоприношение

[4] Избавление

[5] Хас вешолом — Не дай Б-г

[6] Росток Давида, раба Твоего. вскорости взрасти… ибо на спасение Твое мы надеемся весь день

[7] И да узрят очи наши возвращение Твое в Сион

[8] полуденная молитва

[9] вечерняя молитва

[10] Давид Царь Мошиах (арам.)

[11] Доколе!

[12] «Б-же, да не будет у Тебя покоя, не молчи и не будь спокоен,» (Тегилим 83, 2)

[13] «Встань же, Господи» (Бегаалойсхо 10, 35)

[14] «Пробудись, почему спишь Ты, Г-споди?» (Тегилим 44, 24)

[15] «И пробудился, как ото сна, Г-сподь» (Тегилим 78, 65)

[16] «Не молчи» (Тегилим 83, 2)

[17] «(который) осуществляет слово раба Своего и совет посланников Своих исполняет» (Йешайа 44, 26)

[18] «На стенах твоих, Йерушалаим, Я поставил стражей» (Йешайа 62, 6)

[19] «И Ему не давайте покоя» (Йешайа 62, 7)

[20] «Не молчи и не будь спокоен, Б-г» (Тегилим 83, 2)

[21] богатство