Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йехи гамелех 417

Суббота гл. Шлах, шабос меворхин ходеш тамуз 5726

Ликутей Сихойс хелек хес стр. 82

 

.. и поэтому они сказали, что нужно и лучше остаться в пустыне, место, где нет совершенно никакого отношения к делам этого мира, хлеб — это ман, «хлеб с неба», в котором нет псойлес[1] как в материальности, так и в духовности, вода есть из колодца Мирьям, одежда чистится посредством Облаков Славы, и облако убивает змеев и скорпионов, и, само собой, могут изучать Тору вместе с Мойше рабейну в покое, почему это они должны идти в Эрец Исроэл и заниматься материальными делами, когда можно учить Тору в покое в пустыне.

И вот, утверждение мераглим[2] это была утверждение со стороны кдушо[3] в соответствии с Торой, поскольку даже в опасности для жизни в материальности имеет значение софек[4] и сфейк сфейко, и тем более и тем более, когда идет речь об опасности для жизни в материальности и в духовности одновременно.

Они, безусловно, знали, что Мойше и Аарон могли войти в Эрец Исролл и выдержать испытание, но в отношении всех сынов Израиля, — кто знает, смогут ли они выдержать это испытание, ведь «многие сделали как Рашби и не поднялось в их руках», и «Тора о большинстве говорит» и у большинства сынов Израиля должно быть «веди в них обычай земли», и возможно, что они споткнутся.

И их утверждение было, что это «земля, пожирающая своих жителей», и, как объяснялось один раз объяснение в этом, также как еда становится кровью и плотью, как его душа (кушающего), подобно этому эрец Исроэл «пожирает своих жителей» — что ее жители начинают быть в точности, как земля, не только его нога, но также его голова и его разум становятся «эрец» — земля, вплоть до того, что он перестает быть человеком («ойс ментч») и он не видит неба совершенно.

И, поскльку они были главы колен Израиля, они заботились обо всех евреях, о себе они думали, что, по видимому, они смогут выдержать это испытание, и, даже если нет, — они готовы отказаться от собственных Тойро и мицвойс, ради того, чтобы исполнить Высшую волю. Но здесь идет речь обо всех сынах Исроэл, и поэтому они сказали, что они не могут взять на себя ответственность за всех сынов Изроэл, что не только, что не будет у них через это опускание, но что будет через это подъем.

Гимел

В соответствии с этим понятно, что сказали мераглим «Ки хозок гу мимену[5]» и, как Раши приводит (из Геморо) что он сильнее относительно Того, кто Свыше, как если бы. Ведь на первый взгляд, как они могли это сказать, ведь «кшейрим гойу[6]» и праведники  были?

И объяснение в этом, что они имели в виду «лемаало[7]» которое существует в каждом еврее, т.е. его Б-жественная душа, которая «часть Б-га Свыше буквально[8]«, и это было их намерение, что когда прийдут в эрец Исроэл, и будут заниматься материальными делами, тогда животная душа будет «хозок гу мимену[9]» — от[10] Б-жественной души.

И это была хут асаара[11], в которой мераглим отошли, начиная с утверждения со стороны Святости, и пока не произошел от этого гнрех в реальности.

Далет

В соответствии с этим понятно, что Раши пишет: «сравнить их уход с их приходом, как их приход —  с дурным советом, также их уход — с дурным советом», ведь на первый взгляд, он говорит, что «кшейрим гойу», и каким образом это возможно, что их уход был с «дурным советом»?

Но, как объяснялось выше, что их таана[12] была таана со стороны кдуша[13], они шли с решением проверить и оценить, смогут ли сыны Израиля выдержать это испытание или нет, ведь говорят, «галвай биосхо кецейсехо», и поэтому можно сказать, что «кшейрим были», поскольку, когда Вс-ывшний приказывает что-то делать, не нужно примешивать собственный сейхел, чтобы измерить, возможно ли это исполнить или нет, они должны были только ответить Мойше рабейну на вопрос, который он у них спросил, и не поднимать оценки, смогут ли они подняться в эрец Исроэл.

И из-за того, что примешали собственный сейхел, и оценивали, поэтому после истории мераглим сказал Вс-вышний, что не войдут действительно в эрец Исроэл, и когда, тем не менее, пытались войти, то «вайакум вайаксум[14]«.

В соответствии с этим понятно также, что, несмотря на все удивительные достоинства поколения пустыни, о которых рассказывается в масехес Бово басро, они не могли войти в эрец Исроэл, ибо посредством того, что примешали свой сейхел, чтобы оценить себя, и боялись войти в эрец Исроэл, поскольку не знали, смогут ли они исполнить высшую волю, из за этого только, что не могли войти в эрец Исроэл, ибо, если бы они шли в каболас ол[15], без того, чтобы примешивать свой сейхел[16], они бы прошли все испытания в эрец Исроэл, но без кабоас ол, действительно не было у низ возможности выстоять в испытаниях, поскольку только когда идут в каболас ол, уверены, что выстоят во всех испытаниях.

Гей

В соответствии с вышесказанным можно также объяснить также то, что на посук «олой наалэ вейорашну ойсо[17]» приводит Раши Геморо, что Колев сказал, «даже если на небо, и он говорит — сделайте лестницы и поднимитесь там, преуспеем во всех его словах»,

и спрашивает Магарал из Праги: почему Геморо должна была приводить такой пример, который невозможен по природе, ведь это нимно[18]?

и следует добавить к его вопросе, что также по Торе это невозможно, и поэтому, когда человек говорит «ты посвящена мне с условием, что поднимешься на небо» — это вообще ничего и условие устраняется (и мекудешес[19] немедленно) поскольку это нимно (невозможно), и если так, почему Геморо берет такой пример? И Магарал объясняет это по своему пути.

Однако в соответствии с тем, что объясняется в хсидус, можно объяснить это, что приводя этот пример, Колев хотел сказать: когда можно быть уверенным, что  выстоят во всех испытаниях, именно тогда, когда не идут ал пи сейхел, но только в каболас ол, что даже если скажут такое слово, которое против сейхел, вплоть до того, что «поднимитесь на небо», также сделают это, ибо только посредством того, что полагаются на Вс-вышнего, — а ведь со стороны Вс-вышнего возможно также невозможное — поскольку Он нимно анимноойс, и как известно шитойс в этом, возможны ли Свыше нимноойс, и хсидус делает вывод, что Свыше — это нимно анимноойс, — именно таким способом можно преуспеть.

Вов

Указание из всего вышесказанного:

На первый взгляд еврей может сказать, поскольку все его дни он ведет себя по Шулхан Оруху, вполть до того, что его разум стал разум по Торе, и даже Рма»х (248) его органов и Шсо (365) его жил они по Торе, почему он не может примешать свой сейхел, когда он приходит исполнять роцойн эльйон, ведь его сейхел — это сейхел дикдушо?

На это есть указание от мегаглим: несмотря на то, что они были несиим[20], круэй эйдо[21], аншей шем[22], и их утверждение было по Торе. как объяснялось выше, тем не менее, поскольку они примешали свой сейхел (даже со стороны кдушо), вышел из этого после этого грех мераглим!  Поскольку, когда слышат от Мойше рабейну — что Шхино говорит из его горла,  — что так следует делать, следует оставить все хешбойнойс, и слушаться приказания Мойше.

Утверждает еврей, что каболас ол — это только начало работы,  когда держат в начале работы — но ведь он держит давно уже после начала работы, ибо ведь он уже десятки лет занимается служением Вс-вышнему, и, само собой, он может позволить себе примешать свой сейхел, в вопросах Торы и мицвойс (как говорилось выше, что это сейхел в кдуша), и наоборот, это добавит ему таануг[23] в Тора и мицвойс.

Говорят ему, что должно быть «вайагас Колев» — аспект молчания и самоустранения, положить себя в сторону, только слушать, что говорят ему и подчиняться.

И то, что у него есть кушья из Геморо (подобие аспекта таали лерокиа) что это вещь невозможная по Торе, тогда мистоме кто нибудь другой может объяснить ему этот вопрос, — и, самое главное — что кушья не должна ничего менять совершенно, он должен это делать в каболас ол, как Рово говорит тумас йешорим танхейм[24], что это есть аспенкет каболас ол, который выше чем таам ведаас[25]. И несмотря на то, что идея Мойше — это понимание и постижение, ибо ведь Тора, которая называется на его имя, ее идея — это понимание и постижение, как сказано, «ибо это ваша мудрость и ваше понимание и постижение на глазах народов», тем не менее, говорит Мидраш, что «простак верит всему — это Мойше рабейну», и на первый взгляд, когда Мидраш ищет, кто есть «простак», не нашел никого другого, кроме Мойше?  Но, поскольку идея Мойше — это каболас ол, называет его Мидраш именем «простак». И подобно этому было также у Мойри вехами Адмур[26], поскольку он знал, тчо это есть Высшая Воля, он отдавал себя на это полностью, и подвергал себя опасности, чтобы исполнить (ойсффирн) Высшую Волю.

Заин

И здесь мы видим дополнительное указание: Ребе подвергал опасности не только самого себя, но также второго еврея, вплоть до того, что были многие, которые действительно были сосланы в эрец гзейро (и некоторые из них находятся сейчас здесь на гисваадус), и на первый взгляд не понятно: понятно, что над самим собой он баал абаис, но как он может подвергать опасности другого еврея?

Но это мы видим из маасе мераглим, что это была их таана, как объяснялось выше, — что понятно, что о себе они не думали, но как они могут взять на себя ответственность за всех сынов Израиля? И тем не менее, это не было достойное утверждение, и из этого произошел грех разведчиков.

И причина этого: когда знают, что это есть высшая Воля, не нужно делать никаких хешбойнойс, ни в отношении самого себя и ни в отношнении другого (и когда не делают хешбойнойс вообще, тогда есть силы, и преуспевают в исполнении шлихус как говорилось выше).

Хес

Подобно этому есть также идея шлихус у каждого в самом себе, что  он должен «послать» свои органы, чтобы заниматься с миром.

И он может сказать: Понятно, то что голова учит с человеческим разумом, что посредством этого он может отклониться в сторону — от этого он не боится, поскольку голова — она же учит Тору. Но остальные органы, как ноги и руки, как он может заниматься с ними с делами этого мира? поэтому — говорит он — единственный способ — это делать таанийойс и сигуфим.

На это говорит Баал шем Тов, что должно быть «азойв таазойв имой», нужно работать с телом, несмотря а то, что таанийос и сигуфим это, на первый взгляд, более надежно, но не в этом состоит намерение, чтобы он закрылся  в своей комнате, и оторвался от мира, но должно  быть с ним, заниматься с телом, и через это будет исполнен в нем другой пшат в азойв таазойв имй» — от языка обещания — как все приказания в Торе, заключающие в себе приказание и обещание, — обещают, что в конечном счете будет азйв таазойв имой.

тес

 

 

[1] отходы

[2] раздведчики

[3] Святость

[4] сомнение

[5] Он сильнее нас (др. вариант перевода: «сильнее Него»)

[6] «Достойными были»

[7] «Свыше»

[8] см. Тания гл. 2

[9] «Сильнее Него»

[10] «Мимену» – букв. «От него»

[11] букв. «нить волоса»

[12] утверждение

[13] Святость

[14] «били их и преследовали их (там посук)

[15] принятие Ига, выше, чем разум

[16] разум

[17] «Подняться поднимемся и унаследуем их» (там посук)

[18] невозможное

[19] Посвящена (т.е., становится его женой)

[20] Главы колен Израиля

[21] званые (люди) общины

[22] известные люди

[23] удовольствие

[24] «цельность прямых ведет их»

[25] понимание и постижение

[26] Предыдущий Любавичский Ребе