Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йехи гамелех №360

Почему боятся дать правдивый ответ?!

Отрывки из беседы Любавичского Ребе МЃ»М
ЛаГ Б’Омер 5738 (25 мая 1978 г.)

1. В начале своего комментария к Торе[1] (которая сама — начало всех начал), РаШИ приводит мидраш[2], в котором говорится, что настанет время, когда народы мира заявят свои права на Землю Израиля. Сначала они скажут, что такая-то часть принадлежит им, а затем и вся Земля.

Заявят они, что их претензии не могут, не дай Б-г, считаться несправедливыми, а наоборот, тем, что они заполучат ее, как раз и будет восстановлена справедливость. А поскольку запрещено воровать и творить зло, то, заявят они, «вы — грабители, так как забрали себе земли семи народов»[3] [а эти семь — основа всех остальных]!

Этими претензиями, по их утверждению, они не хотят забрать чужое или ущемить кого-то. Наоборот, они выступают за правду и мирное сосуществование и хотят именно мира! А поскольку сама идея мира подразумевает, что стороны воздерживаются от причинения ущерба друг другу, то отсюда и их претензии к народу Израиля — «вы — грабители, так как забрали себе земли семи народов».

2. РаШИ объясняет [так что понятно даже пятилетнему] ребенку («в пять лет начинают учить Тору»[4]), что если ему предъявят такую претензию, то он должен ответить так: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он создал ее и дал тем, кто праведен в Его глазах. По Своему желанию дал им, и по своему же желанию Он забрал у них и дал нам»[5]!

Это ответ «Торы правды»: если мы хотим уберечь кого-то от неизбежного провала, следует побеспокоиться, что бы он не шел против желания Творца, который «по своему желанию забрал у них и дал нам» — «народу Израиля, близкого Ему» во «владение вечное».

Поэтому, когда евреи начинают говорить, что поскольку следует сосуществовать на основе справедливости, то нельзя претендовать на чужое. И как же можно говорить, утверждают они, что мы не отдадим «хотя бы немного» земли — следует знать, что такой ответ идет вразрез с «Торой правды», которая также называется «Торой жизни», и учит нас, как следует себя вести в повседневной жизни и, тем более, в вопросах, касающихся многих людей. И когда мы хотим уберечь тех, кто встал на такой путь, мы должны предотвратить, чтобы они не шли против желания Б-га, который сотворил «небо и Землю»[6].

3. Как же можно добиться успеха, чтобы этот ответ был принят не-евреем? Именно через то, что ему скажут правду, а перед правдой все остальное теряет силу! А если же начать приводить «другие» доводы, то поскольку эти доводы не есть правда, и нет в них аспекта «правда из земли вырастет»[7], то он (не-еверей) их не примет.

Поэтому следует привoдить именно тот ответ, который дал РаШИ несколько столетий назад от имени «раби Ицхока», с тем намерением, чтобы этот ответ стал известен всем. Учтем, что сам РаШИ обнародовал его во времена, когда на евреев велись страшные гонения. РаШИ знал, кто такой не-еврей, и видел сам, как можно убедить его ответом по Торе.

РаШИ жил во времена походов крестоносцев и т.п., когда с евреями делали то, с чего в недавнем прошлом брали пример немцы, не дай Б-г этому повториться (эти походы проходили в Германии и в соседних странах — Франции и др.) Tем не менее, РаШИ говорит «пятилетнему ребенку», что если тебе придется иметь дело с не-евреем, который скажет тебе, «что ты — вор, ты забрал землю у «ограбленного казака»», то следует ответить (не что-то общее, а) так, как написано в Торе: «Силу Своих творений сообщил Он народу Своему, чтобы отдать им удел народов»[8], как это приводит РаШИ в начале своего комментария на Тору.

(Комментарий РаШИ принят «во всех концах» еврейства, и он признан «родоначальником» комментаторов. РаВа называет его «паршандата» — «объясняющий веру», a «Шулхан Орух», говоря о ежедневной обязанности изучать Тору и комментарии, отмечает, что тот, кто изучил только РаШИ, выполнил обязанность изучать комментарии. ШиЛО отмечает, что в комментариях РаШИ есть «чудеса», а Ребе РаЯЦ приводит высказывание Алтер Ребе, что РаШИ — это «вино Торы»).

В своем комментарии РаШИ приводит ответ, которым надо ответить на претензии не-еврея, и объясняет «пятилетнему ребенку», что говорить так надо не только в школе или у себя дома, или на улице среди евреев, но так надо отвечать всем народам мира, которые спросят его.

А поскольку «Тора правды» велит дать такой ответ, то совершенно понятно, что, в конце концов, именно он увенчается успехом.

4. Как уже говорилось, все, какие только можно придумать ответы [на претензии не-евреев], уже давались. Все, кроме одного-единственного, приведенного в Торе, и напечатанного несколько сот лет назад. А до того, как этот ответ был напечатан, он был известен в рукописях в течение многих поколений. Так что его знали все, включая пятилетних. Даже тем, кто не учился в иешивах, а имел только начальные знания, говорили в самом начале, как именно следует ответить не-еврею.

И тем не менее — это единственный ответ, который стесняются дать!!!

Настолько сильна тьма галута, что они [израильские политики] совершенно запутались, и стали утверждать, что отдача частей земли Израиля не-евреям — правильное и справедливое решение, и это как раз тот путь, который ведет к миру. И это когда Святой, благословен Он, говорит, что через это мы сделаем не-еврея грабителем! Только через то, что евреи крепко держат землю Израиля, не-еврей и исполняет желание Б-га, который «забрал у них и отдал нам». Тем не менее, эти евреи упорствуют в том, чтобы сделать из не-еврея грабителя, который владеет тем, что ему не принадлежит!

5. Как уже говорилось, здесь нет никакой связи с тремя клятвами[9], одна из которых «не восстанавливай Израиль силой». PаШИ знал эти клятвы, и тем не менее он говорит «пятилетнему ребенку», что если не-еврей спросит, то отвечать ему надо так-то и так-то.

PаШИ не говорит, что этот вопрос задаст не-еврейский ребенок, а зададут его народы мира: заседают [в ООН представители] 140 народов («возмущаются народы и племена замышляют»[10]), под тем предлогом, что невозможно допустить такого, что идет вразрез с правдой и справедливостью!

Эти люди — продолжатели крестоносцев, как мы это уже видели в недавнем прошлом, не дай Б-г этому повториться. Они продолжают вести себя точно так же (не только в мыслях или на словах, но и) на практике, на прошлой неделе, и год и два назад и т.д. А теперь еще заявляют, что делали так раньше, и впредь так будут делать!

Есть евреи, которые склонили свой дух перед не-евреями и не могут заставить себя объявить правду, раз и навсегда, всем 140 народам. Объявить им, что об этом ясно сказано и напечатано там-то и там-то, в той стране и в этой. Так нас учили с детства, поскольку это первая вещь, которой учат ребенка (и такой ответ не относится к тому, что «не рассказывают слова Торы не-еврею»[11], а наоборот, об этом сказать необходимо).

…Но вместо того, чтобы дать ответ согласно правде, они посылают посланников и настаивают на своем ответе не по правде, испытывая при этом глубокий стыд и бессилие дать настоящий ответ —«забрал у них и отдал нам».

Но ведь, как уже несколько раз говорилось, речь идет о спасение жизни, а «спасение жизни — превыше всего»[12]. Это понимают не только евреи, т.к. это не нововведение Торы, которое мир еще не воспринял. Даже «семьдесят народов» понимают, что перед опасностью для жизни отступают все расчеты, и все равно евреи не могут дать такой ответ.

6. В довершение ко всему, нашлось несколько трусов среди евреев, которые собрались вместе и заявляют, что претензия народов мира, говорящих «вы — грабители, так как забрали себе земли семи народов», имеет место и в еврействе, и евреи сами должны так говорить!

Даже зная, что это приведет к войне, не дай Б-г, они «…объявляют зло добром, а благо — злом, тьму считают светом, а свет — тьмой, горькое — сладким, а сладкое – горьким»[13], и говорят, что это дорога к миру!

А когда у них спрашивают: «С кем вы хотите заключить мир, — ведь те даже не хотят с вами говорить?», они отвечают: «Сначала нам надо отдать все земли, а после, когда народы увидят, что евреи поступают по правде и справедливости и отдают все, не требуя ничего взамен, — это повлияет на не-евреев, и они перестанут злиться и чувствовать себя ущемленными, и тогда согласятся на мирные переговоры»!

И ради этого они готовы подвергнуть опасности, не дай Б-г, три с половиной миллиона человек, среди которых три миллиона евреев!

Как уже говорилось, такой еврей находится в глубоком внутреннем галуте. Он начинает думать по-галутному, галут закрывает ему глаза, искривляет его ум, влияет на его душевные силы[14], проникает в его сердце. Он пугает других и начинает бояться сам, так что это открыто проявляется в его мыслях, речи и делах.

[1] Берейшит, 1:1
[2] Берейшит Раба, 1:2
[3] Комментарий РаШИ, там же
[4] Пиркей Авот, 5:22
[5] Комментарий РаШИ, там же
[6] Берейшит, 1:1
[7] Псалмы, 111:6
[8] Псалмы, 111:6
[9] Трактат Ктубот, 111
[10] Псалмы, 2:1
[11] Трактат Хагига, 13а
[12] Трактат Санѓедрин 74а и др.
[13] Йишаяѓу 5:20
[14] В оригинале: «ХаБаД» — Интеллектуальные аспекты души

Свободный перевод с иврита: М. Бунин, Чикаго
Оригинал: Йехи ЃаМелех №360