Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Швуэс 5711

3

Спросили у меня, в чем хидуш Дарования Торы, и поскольку спросившие были такие, что могут понять смысл «воэгйе эцлой эмун», «Веэгйе шаашуим йом йом», во всех подробностях, указанных выше (в маамаре), — я объяснил им, что дарование Торы соединило творение с Творцом.

И объяснение этого:

Нивро и бойрэ далеки  диаметрально противоположны, и само собой, невозможно никаким способом, чтобы сотворенный поднялся до Творца. На что это похоже – на две вещи, которые разделяет пропасть, и нет никакой возможности ее преодолеть.

Сведи творения – также есть виды, далекие друг от друга, но нем не менее, есть связь и отношение между ними. И например, 4 вида неживое, растительное, живое, человек, — несмотря на то, что есть различие уровней между ними, есть также соотношение между ними. Ибо, неживое приносит ползу растительному, растения приносят пользу живому, живое – человеку, что само это доказывает, что есть соотношение между ними. Более того, через то, что неживое обслуживает человека, оно поднимается, в определенной степени, на уровень человека.

В отличие от этого, творение и Творец – нет между ними соотношения и связи совершенно, и нет никакой возможности, чтобы сотворенный поднялся к Творцу.

Тем не менее, во время Дарования Торы свершился самый большой хидуш – соединение творения с Творцом, что с помощью Торы могут сотворенные подняться к Творцу.

И хотя также перед Дарованием Торы были в мире души, которые есть Элойкус, но нешомойс это Элойкус, так, как он уже становится в аспекте нивро («сотворенный»), или как он становится в аспекте йеш («есть» — существующий) (как объясняется в учении хасидизма), в отличие от Торы, которая, даже находясь внизу, это Элойкус буквально, и поэтому именно через нее происходит соединение сотворенных с Творцом.