Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бегар-Бехукойсай 5710 (отредактированный перевод)

Бехукотай

В конце нашей недельной главы сказано[1] «пусть не различает меж­ду лучшим и худшим, и не заменя­ет его, и если заменит его, и будет: он и замена его будут святы». И объясняет Рамбам, «Видится мне, что то, что сказано в Писа­нии: ‘и будет: он и замена его бу­дут святы’… опускается Тора к конечной мысли человека и краю его дурного начала, ибо природа человека склоняется к тому, чтобы увеличивать свое достояние и жа­леть свое имущество, и несмотря на то, что он дал обет и посвятил в Храм, возможно, он пожалеет об этом, и передумает, и захочет вы­купить за меньшую цену… и, если дать ему право заменить худшее на лучшее, то он заменит лучшее на худшее, и скажет, что это — луч­шее, поэтому закрывает Писание дорогу перед ним, чтобы не заме­нял, и штрафует его, если заменил, и говорит, ‘и будет: он и замена его будут святы'».

Т.е.: несмотря на то, что изначаль­но должно быть разрешено заме­нить «худшее на лучшее», тем не менее, поскольку «опускается Тора к конечной мысли человека…», что если дать ему право заменить худшее на лучшее, заменит лучшее на худшее, и скажет — лучшее это», поэтому постановила Тора и за­претила заменять (также) «худшее на лучшее».

И отсюда решающее доказательст­во в обсуждении в отношении ра­мок «гзейро» (запрещение вещи, которая сама по себе разрешена, из-за другой вещи) — что это не (только) добавление мудрецов, но также в самой Торе есть запреты, которые имеют статус гзейро, как в нашем вопросе, что запрет заме­ны худшего на лучшее — это гзей­ро, чтобы не заменил лучшее на худшее, и не сказал, что это луч­шее.

2

Объяснение этой идеи в духовном служении:

Иногда могут сделать расчет, что лучше заниматься другой работой, поскольку она лучше, чем та, ко­торую требуют от него заниматься ей, и поэтому — говорит он — он хочет «заменить худшее на луч­шее».

И например: когда требуют зани­маться распространением еврейст­ва, например, может кто-то ска­зать, что такими простыми вещами может заниматься каждый, а он должен заниматься более возвы­шенными вещами, как изучение хасидизма и т.д. И подобно этому в другую сторону, когда требуют заниматься изучением хасидизма, может кто-то сказать, что он не способен на это. Он сам не очень понимает, и само собой, лучше ему заняться другими аспектами слу­жения.

Т.е., он говорит, что он хочет, что­бы «жертва» — общая идея работы приближения к Вс-вышнему, — бы­ла лучше, более высокий способ служения, или работа, которая для него лучше, поскольку он более способен ее делать и это больше имеет к нему отношение. И на это сказано «пусть не разли­чает между хорошим и плохим, и не заменит его» — не заменит даже плохое на хорошее, как далее бу­дет объясняться.

3

И сначала:

Возможно, что его желание заме­нить плохое на хорошее это из-за ошибочного счета, который при­ходит от совета дурного начала, а на самом деле, работа, которую требуют от него, она лучше. — Однажды пришел на йехидус к Ребе[2] торговец лесом из Кали­форнии, и после того, как Ребе ответил ему на его вопросы в от­ношении торговли лесом, он спро­сил также в отношении воспитания его детей, и ответ и указание Ребе не было для него понятным и при­емлемым. Сказал ему Ребе: «смот­ри: в отношении торговли лесом — что я никогда этим не занимался — ты приехал издалека, чтобы услы­шать мой совет, а в отношении воспитания сыновей — что это за­нятие мое и занятие моих отцов -ты не принимаешь моего совета?!.. И подобно этому в нашем вопросе: поскольку Ребе возложил на него определенный шлихус, ясно, что этот шлихус это самое лучшее для него, и не так, как ему кажется, — по совету дурного начала — что лучше ему заменить на другую работу. Это и еще:

Даже если действительно так, как он говорит, что лучше, чтобы он заменил на другую работу, худшее на лучшее, — тем не менее, «не раз­личит между хорошим и между плохим и не заменит его».

4

И причина этого — поскольку «опустилась Тора к конечной мыс­ли человека, и край его дурного начала»… и если дашь ему право заменить плохое на хорошее, за­менит хорошее на плохое, и ска­жет, хорошее оно»:

Сказали Хазал: «таково умение дурного начала, сегодня говорит ему делай так, и назавтра говорит ему делай так, пока не говорит ему иди служи…»

И объяснил Ребе: дурное начало не приходит к человеку сказать: «иди соверши грех», не дай Б-г, ибо то­гда несомненно, не послушает его, но, в то время, как он учит Тору и исполняет заповеди, говорит ему «делай так», т.е., «также я — дурное начало — соглашаюсь с тем, чтобы ты учил Тору и исполнял заповеди, ибо твое учение имеет очень важ­ное значение, до такой степени, что Сам Вс-вышний и Его «небес­ная свита» получают удовольствие от твоей учебы…

«Согласие» дурного начала выра­жается в том, что человек привно­сит свое «я» в работу изучения То­ры и исполнения заповедей, хотя и облачается в одежды святости, утверждая, что его намерение — во имя Небес. — Необходимость в тво­ем изучении Торы, объясняет ему дурное начало, это не для тебя, чтобы ты сидел в раю, ибо даже если ты будешь находиться с аду, придет туда Вс-вышний и Его Не­бесная свита для того, чтобы слу­шать твои открытия в Торе… Но, для того, чтобы было совершенст­во в раю, ибо, когда праотцы и все таноим и амойроим будут в раю, а тебя не будет там, то будет недос­таток совершенства в Ган Эйден…

И после того, как говорит ему «де­лай так», что «соглашается» на ис­полнение Торы и заповедей со сто­роны его собственного «я», может прийти и сказать «делай так», пока не скажет ему «иди служи…», т.е., что примешивание эгоизма в слу­жении — это корень, из которого может произойти положение и состояние, что «говорит ему идее служи…».

И совет на это — исполнять шлихус, возложенный на него, без то­го, чтобы делать какие-либо расче­ты, «не различит между хорошим и плохим и не заменит его», с битуль[3] и каболас ол[4]. И это — основа для всего служения — как он продолжает и заканчива­ет: «эти заповеди, которые прика­зал Вс-вышний Мойше для сынов Израиля на горе Синай».


[1] Бехукойсай 27, 33

[2] Рабби Йосефу Ицхаку Шнеесону

[3] самоаннулирование

[4] Принятие Ига Небесного царства