12 тамуза 5725 (2)

Гемара говорит: «из ответа того праведника ты знаешь, что было у него на сердце». И на первый взгляд: поскольку Моше боялся заслуг Ога – и это было исключительно важно во всей истории выхода сынов Израиля на войну с Огом – ему следовало бы рассказать это сынам Израиля, и сказать им, что Ог не похож на Сихона, и может, вообще невозможно воевать с ним, и как же он мог молчать об этом и хранить это в своем сердце?

Но:

Поскольку Моше был послан, чтобы быть главой Израиля (и как говорится, «И будет в Израиле царь», и по мнению многих мудрецов, этот посук говорит о Моше, который был первым царем Израиля) – он знал, что если по нему будет видно, что он боится (даже не в речи, но только по лицу) – это способно ослабить весь еврейский народ, и усилить противника.

И поэтому, хотя было место в его разуме, и ведь его разум – это разум Святости, - что есть у Ога заслуга спасения Лота, Авраама (и Сары) – он остерегался беречь это в своем сердце, и чтобы это не было видно снаружи, чтобы не ослабить еврейский народ, ибо само это способно привести к победе Ога – если страх будет заметен на его лице, и тем более – если об этом будет говориться вслух, что тогда это повлияет на то, как ведется война сынов Израиля, и на то, как ведется война Ога, когда он увидит «человека боязливого и мягкосердечного» (как это проявляется в том, что «вода течет по его коленям», как приводится в Гемаре в трактате Сота).

И поэтому Гемара подчеркивает «что было в его сердце» - ибо даже когда он боялся этой войны, опасаясь, что заслуга Авраама может помочь его противнику (и это страх, основанный на Торе) – это оставалось только в его сердце, ведь, с другой стороны, он не знал это на все 100%, и только опасался, что может быть поможет ему заслуга Авраама, и поэтому он был способен держать себя в руках (даже только из сомнения), и это оставалось только в его сердце.

И поскольку «человек видит глазами, и Вс-вышний видит сердце» - то лишь Вс-вышний знал, «что было в его сердце», и поэтому сказал «не бойся его…».

13

И это есть указание для каждого лидера в каждом поколении:

Даже когда он видит, что есть трудности, и он сам еще не знает, как смогут преодолеть их, но, сознавая свое предназначение Свыше – быть главой и вождем, - он хранит это в своем сердце, таким образом, чтобы это не выходило наружу, и не только, что совершенно исключено, чтобы это воздействовало на его поведение в действии или в речи, но даже на его лице не должно быть заметно ничего.

И так вел себя глава Израиля, освобождение которого мы сегодня празднуем:

14

И это есть указание для каждого из Израиля – как говорилось несколько раз, что история, рассказываемая про главу Израиля – это не просто красивая «майса», информация для размышления, остающаяся лишь в теории, но это то, что он делает в качестве главы и лидера Израиля, чтобы научить каждого из Израиля:

Каждый еврей – «глава» - в своем доме, в отношении собственных детей, или в своем бизнесе, и прежде всего – он глава над всеми 248 органами и 365 жилами, включая также левую полость сердца, в котором находится дурное начало.

И когда он начинает задумываться о своем положении и состоянии, что вчера он не собрал ничего – ни заслуг, ни Торы, ни заповедей, и все, что есть у него – совершенно несоизмеримо с войной, которую он должен вести с миром, чтобы не споткнуться в вещах, к которым мир тянет его,

- все начинается, действительно, с такой вещи, которая подобна «тонким веревкам», нечто легкое и мелкое, легкое желание в разрешенных вещах, но, из этого происходит и приходит после этого к положению и состоянию «как канаты тележные грех», толстые канаты, которые привязывают его так, что он не способен сдвинуться ни вправо, ни влево. И для того, чтобы не упасть в «тележные канаты грех», следует остерегаться «тонких веревок», чтобы не отклониться изначально даже на толщину волоса.

И, как говорилось несколько раз, пример на это: когда находят человека, блуждающего в глубине леса, то несомненно, что он не попал туда в один прыжок, из своего дома или из царского дворца; это просто невозможно. Но, когда отклоняются от царской дороги («хайвей») на волос, и потом добавляют еще «волос» в противоположном направлении, и в конце концов человек находит себя в глубоком лесу, окруженным хищными зверями… -

И поэтому – он боится: как же он сможет сегодня вести войну против трудностей, стоящих на его пути, и исполнить шлихут Вс-вышнего, вести себя так, как хочет Тора, и осветить мир светом Святости и духовности, добра и справедливости.

И поэтому: все расчеты, которые у него есть – нельзя, чтобы это раскрылось вне его сердца! То, что есть в его сердце – не должно быть заметно в его делах и в его речах; он должен вести себя таким образом, как будто бы все вещи были бы только ему на благо, и таким же образом он должен говорить, и также думать, так, чтобы это было видно по нему. Ибо, когда при взгляде на него видно, что он хочет сделать что-то хорошее, но он трясется и боится, сможет ли он это исполнить или нет – это само облегчает победу левой стороны, и затрудняет победу стороны Святости.

И это указание, что все расчеты и т.д. – не должны выходить за пределы его сердца – должны выучить все сыны Израиля – «и народ твой – все праведники» - из поведения «того праведника»:

Несмотря на то, что он находится в «Шпалерке», и не видит никакой возможности выйти оттуда естественным путем, и, по природе вещей, его существование зависит от настроения людей вокруг него, в руках которых сила и власть – но зная, что он не находится там один, но – вместе со Вс-вышним [как Ребе сказал тогда, в отношении места, в котором он находится, что это место, про которое сказано «Вс-вышнему принадлежит земля и все что на ней», и «полна вся земля славы Его»]. И, когда он стоит твердо, такое поведение не только не утяжеляет войну, но наоборот – через это – «как воск расплавятся».

И еще, что такое поведение воздействует также на него самого – что даже если он боялся в сердце своем, но поскольку это было лишь в его сердце, а в действии, в речи и в мысли и в выражении лица он был как победитель, то Вс-вышний обещает ему, что уйдет страх также из сердца его, «не бойся его».

15

И это есть идея, о которой Ребе, освобождение которого мы празднуем, говорил несколько раз: когда идут исполнить шлихус Вс-вышнего в вопросах Торы и заповедей – и это есть содержание всей жизни еврейского народа и каждого еврея, которые называются «посланцами Вс-вышнего», посланники Вс-вышнего в мире, сделать его добрее и лучше, возвышеннее, чище и святее, чем в момент перед этим –не следует допускать мысли о том, что, возможно, не смогут исполнить шлихус, не дай Б-г. И тем более и тем более, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы эти мысли воздействовали на то, каким образом он идет исполнять свой шлихут.

Ребе привел известный пример: когда армия идет на фронт, то уже по дороге, еще перед началом битвы, они уже поют победный «марш».

Такое поведение является частью военной тактики: также, как для победы необходимо оружие - ружье, пушка, и т.д., - подобно этому требуется решимость победить и настрой на несомненную победу, без тени сомнения, и тогда победа дается легче и быстрее.

И это есть урок, которое мы учим из завершения нашей главы, нашедшее свою практическую реализацию в поведении нашего Ребе, как урок и указание для каждого и каждого (как он пишет в своем письме – «каждый, называемый «евреем»): если только ведут себя таким образом, как будто бы знают со всей уверенностью, на все сто процентов, что исполнят шлихус Вс-вышнего, и говорят со всей твердостью и решимостью, и вплоть до того, что также по выражению его лица видно, что здесь идет победитель, победивший в войне - тогда есть обещание Вс-вышнего: «не бойся его», что также из глубины сердца исчезнет страх, и он будет идти с радостью и добрым настроением исполнить шлихус Вс-вышнего, творить справедливость и добро.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру