Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пурим 5722

בס»ד

Йуд алеф

И вот, начало действия йецер hоро[1], когда он только подходит к еврею – следует объяснить в соответствии со словами мидраша, относительно причины, из-за которой была война с Амолеком:

Приказание «помни, что сделал тебе Амолек» в книге Дварим приходит после приказания «Да не будет у тебя камня и камня, эйфы и эйфы, большой и маленькой». И приводится в мидраше: «за этот грех (мер веса и объема) – что он держит два вида мер, большие и маленькие, и пользуется иногда одной, а иногда другой, чтобы показать покупателю и продавцу как будет лучше для него – приходит Амолек».

И на первый взгляд, это совершенно непонятно: действительно, это («камень и камень, эйфа и эйфа, большая и маленькая», запрещено Торой, но, чем отличается этот запрет от всех остальных запретов Торы, что «за этот запрет приходит Амолек»?

Амолек – это самый большой враг, который только был у евреев, и поэтому, только в отношении к Амолеку есть приказание «помни… сотри память об Амолеке… не забудь», и как приводится в Мехилте – «чтобы не сказали «этот верблюд» (и подобно этому – остальные животные) – Амолека». И как сказано «Рейшис гоим Амолек ваахарисой ади ойвед[2]«, и как объясняется в комментаторах, что из всех остальных народов останется остаток, и наоборот – в дни Мошиаха «оз эhефох эл hоамим софо бруро ликрой кулом бешем Гашем улеовдой шехем эход[3]«, а Амолек – «ахарисой ади ойвед», ибо не останется от него никакого остатка.

И поскольку Амолек приходит за грех неверных весов, необходимо сказать, что это базовый грех, ибо поэтому, наказание за это связано с аспектом, который затрагивает саму суть принятия Торы, и подобно этому – в отношении существования сынов Израиля – в дни Амана, когда была гзейро[4] «уничтожить… от ребенка до старика, детей и женщин в один день», и подобно этому – вплоть до поколения Мошиаха!

Йуд бейс

И идея объяснения в этом:

Возможность открыть вход для йецер hо-ро, чтобы оно смогло сделать что-то у еврея, это – когда есть «камень и камень, эйфа и эйфа, большая и маленькая», т.е., два типа мер и весов: одна мера и весь для потребностей тела, и другая мера и вес – для потребностей души (как далее будет объясняться);

И если бы еврей мог бы добиться у себя, чтобы у него не было двух видов мер и весов («не будет у тебя … камня и камня… меры и меры»), то тогда не было бы у него ослабления в служении Вс-вышнему, и само собой, не было бы открытия двери для дурного начала, чтобы оно могло воздействовать на него даже в отношении разрешенных вещей, мойсройс[5], и тем более и тем более – в отношении запрещенных вещей.

Йуд гимел

Более подробно:

В отношении дел и потребностей тела, подход – что все что есть – все еще недостаточно, и как говорилось выше (п. 7), «у кого есть сто – хочет двести», и это легко принимается каждым, безо всякого труда. И даже когда он знает, что есть такие, у кого есть меньше, чем у него, и они довольны – у него есть несколько объяснений в разуме, почему ему положено больше, и самое главное – он так хочет, и не важно, есть ли ну него объяснение в разуме – «хочет двести», а когда у него есть двести – он хочет четыреста; и его не затруднит сделать все, чтобы у него добавилось больше.

И подобно этому в отношении воспитания сыновей и дочерей – чем больше образования и культуры дать детям, чтобы они смогли достичь лучшего положения в обществе – все мало, и не удовлетворяются этим, и продолжают думать, может быть можно дать им еще немного образования, и может можно дать им еще возможности, чтобы они могли продвинуться в обществе людей, с которыми они общаются, и не жалеют труда, денег и времени, чтобы дать детям еще что-то.

И также когда речь идет даже о внешних условиях, как например, здание, в котором дети должны учиться:

В отношении светских предметов, находят одного, который даст четверть миллиона долларов, один даст миллион долларов, полтора миллиона, два с половиной миллиона; и до того, что уже добились, что если даже немного учат лимудей кодеш[6], но основное – это лимудей хол[7] – то находят богатого спонсора;

Но когда речь идет о помещении, в котором должны учить святые предметы в чистой святости – тогда даже «восемнадцать долларов» – это прилично, и тем более – два раза по восемнадцать, а больше – это совершенно для него неприемлемо; он помнит, что рассказывал ему дедушка о «хейдер» в котором он учился, что нанимали меламеда за столько-то копеек в месяц, а сам «хейдер» был высотой десять ладоней, поскольку это уже называется по закону «домом», так, что не нужны большие здания, шикарные дворцы, и тем более, что не нужны все те вещи, которые не нужны были три поколения назад!

И это есть различие между «камнем и камнем… эйфа и эйфа» – что есть эйфа (и подход) один в отношении потребностей тела, что все, что есть – мало, и нет такой вещи, которой бы он не сделал, чтобы достичь больше, а в отношении потребностей души – чистой святости – есть «мера» (и подход) другой – что достаточно тех условий, которые были у дедушки и прадедушки много поколений назад!

Йуд далет

И следует добавить в этом:

Идея «меры и меры» есть также в Святости,

— ибо, если бы этой идеи не было бы в Святости, то не могло бы было быть такого существования также в леумас зэ[8], поскольку леумас зэ не имеет самостоятельного существования, и, как сказали РаЗаЛ, «все, что запретил нам Вс-вышний, разрешил нам подобное ему», и те., что все существование запрета («осар лон рахамоно[9]«) это только потому, что есть подобное этому в разрешенном («шоро лон кевасэй[10]«), и посредством hишталшелус[11] может прийти из этого существование запрета –

Ибо, в действительности, отношение к потребностям души должно быть отлично от отношения к потребностям тела – «мера и мера», которую «разрешил нам» – ибо следует отдать предпочтение потребностям души перед потребностями тела;

Но недостаток в том, что идея «меры и меры» происходит противоположным образом, «мера и мера», которую «запретил нам Вс-вышний».


[1] Йецер го-ро — Дурное начало

[2] «Первый из народов Амалек, а конец его — до погибели.» (Болок 24, 20)

[3] «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно.» (Цфанья 3, 9)

[4] Установление, декрет (часто — антиеврейский)

[5] излишества

[6] религиозные предметы

[7] светские науки

[8] «Сторона, противоположная Святости» (Когелет 7, 14)

[9] «Запретил нам Вс-вышний» (Хулин 109, 2)

[10] «Разрешил нам подобное этому» (Хулин 109, 2)

[11] Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)