Гисваадус Пурим 5720

בס"ד

Тойрас Менахем т. 27 стр. 436

Коф бейс

И это есть также указание, что если есть какое-либо мировоззрение, утверждающее, что нужно отделиться от мира, философия, утверждающая, что Тора была дана для "ангелов", и поэтому, для того, чтобы человек был достоин принять ее, он также должен подняться на ступень "ангела" – нужно знать, что это против Торы народа Израиля, против Торы Моисея, и поскольку это против Торы Моисея – это не может быть истиной.

"Компромисс" может быть достигнут несколькими способами: на половину, на треть или на четверть. Но истина – должна быть вся истинна, а если нет – это не истина.

И в нашем вопросе – это против идеи, ради чего была дана Тора внизу именно, а не так, как сказано "тно hойдхо ал hашомоим".

И поскольку это не истина – невозможно, чтобы это было благом, поскольку благо и святость и истина связаны друг с другом ("они идут вместе"), поскольку их источник – как истины, так и блага и святости – един, и самом собой, невозможно, чтобы был аспект блага и святости, который был бы лжив, подобно тому, как невозможен аспект истины, который был бы противоположен благу и святости.

И это также то, что говорится "вехесед леумим хатос[1]":

На первый взгляд, какая разница, по какой причине делают благо, или он делает это, чтобы гордиться, или по другой причине – главное, что бедняк получил то, в чем он нуждается. И тем не менее, говорят, что это не только не есть аспект блага, но это даже не "нейтральная" вещь, но это – "хатос[2]" – противоположность благу!

Т,е., хотя на первый взгляд, это есть аспект хесед[3], тем не менее, поскольку это не взято из истинного источника, но это дело, сделанное человеком, то независимо от того, что он пишет на официальном бланке о целях своего поведения, но это в конце концов будет "хатос", даже если он сделает это посредством действия "хесед".

И как известен пример на это – из поведения народов мира, которые убивали и уничтожали таким образом, как мы не находим даже у хищных зверей… и основанием для этого была необходимость, чтобы человеческий род достиг совершенства!...

Коф гимел

И это есть также содержание выражения (которое приводит мой тесть и учитель, Ребе, в нескольких местах) "хорошо уединение среди людей":

Действительно, должен быть аспект уединения, но когда уединенность – это благо и достоинство? – когда это "среди людей";

Но когда кто-либо уходит в пустыню, утверждая, что нет у него другого пути достичь собственного совершенства, но только посредством того, что он отдалится от людей и уйдет в пустыню, и именно там он будет подниматься от совершенства к совершенству – такое поведение приводит в конечном счете несчастье его семье и тем, кто окружают его.

И например: в ситуации, когда нужно взвесить между собственным ничтожным благом, и между вещью, касающейся жизни другого человека – его собственное малейшее благо перевесит жизнь другого, поскольку он считает себя "совершенным человеком", а другой в его глазах – ниже самого низкого!

Поэтому мы находим у народов мира, философия которых была основана на идее уединения – идея, которая должна была вести их от совершенства к совершенству, до самого высшего совершенства – что для них не было невозможным рабский труд и преследования; они не вмешивались в это.

Когда речь шла о страдании другого человека, на самом базисном уровне, вплоть до жизни и смерти буквально – они утверждали, что "совершенный человек" не должен поддаваться эмоциям, как в отношении горя, так и в отношении желаний.

В отношении самих себя – они пользовались и использовали свои желания полностью… но это было должно быть, чтобы они могли достичь еще большего совершенства; и когда находило свое выражение их великое достоинство, что они "выше чем все люди" – когда речь шла о том, чтобы сделать благо другому!...

Коф далет

Далекая аналогия:

Мой тесть и учитель, Ребе, как-то рассказал историю про своего отца, Адмур Рашаба, которая произошла еще при жизни Цемах Цедека. Адмур Рашаб был тогда не старше пяти-пяти с половиной лет (во время hисталкус[4] Цемах Цедека ему было пять с половиной лет), когда он игрался со своим старшим братом р. Залман Аароном.

Поскольку они росли в доме, где часто говорили о Ребе и хасидах, они решили играть в "хасид и Ребе". Поскольку РаЗО был старше, чем Ребе Рашаб на полтора года, было решено, что РаЗО будет "Ребе", а Ребе Рашаб войдет к нему как "хасид", на "йехидус[5]".

РаЗО уселся на кресле, поправил шляпу, и Ребе Рашаб подошел к нему и попросил у него "тикун[6]". И спросил РаЗО: "на что ты просишь "тикун"? И ответил Адмур Рашаб, что на прошлую субботу, или две субботы назад, он кушал орехи, а потом ему стало известно, что Алтер Ребе пишет в своем сидуре, что "лучше не кушать орехи в субботу". И сказал ему РАЗО, что он должен молиться из сидура, а не наизусть.

Откликнулся Ребе Рашаб, и сказал ему: твой совет не поможет, и ты не Ребе. И спросил РаЗО: "почему"? И ответил Адмур Рашаб: "Ребе – когда он отвечает, он должен тяжело вздохнуть!... Совет твой, может, был бы и полезен, он ты не вздохнул, и поскольку ты не вздохнул – ты не "Ребе" и твой совет – не совет!

Когда еврей помогает своему товарищу, как приказывает Тора: "возлюби ближнего своего как себя самого", и как сказали РаЗаЛ: "то, что тебе ненавистно, товарищу твоему не делай" – это вся Тора целиком, а остальное – комментарий" – недостаточно действия милосердия, чтобы помощь ему, но должен быть также "крехц" – тяжелый вздох.

И когда есть этот вздох, т.е., что горе другого касается его, и как сказал мой тесть и учитель, Ребе, в объяснении того, что говорится в Мегиле "вайагейд лой Мордехай эйс ашер короhу[7]", что когда он услышал о гзейро на другого еврея, то это было все равно, что произошло с ним самим. Когда он тяжело вздыхает – тогда он может помочь своему товарищу.

Но когда он сидит на своем кресле, или в небесах небес, и поднимается от совершенства к совершенству, и ради собственного совершенства дает также совет другому, "эйцо тойво ка машма лон[8]", но без тяжелого вздоха – поскольку это не болит ему, поскольку он выше, чем чувство боли и т.д. – тогда его совет – это не совет, и его милость – не милость, и это даже не нейтральная вещь, но это аспект "хатос" – противоположность благу и святости и истине.

Коф hей

И это есть также то, что мы видели в гзейройс, рахамоно лицлан, которые случились в нашем поколении, что основой для этого была идеология, что человек должен идти от совершенства к совершенству, пока не возвысится над всем человеческим родом, и само собой, не следует ему поддаваться эмоциям ни от чего, поскольку аспект эмоций ниже достоинства и ступени и цели человека.

Эта идеология – противоположность тому, что говорилось, что гзейро на другого – это "ашер короhу", поскольку "кулон масъимойс веов эход лехулоно[9]", (как говорит Алтер Ребе в Тании), и поскольку это противоположно истине, добру и святости – следовательно, это ложь, зло, и нечистота.

Но что? Поскольку мы живем в мире лжи – то не замечают этого, ни в первый день, ни завтра, ни послезавтра;

Но на это есть "Тора – это свет", ибо она освещает тьму этого мира, чтобы увидеть, где находится "драгоценный камень", который добавит красоты царской короне, а где находится "горящий уголь", о который он может обжечься, вплоть до опасности для жизни.

И это есть достоинство Израиля – что "выделил нас из всех народов", посредством того, что "дал нам Тору истины", и посредством Торы истины можно достичь добра и блага и святости.

И общее поведение в этом должно быть – "никhелу ваамойд ал нафшом[10]" – собрать вместе йуд доброго начала с йудом дурного начала, чтобы они стояли в войне за свою душу,

И посредством этого добиваются "ойро весимхо весосойн викор[11]",

И таким образом, что это принимается также у народов мира – что "нофал пахад hайеhудим алейhем[12]", и отдают "дом Гамана" еврею Мордехаю и царице Эстер.

И после этого происходит веселье "ад лой йода[13]" и продолжают его на весь год.

***

Коф Вов

На первый взгляд, можно подумать, что необходимость в том, чтобы всякая вещь была связана с корнем и источником в истине, благе и святости, это только в отношении чувства в сердце, аспект мидойс[14].

И причина этому – поскольку "человек близок к себе самому", внутри него пробуждается чувство "я и никого кроме меня", так, что как бы он ни старался, если не будет того, кто над ним, кто может ограничить "аир пэрэ одом йиволейд[15]", то в конце концов прорвется и раскроется "дикий осел", используя при этом аспекты и приобретения, которые он приобрел за время своей жизни.

И поэтому в отношении эмоций – необходимо, чтобы все было основано и построено на источнике в истине и благе, и это только Вс-вышний.

И как говорит Писание: "ибо кто тот великий народ, к которому Вс-вышний близок, как Вс-вышний Б-г наш… и кто тот великий народ, у которого столь справедливые законы и суды, как вся эта Тора, которую я даю перед вами сегодня", и т.е., что для того, чтобы человек вел себя по "законам и судам справедливым", он должен быть связанным с сущностью Б-жественности Свыше.

Но когда речь идет о вещах, связанных с разумом, или, как говорит хасидизм, "Хабад в мойхин" – на первый взгляд, не так важно, откуда взята основа этой вещи, и с чем она связана, ибо, поскольку он идет путем разума в своей душе, несомненно, разум поведет его подобающим образом, найти путь истины, по которому он пойдет в своей жизни, или по крайней мере, в своем мировоззрении.

Коф заин

Но в действительности – это необходимо для разума так же, как и для эмоций. И сначала:

Общая идея служения человека подразделяется на два вида – как говорит Зогар: "перевернуть тьму в свет, и горечь в сладость". "Горечь в сладость" – указывает на идею мидойс, перевернуть дурные и горькие моральные качества в сладкие. "И тьму в свет" – указывает на идею разума, ибо свет – это идея разума.

И поскольку это такая вещь, которую можно перевернуть в свет, то понятно, что также это идея разума, но только это темный разум, и поэтому он привел его к результатам и выводам, противоположным свету.

Коф хес

И как мы находим в отношении греческой мудрости:

С одной стороны – приводится в Зогар, что греческая мудрость близка к дворцу Святости.

С другой стороны – праздник Ханука (связанный с Пуримом, ибо оба они – добавились после того, как умер Мойше, и даже после эпохи пророков) связан с победой над нечестивым греческим царством, когда "поднялись… против народа Израиля, чтобы заставить забыть их Тору Твою, и заставить нарушить их законы Твои" (как мы говорим в молитве "ал hанисим"), и сыны Израиля вынуждены были стоять с самым большим самопожертвованием против греков, которые называются "нечистыми", "нечестивыми" и "злодеями".

И на первый взгляд: поскольку мудрость Греции считается мудростью, и в Зогар говорится, что она близка к дворцу Святости – почему же тогда они называются "нечистыми", "нечестивыми" и "злодеями"?

Объяснение в этом:

В самом разуме есть два аспекта: (а) есть путь разума, и это "меры", с помощью которых изучают постигаемое, пока не приходят к выводу, и подобие этого в Торе – тринадцать мер, с помощью которых толкуется Тора, "каль вехоймер", "гзейро шово" и т.д., и из них происходят способы изучения во всех науках, которые есть в мире; (б) и этому предшествуют аспекты, которые называются в книгах еврейских философов "предисловиями" и "предложениями[16]", и иногда называются "изначально понятное", и только после того, как есть эти "предисловия" и "предложения", тогда можно прийти к выводу, посредством способов исследования ("мидойс") и логики.

И поскольку эти "предисловия" и "предложения" человек устанавливает сам – необходимо, чтобы их основа и источник были в Торе истины.

И более того – говорит Тора – также когда есть истинные установления и предисловия в соответствии с Торой истины, но если есть аспект "взятки", тогда "взятка ослепляет прозорливых, и искривляет слова праведных", ибо поскольку речь идет о человеке из плоти и крови, то, когда вмешивается аспект "взятки" и личного интереса, то нет границы, которая могла бы остановить "осла" который в нем, сойти с прямого пути.

И поэтому: также как в работе по переворачиванию из горечи в сладость есть необходимость в нескольких и нескольких оградах (как объясняется в Зогар, в книгах мусара, и более подробно – в книгах хасидизма), так и в служении переворачивания из тьмы в свет, в аспекте разума, требуется прояснить и обеспечить прежде всего, чтобы предисловия и изначальные предположения были бы взяты из Торы истины, и после этого требуется обеспечить также пути разума, чтобы не вмешался в них аспект "взятки".

Коф тес

И с этим будет понятно то, что мы находим в отношении греков две совершенно противоположные вещи:

С одной стороны – велика мудрость Греции, и как говорилось выше, что она близка к святости.

И с другой стороны – в отношении моральных качеств – именно греки были самыми извращенными, и вплоть до того, что строй их жизни был построен на аспектах разврата и кровосмешения и т.д., ит.д., и также в аспекте "не убий" их поведение было противоположно здравому смыслу, и выражалось в убийстве стариков и маленьких детей, и т.п., и вплоть до того, что глава мудрецов установил строй, как это должно быть с т. зр. совершенства – что должны быть "кнаанские рабы", т.е., управлять и властвовать над такими людьми, жизнь которых не имеет никакого значения, и т.п. в отношении его собственного поведения – что были у него самые гнусные вещи в отношении между человеком и его ближним, и таким образом, что это было известно всем, и вплоть до того, что он установил это в своих сочинениях.

И на первый взгляд, какова причина этого?

И объяснение в этом: это, действительно, аспект разума и изначальных положений, которые частично приходят из хорошего места, и правила логики и постижения приходят также из здорового разума, но, поскольку это отдано в руки человека, без страха перед Вс-вышним – то "рак эйн йирас Элойким бе-мокойм hазэ[17] (тогда) ваhарогуни"… и нет необходимости изыскивать множество причин, а можно сделать это без причины, или сама причина ("из-за моей жены") - это аспект грабежа, и это есть большой грех, наказываемый смертью.

Ламед

И это есть содержание двух праздников, которые добавились к трем регалим – Пурим и Ханука:

Также как в дни Пурима сказано, что "лой йаавру митойх hайеhудим[18]", поскольку в них было пробуждение точки мсирус нефеш[19] сынов Израиля в положении и состоянии hискашрус[20] с Вс-вышним полным единством,

Подобно этому также в Хануку – когда было спасение от мудрости Греции – что опасность в этом не только, что они не достигали необходимого совершенства, но это путь, который приводит к "нечистым" "нечестивым" и "злодеям", и вплоть до полной противоположности поведению, достойному человеческого рода, и это было установлено в качестве строя и закона в управлении страной!

Ламед алеф

И это есть также смысл слов Хазал "Ойро[21] – это Тора":

Тора – это на первый взгляд, идея мудрости, и если так, что нового нам сообщается тем, что идея Торы указывается в "ойро", а не в идее мудрости и разума?

И объяснение в этом – что "Тора" – от языка "hойроо[22]", и идея hойроо – что она освещает каждую деталь в жизни человека, и показывает ему: это – ты делаешь истинно, а это – ты делаешь из личных соображений (пнийо), а это – из-за "взятки", здесь – ты вел себя до сих пор как нужно, а здесь – не так, как нужно и т.д.

И поэтому "ойро – это Тора" – "нейр мицво веТойро ойр[23]" – т.е., указание человеку, чтобы его путь в жизни был путем истинной жизни.

Ламед бейс

И обещано всему Израилю, что "лой йидах мимену нидох[24]", что даже "hоойвдим беэрец Ашур[25]" и даже "нидохим беэрец Мицроим[26]", в конце концов, "веhиштахаву ла-Гашем беhар hа-койдеш бирушолоим[27]",

И т.е., что в скором времени в наши дни придет наш праведный Мошиах, и выведет каждого из Израиля из его собственного голус[28], как в отношении служения переворачивания горечи в сладость, и также в отношении служения переворачивания тьмы в свет,

И приведет всех нас гордо в нашу Святую землю, на Святую гору в Иерусалиме – на имя "йиро[29]" и на имя "шолейм[30]" (как приводится в Тойсфойс), т.е., что страх перед Вс-вышним будет совершенным,

И тогда будет достигнуто совершенство Хабад в мойхин, в Хагас в сердце, и в Нги в практическом действии, и также в мысли, в речи и в действии,

И таким образом, что "кол роэйhем йакирум, ки hэйм зэра бейрах Гашем[31]", т.е., что будет видно всем, что здесь идет еврей, связанный с источником истины, и блага, и святости, и он делает из мира и всех своих дел – сосуд, Храм и жилище для Вс-вышнего.


[1] "Добро народов мира - грех" (Мишлей 14, 34)

[2] грех

[3] Милосердие. Сфира "хесед"

[4] Уход, подъем. Смерть праведника

[5] Аудиенция (у Ребе)

[6] Исправление. Мир Тикун

[7] "И рассказал ему Мордохай обо всем, что с ним случилось" (Эстер 4, 7)

[8] добрый совет сообщает нам

[9] "Все они соответствуют друг другу и один отец у всех них" (Сефер шел бейноним, гл. 32)

[10] "Собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою" (Эстер 9, 16)

[11] "(Пора) просвета и радости, и веселья, и почета" (Эстер 8, 16)

[12] "Потому что охватил их страх пред Йеудеями." (Эстер 8, 17)

[13] Пока не перестанет различать (между "благословен Мордехай" и "проклят Аман")

[14] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[15] "(Подобным) дикому ослу рождается человек." (Ийов 11, 12)

[16] Т.е., "аксиомы" и "постулаты" (прим. переводчика)

[17] "И сказал Авраам: Ибо я сказал (себе): Однако нет страха Б-жьего на этом месте, и убьют меня" (Вайейро 20, 11)

[18] "Не будут отменены среди Йеудеев" (Эстер 9, 28)

[19] Самопожертвование

[20] Связь, контакт.

[21] свет

[22] практическое руководство

[23] "Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет," (Мишлей 6, 23)

[24] "Чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный" (Шмуэль Бет 14, 14)

[25] "Пропавшие в земле Ашшурской" (Йешайа 27, 13)

[26] "Заброшенные в землю Египетскую" (Йешайа 27, 13)

[27] "И будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Йерушалаиме." (Йешайа 27, 13)

[28] Голус - Изгнание

[29] Йиро - Страх

[30] цельный

[31] "Все видящие их признают их, ибо они семя, которое благословил Г-сподь." (Йешайа 61, 9)

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру