Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

сокращенный отредактированный вариант

בס»ד

Любавичский Ребе М.М. Шнеерсон

1

… идеология, утверждающая, что нужно отделиться от мира, т.е., мнение, что Тора была дана для «ангелов», и поэтому, для того, чтобы человек был достоин принять ее, он также должен подняться на ступень «ангела» – это против Торы народа Израиля, против Торы Моисея. И поскольку это против Торы Моисея – это не может быть истиной.

«Компромисс» может быть достигнут несколькими способами: наполовину, на треть или на четверть. Но истина – или это истина на все 100%, или это вообще не истина.

Такая философия противоречит самой сути того, ради чего была дана Тора внизу, в материальном мире, а не так, как сказано «дай славу Твою Небесам[1]«.

И поскольку это не есть истина – невозможно, чтобы это было благом, поскольку благо и святость и истина связаны друг с другом («они идут вместе»), поскольку их источник – как истины, так и блага и святости – един. Само собой, невозможно, чтобы был аспект блага и святости, который был бы лжив, подобно тому, как невозможен аспект истины, который был бы противоположен благу и святости.

И это также то, что говорится[2] «милость народов — грех»:

На первый взгляд, какая разница, по какой причине делают милость, делают ли это, чтобы гордиться, или по другой причине – ведь главное, чтобы бедняк получил то, в чем он нуждается? И тем не менее, говорят, что это не только не есть благо, это даже не «нейтральная» вещь, но это – «грех» – противоположность благу!

Хотя на первый взгляд это проявление милости, тем не менее, поскольку оно не взято из истинного источника, но это есть действие, совершенное человеком, то независимо от того, что он пишет на официальном бланке о целях своего поведения, в конце концов это будет «грех», даже если он сделает это посредством «милости».

И известен пример этому – в поведении народов мира, которые убивали и уничтожали таким образом, как мы не находим даже у хищных зверей… и основанием для этого была необходимость, чтобы человеческий род достиг совершенства!…

2

И это есть также содержание выражения (которое приводит мой тесть и учитель, Ребе, в нескольких местах) «хорошо уединение среди людей»:

Действительно, должен быть аспект уединения. Но когда уединенность – это благо и достоинство? – Когда это «среди людей».

Но когда кто-либо уходит в пустыню, утверждая, что нет у него другого пути достичь самосовершенствования, иначе как отдалиться от людей и уйти в пустыню, и именно там он будет подниматься от совершенства к совершенству – такое поведение приносит в конечном счете несчастье его семье и тем, кто окружают его.

И например: в ситуации, когда нужно взвесить между собственным ничтожным благом, и между тем, что касается жизни другого человека – его собственное малейшее благо перевесит жизнь другого, поскольку он считает себя «совершенным человеком», а другой в его глазах – ниже самого низкого!

Поэтому мы находим у народов мира, философия которых была основана на идее уединения – идея, которая должна была вести их от совершенства к совершенству, до самого высшего совершенства – что для них не считались невозможными рабский труд и преследования; они не вмешивались в это.

Когда речь шла о страдании другого человека, вплоть до жизни и смерти буквально – они утверждали, что «совершенный человек» не должен поддаваться эмоциям, как в отношении горя, так и в отношении желаний.

В отношении самих себя – они пользовались и использовали свои желания полностью… но это было должно быть, чтобы они могли достичь еще большего совершенства. Когда же находило свое выражение их великое достоинство, то, что они «выше всех людей»? – Когда речь шла о том, чтобы сделать благо другому!…

3

И это есть также то, что мы видели во время Катастрофы, не дай Б-г, которая случилась в нашем поколении: ведь основой фашизма была идеология, утверждавшая, что человек должен идти от совершенства к совершенству, пока не возвысится над всем человеческим родом, и само собой, никогда не следует поддаваться эмоциям, что бы ни происходило вокруг, поскольку аспект эмоций ниже достоинства и ступени и цели человека.

Эта идеология – противоположность тому, что говорилось, что то, что произошло с другим человеком – это «произошло с ним самим», поскольку «все они[3] соответствуют друг другу, и отец один у всех них[4]«, (как говорит Алтер Ребе в Тании), и поскольку это противоположно истине, добру и святости – следовательно, это ложь, зло, и нечистота.

Но что? Поскольку мы живем в мире лжи – то не замечают этого, ни в первый день, ни назавтра, ни послезавтра;

И на это есть «Тора – это свет», ибо она освещает тьму этого мира, чтобы увидеть, где находится «драгоценный камень», который добавит великолепия царской короне, а где находится «горящий уголь», о который можно обжечься, вплоть до опасности для жизни.

И это есть достоинство Израиля – что «выделил нас из всех народов», посредством того, что «дал нам Тору истины», и посредством Торы истины можно достичь добра и блага и святости.

И общее поведение в этом должно быть – «собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою[5]«.

И посредством этого добиваются «свет, и радость, и веселье, и почет[6]«,

И таким образом, что это принимается также у народов мира – что «охватил их страх пред иудеями[7]«, и отдают «дом Амана» еврею Мордехаю и царице Эстер.

И после этого происходит веселье «пока не перестанет различать…» и продолжают его на весь год.

(Из беседы в Пурим 5720)


[1] Теhилим 8, 2

[2] Мишлей 14, 34

[3] Еврейские души.

[4] Тания гл. 32

[5] Мегилат Эстер 9, 16

[6] Там же 8, 16

[7] Там же 8, 17