Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа 5

Гисваадус бейс, продолжение Симхас Тойро

Тойрас Менахем т. 18

Беседа 5

(стр. 140)

Коф бейс

Этот гисваадус[1] — это продолжение гисваадус Симхас Тойро.

По поводу веселья в Симхас Тойро, говорилось выше, что эта симха[2] не выражается в изучении Торы и постижении Торы, но обычай Израиля — что «Тора он» — что это веселье выражается в нигун[3] и рикуд[4], что это аспект, который относится к каждому и каждому, и все равны в этом.

И поэтому порядок в этом веселье, что берут Сефер Тору, когда она закрыта в облачение, и т.е., когда она закрыта и запечатана совершенно, таким образом, что совершенно невозможно знать, что написано в ней, и несмотря на то, что не знают совершенно, что происходит внутри нее – сыны Израиля веселятся с Торой.

Коф гимел

Указание в этом выражается двумя способами:

Алеф) Даже те из Израиля, которые в течение всего года не учили Тору, и также в соблюдении заповедей у них было слабо, тем не менее, когда приходит день Симхас Тойро, они не смотрят на то, что делается внутри Торы, в то, что написано в Торе, ибо от этого они отдалились, но берут Тору, когда она закрыта, и т.е., что они берут сущность идеи Торы, что в этом связаны весь Израиль в пнимиюс[5] их душ, и веселятся с ней.

И содержание этой радости – что, несмотря на его положение и состояние в раскрытых силах, он может связаться с Торой, поскольку Вс-вышний «бохар бону микол hоамим ве-носан лону эс Тойросой[6]«, и с этого дня и далее он надеется, что его связь с Торой в глубинной сущности его души найдет свое выражение {проявит себя} во всех силах его души в отношении всех деталей Торы, т.е., что он возьмет Тору, раскроет ее, и будет учить и исполнять все, что написано в ней.

И также поэтому не установили веселье Симхас Тойро в праздник Швуэс, когда были даны первые скрижали, но именно после Йом Кипур, когда были даны вторые скрижали – чтобы научить, что несмотря на то, что было до сих пор, сейчас «вайоймер Гашем солахти кидворехо[7]«, и дают ему снова всю Тору целиком, письменную Тору и устную Тору, ришойним[8] и ахаройним[9], вплоть до «все, что откроет опытный ученик»; и он принимает это с великой радостью – что от сего дня и далее он берет на себя учить и исполнять всю Тору полностью, которая ему дана сейчас в «вторых скрижалях».

Бейс) Даже те из Израиля, которые в течение всего года изучали «Тойро тмимо[10]«, открытую Тору и пнимиюс[11] Торы, и исполняли ее заповеди – говорят им – этим вы еще не исполнили свою обязанность! Тора все еще закрыта в облачении, вы еще не знаете совершенно, что происходит внутри нее. Вы должны принять Тору заново, и когда вы начнете – вы сможете продолжить и продвигаться далее.

Коф далет

Эти оба способа выражаются также в том, что в Симхас Тойро начинают читать «Берейшис боро…».

И сначала – что порядок в Талмуде, что каждый трактат начинается со страницы бей»с, а не со страницы Але»ф.

И простая причина для этого – что первый печатник считал титульный лист как первую страницу, и поэтому начал сам трактат со второй страницы, и второй печатник хотел, чтобы страницы Талмуда соответствовали страницам первого издания, и так осталось также в изданиях после этого.

Однако, поскольку все по hашгохо протис[12], и все вещи «сотворены только для того, чтобы служить мне, а я создан только для того, чтобы служить Вс-вышнему», что поэтому каждое событие – это указание в служении Вс-вышнему, то также этот аспект, что начало трактата со страницы бей»с – это указание в служении.

И смысл этого указания – что начало учебы человека – это только от бей»с и далее, а Але»ф есть уже готовый, ибо Але»ф[13] дают ему Свыше. И т.е., что у каждого и каждого, несмотря на его положение и состояние, дают Свыше силы, требуемые для изучения Торы и исполнения заповедей, и все необходимые приготовления также уже приготовлены.

И это есть также одна из причин, что Тора начинается с буквы бей»с, «берейшис боро[14]«, чтобы научить, что аспект Але»ф есть уже готовый, и работа начинается от бей»с и далее.

И поэтому в Симхас Тойро начинают читать от «берейшис боро», чтобы научить, что несмотря на то, что происходило с ним в течение года, но «ицумой шел йойм мехапейр[15]«, и он может сесть и учить снова Тору, и он не должен начинать, но только с бей»с и далее, ибо сила Свыше уже есть.

И подобно этому в другую сторону:

Даже тот, кто уже выучил всю Тору полностью, письменную Тору и устную Тору, что тогда по закону Торы у него начинается новый порядок в изучении Торы (как приводится в законах изучения Торы) – тем не менее, говорят ему, что он должен начать сначала изучать Тору с самого начала – берейшис боро.

И то, что он говорит «как же так!?» – Ведь он уже изучил всю Тору полностью, и «лой йомушу мипихо у-ми-пи зарахо у-ми-пи зэра зарахо… мейато веад ойлом[16]«, и что еще хотят от него?

На это говорят ему: если у него была возможность учить Тору на одну минуту больше, и он не учился в тот момент, даже если он учился в течение всех остальных двадцати трех часов и пятидесяти девяти минут каждого дня – но это аспект битуль Тойро[17], и на это сказано то, что приводит Алтер Ребе в первой главе Тании!

И также как это в отношении изучения Торы – так это и в исполнении заповедей: человек не исполняет своей обязанности тем, что он сделал вчера, или даже тем, что он сделал одну секунду перед тем, но должно быть постоянно «маалин бакойдеш[18]«.

И причина этого – поскольку Тора и заповеди – это аспект хайус[19]ки hейм хайейну[20]«), и в аспекте хайус мы видим, что если есть перерыв в этом, даже на самое короткое время, это уже противоположность жизненности, ибо хайус должно быть постоянно и везде (во всех частях тела). И поскольку Тора и заповеди – это аспект хайус, нельзя делать перерыв в аспектах Торы и заповедей, даже на толщину волоса, но должно быть постоянно «маалин бакойдеш[21]«.

[1] Гисваадус — Хасидский фарбренген (праздничное застолье)

[2] Симхо — Радость

[3] Нигун — мелодия

[4] танец

[5] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[6] Избрал нас из всех народов, и дал нам Его Тору

[7] «И сказал Вс-вышний: Я простил, по слову твоему.» (Шлах 14, 20)

[8] «первые» — мудрецы предшествующих поколений

[9] мудрецы последних поколений

[10] цельная Тора

[11] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[12] hашгохо протис — Частное Провидение

[13] Ойсийойс: Але»ф — Буква «алеф»

[14] «В начале сотворения» (Берейшис 1, 1)

[15] Ицумой шел йойм мехапейр — Сам день (Йом Кипур) искупает

[16] «Не отступят от уст твоих, и от уст потомков твоих, и от уст потомков потомков твоих, – сказал Г-сподь, – отныне и вовеки.» (Йешайа 59, 21)

[17] Битуль Тойро — Неисполнение заповеди изучения Торы (когда человек может ее изучать)

[18] «Поднимаются в Святости» (Брахот 28, 1)

[19] Хайус — Жизненность

[20] это наша жизнь

[21] «Поднимаются в Святости» (Брахот 28, 1)