Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа 4

Тойрас Менахем т. 18 стр. 135

Тес вов

Приводится в Мидраш, что сыны Израиля сравниваются с тростником. В тростнике мы видим, что когда каждый стебель стоит отдельно, легко сломать его, но когда стебли связаны вместе, тогда невозможно сломать их. И также это в отношении Израиля: когда Исроэл стоят вместе — «атем ницовим кулхем[1]«, от «рошейхем шивтейхем[2]» до «хойтев эйцехо» и «шойев меймехо[3]«, тогда они «ницовим».

Это также основа маамара «гехолцу», что в нем говорится по поводу идеи ахдус[4]. Когда находятся в ахдус, тогда стоят прочно, и нет ни у кого власти над ними. Более того — что тогда становятся сосудом для благословения Вс-вышнего: сосуд для благословения Вс-вышнего — это мир и ахдус, и как говорится в Мишне, и как говорится «борхейну овину кулону кеэход беойр понехо[5]«.

Ибо в действительности невозможно никакой вещи снаружи, чтобы была у нее власть над Исроэл, «хелек Гавайе амой[6]«. И с чего начинается возможность, чтобы была ахизо («цутрит[7]«) для вещи снаружи — это посредством того, что сам еврей делает маленькую трещину внутри себя, и если есть у него маленькая трещина, даже как «карней хаговим», тогда уже возможно, чтобы была ахизо для вещи снаружи.

И для того, чтобы не было маленькой трещины, это посредством ахдус, — ибо, каждый сам по себе, не всегда он ощущает недостаток который есть в нем, поскольку «ал кол пшоим техасе агаво[8]«. Со стороны любви к самому себе он не видит даже большой ямы, и тем более, маленькой трещины. Но когда находятся вместе, замечает это другой человек. И чем больше будет исполнение «веогавто лереахо комойхо[9]» — то в большинстве случаев любовь не настолько сильна, чтобы он не замечал совершенно недостатков другого. И когда другой видит недостаток, и говорит ему об этом подобающим образом, тогда он сможет исправить это.

И как известно то, что требовал Мителер Ребе, чтобы у каждого был товарищ, для того, чтобы говорить вместе в отношении аспектов Торы и мицвойс, что тогда есть две Б-жественной души против одной животной души.

И если это было необходимо во времена Мителер Ребе, — тем более, что сейчас, когда тьма стала еще сильнее, хойшех кофул умехупол[10], должны быть вместе, что посредством этого убирают даже маленькие трещины, и тогда не будет ни у какой вещи снаружи ахизо, и стоят в цельности, «ницовим векайомим».

Йуд заин

Что имеется в виду в «маленькой трещине», что ля того, чтобы убрать ее, нужно быть вместе?

..известно, что испытания вообще подразделяются на два типа: алеф) испытание бедностью бейс) испытание богатством. И в общем, испытание богатством оно больше, труднее выдержать его, чем испытание бедностью.

И поэтому, когда пророк говорит о будущем избавлении и приходе Мошиаха, он говорит «увоу гоойвдим бээрец Ашур ваганидохим беэрец Мицроим[11]«, и слова «Ашур» и «Мицраим» указывают на два испытания бедности и богатства.

«Мицраим» указывает на испытание бедности, «фарквечкайт», «Мицраим» от языка «мейцорим угвулим[12]«. Таким было изгнание и порабощение в Египте — рабство и тяжкая работа, разрушающая и ломающая тело».

И с другой стороны, «Ашур» — указывает на испытание богатством. В Ассирии не было рабства совершенно, не было недостатка в материальности; наоборот, по поводу изгнания Ашура сказано «эрец кеарцехем[13]«. И даже на духовные аспекты Торы и заповедей мы не находим гзейройс[14] и мнийойс[15]. В чем выражался голус[16] Ашур — в том, что ушли из Святой земли, и тогда — испытание богатством, «Ашур» от языка «беошри[17]«, таануг[18], таануг и гархово[19] в материальных вещах.

Санхерив не сделал Израилю ничего плохого. Он не вредил им ни в материальности и ни в духовности, единственная вещь, что Санхерив хотел — чтобы Исроэл вышли из «гар акойдеш[20]«, Иерушалаим и Эрец Исроэл в духовности, и само собой произошло также в материальности. Иерушолаим в духовности, это, как на это указывает его имя, «йиро шолейм[21]«, цельность страха перед Небом.

И когда удаляются от страха перед Небом, тогда есть само собой недостаток в общей идее Торы и заповедей, поскольку йиро — это «рейшис гоавойдо икоро вешоршо[22]«, как приводится в Тании.

И также это псак[23] Мишна — «пусть всегда примет на себя иго небесного царства сначала, и потом примет на себя иго заповедей», основа служения — это каболас ол[24].

И про постановления Мишны сказано — «тоо бидвар Мишно — хойзер[25]«. Ошибка в словах Мишны — это вообще не входит в рамки сейхел эноши[26], и указание ошибающегося — это не указание вообще. —

Земля Израиля — это «Эрец ашер… эйней Гавайе Элойкехо бо мерейшис гашоно веад ахарис шоно[27]«, что во всякое время видят в ней Б-жественность. Желание Санхерива было, чтобы отдалились от этой идеи, и перенесли свое жилище в землю Ашур, место, где есть таануг и гархово в материальности, и само собой, можно забыть там о Вс-вышнем, и подумать, что «койхи веойцем йоди осо ли эс гахаиль газэ[28]«, и вплоть до «ани веафси ойд[29]«.

И когда он думает, что «койхи веойцем йоди осо ли эс кол гахаиль газэ» — это есть самое большое сокрытие. Даже у гоим тьма не настолько сильна, и, как известно, что народы мира «называют его Элойка дэЭлойкайо[30]«, знают и постигают, что также как душа наполняет тело, так Вс-вышний наполняет мир, но только, что они не знают про сойвев кол олмин, «лой йодати эс Гавайе[31]«. Но он — забывает совершенно о Б-жественности, и думает, что «Ани веафси ойд».

И поэтому, в отношении испытания Мицраим говорит пророк слова «нидохим[32]«, а в отношении испытания Ашура говорит «ойвдим[33]«: «Нидохим» означает, что есть у него отношение к Элойкус, но со стороны порабощения в изгнании он стал нидох. В отличие от этого «ойвдим» означает, что он пропал полностью, рахамоно лицлан[34], он забыл совершенно об Элойкус.

Йуд хес

И это есть идея «маленькой трещины», «как карней хаговим»:

В предшествующих поколениях гзейройс выражались в том, что притесняли евреев или в материальности, что не давали им прав, которые есть у других народов, легавдил[35], или в духовности, что запрещали изучение Торы и исполнение заповедей.

В последних поколениях, и в особенности, в этой стране, слава Б-гу, не притесняют Израиль, и также в духовности нет гзейройс на изучение Торы и исполнение мицвойс, но есть испытание богатством, опасность «ойвидм беэрец Ашур».

Со стороны изобилия и погруженности в материальность. могут подумать, что «койхи веойцем йоди осо ли», вплоть до мысли что «ани веафси ойд».

И подобно тому, что есть некоторые вещи в заповедях в общем, и в особенности в воспитании сыновей и в гидур мицво[36], что в прошлом, когда он находился за морем, не понимал вообще, как возможно, чтобы не исполнить этот гидур, и как возможно, чтобы такое поведение и такая вещ были у него в доме, а сейчас, когда он находится в «Америке» — он не понимает совершенно, как возможно, чтобы он исполнял этот и этот гидур, и как возможно, чтобы такое поведение и такая вещи не были у него в доме.

И даже если это еще не вещи против Шулхан Оруха, — тем не менее, это «маленькая трещина», которая дает возможность ахизо для вещи снаружи. И как сказали Разал в отношении йецер горо[37], что сначала он «путник», потом «гость», вплоть до того, что становится «баал абаис[38]«.

И для того, чтобы не дать возможности, чтобы йецер горо стало у него баал абаис, он должен обеспечить, чтобы не было у него даже маленькой трещины. И для того, чтобы уничтожить эту трещину, — это трудно, когда он один (как говорилось выше), ибо «эйн одом ройе хойво леацмой[39]«. И поэтому есть необходимость в объединении, чтобы объединились все вместе, и тогда помогает один другому.

*

Йуд тес

Говорилось выше (п. 14 и выше), по поводу «мипи ойлелим вейойнким…[40]«, тинойкойс шел бейс рабон[41]. И в отношении к ним, и вообще учеников ешив, что, находясь в стенах бейс Мидраша, они не связаны в такой степени с делами этого мира, — не важно в такой степени идея игуд[42];

Однако, в отношении тех, кто уже вышел чтобы заниматься делами этого мира, — то для того, чтобы не было у них «маленькой трещины», они должны быть связаны вместе в игуд.

И поэтому основали объединение «Агудас хасидей Хабад», что особая цель в этом, чтобы использовать силы молодых в работе распространения источников наружу, учения хасидизма, его путей и обычаев — кроме укрепления еврейства вообще — что это приведет к добавлению силы и прочности также в их личных делах, вещи, которые внутри.

После этого, посредством гисойрерус[43], основали также игуд учеников Тмимим (кроме «Цеирей Агудас Хабад») ешив Томхей Тмимим в Амерке, для учеников, которые уже начали заниматься делами этого мира. и особая цель объединения — чтобы ученики Томхей Тмимим поддерживали друг друга во всех местах, где бы они ни находились, в поведении, подобающем для учеников тмимим, что это кроме поведения хасидим в общем.

И понятно, что это объединение не будет мешать объединению «Цеирей Агудас Хабад».

И поэтому, все, кто имеет отношение к типу членов объединения, пусть присоединятся к игуду, и когда все будут вместе, это будет дело прочное и устойчивое.

Коф

Вещь, которая существует уже тридцать дней, это уже «хазоко[44]«, и постоянная вещь. И в особенности, что уже начался новый год существования игуда, то безусловно, что дают Свыше дополнительные новые силы. И поэтому следует начать делать подобающие реальные действия.

И порядок должен быть по принципу «лейв хохом лиминой[45]«: не смотреть на огромную работу (ди ризике арбет), которую еще нужно сделать, что тогда пугаются этого, но смотреть «лиминой», на работу, которая уже сделана, что это дает силы у учит на продолжение работы, как сказано «прошлое учит настоящее и указывает путь будущего».

Нечего бояться работы, которая должна быть сделана, ибо «эйн аКодойш Борух Гу бо бетирунио им брийойсов[46]«, и безусловно, он дает силы. И в особенности в соответствии с тем, что рассказывает Мителер Ребе, что «в заслугу этого мсирус нефеш[47] (Алтер Ребе) за учение хасидизма, постановили в бейс дин шел маало, что во всяком вопросе Торы, йирас шомаим[48] и мидойс тойвойс[49], будет победа у мекушорим и идущих по его путям» — несомненно, что будут иметь успех во всех делах.

И с условием, что не будут примешиваться никакие аспекты йешус[50] и пнийойс[51], что эти вещи не должны быть в гвул Исроэл[52] вообще, и в особенности, в соответствии с воспитанием тмимим. И тогда будут иметь успех, и это будет с радостью, и с большим успехом.



[1] «Вы стоите все» (Ницовим 29, 9)

[2] «главы ваших колен» (там же)

[3] «рубящий дрова твои и черпающий воду твою» (там же)

[4] единство

[5] «Благослови нас, отец наш, всех нас как один в свете лица твоего»

[6] «Часть Вс-вышнего – народ его»

[7] «подступ»

[8] «все грехи покрывает любовь» (Мишлей 10, 12)

[9] «Люби ближнего своего как себя самого» (Кдойшим 19, 18)

[10] «тьма двойная и удвоенная»

[11] И прийдут пропавшие в земле Ассирийской и отверженные в земле Египетской (Йешая 27, 13

[12] «границы и ограничения»

[13] «Страна, как ваша страна» (Млахим Бет 18, 32)

[14] декреты

[15] препятствия

[16] изгнание

[17] «в счастье моем»

[18] удовольствие

[19] широта, простор

[20] «Святая гора»

[21] «цельность страх»

[22] «начало служения и его основа и корень» (Тания, гл. 41)

[23] постановление

[24] принятие ига

[25] «ошибся в словах Мишны – возвращается»

[26] человеческий разум

[27] «Земля, что глаза Вс-вышнего, Б-га твоего на ней от начала года до конца года»

[28] «сила моя и мощь руки моей сделали мне это»

[29] «Я и нет кроме меня никого»

[30] «Б-г богов»

[31] «Я не знаю Вс-вышнего» (Шмойс 5, 2)

[32] «отверженные»

[33] «пропавшие»

[34] не дай Б-г

[35] разделить

[36] тщательное исполнение заповедей

[37] дурное начало

[38] хозяин

[39] «Человек не видит долг для самого себя»

[40] «Из уст младенцев» (Тегилим 8, 3)

[41] ученики хедеров

[42] объединение

[43] пробуждение

[44] твердо установленная вещь

[45] «сердце мудрого к правой стороне» (Когелет 10, 2)

[46] Вс-вышний не требует от человека невозможного

[47] самопожертвование

[48] страх перед Небом

[49] добрые моральные качества

[50] самоощущение

[51] посторонние интересы

[52] граница Израиля