Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа 3

Тес

Приказал петь, и сказал маамар Гавайе ли беойзрай — отредактирован Адмур Шлита

***

Основа этого маамара — Гавайе ли беойзрай[1] — часть из этого маамара есть в маамаре Алтер Ребе, начинающемся словами «Гавайе ли беойзрай», который напечатан в Ликутей Тойро, и после этого есть маамар Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур баал симхо[2], который он сказал в первый йуд бейс тамуз, начинающийся словами Гавайе ли беойзрай, как он был отпечатан после этого в контросе.

И объясняет в маамаре, что «хотя вся ненависть Довида была только к ненавистникам Вс-вышнего, и как сказано, галой месанехо Гавайе эсно[3], тем не менее, ведь написано, йитаму хатоим мин гоорец[4], и сказали Разал, хатоим[5] сказано, а не хойтим, и т.е., что грешники сделают тшуву.

И как говорилось выше, что поэтому мы видели в работе наших несиим[6], и в особенности у баал симхо, что они занимались даже с теми, что есть место сказать, что они включаются в вышеупомянутую категорию.

И как известна история что Баал Шем Тов плакал по поводу Шабсая Цви, говоря, что все время, что есть орган тела, у которого есть какая то связь, даже если это едва держится, тогда есть у него надежда, но не после того, как он оторван от своего корня — и ведь речь идет о таком, который находился в положении и ситуации, что ниже нее невозможно быть!

Йуд алеф

Однако, понятно также, что в этом вопросе требуется особая и большая осторожность, чтобы не ошибиться, в чем заключается работа.

И подобно тому, как говорится про более возвышенную категорию, что нужно «приближать их к Торе», но не приближать Тору к ним. И подобно этому также в более низкой категории — в отношении занятия с теми, про которых сказано «галой месанехо Гашем эсно», и тем не менее — нужно молиться, чтобы «йитаму хатоим велой ойтим».

И как мы находим в книгах каббалы в отношении «нфилас апаим[7]«, что это есть идея мсирус нефеш[8], ибо, во время нфилас апаим должна быть идея очищения искр и их подъема, и, поскольку для этого нужно опуститься в место, где находятся эти искры, и поднять их оттуда. то это есть аспект опасности, и поэтому на это требуется мсирус нефеш.

Йуд бейс

И совет на это — посредством гискашрус[9] к несией Исроэл, и идти по пути, который они проложили, «дерех а-мелех», что это есть самая широкая дорога (подобно тому, что говорится в Геморо, что учат из того, что сказано «тохин лехо а-дерех», «дерех а-дерех», что это «тридцать два локтя»), и тогда нет места для опасения и страха, поскольку идут по его дорогам и путям, которые он указал нам.

И как видно также воочию, что когда человек должен опуститься в глубокую яму, для того, чтобы вынуть и поднять оттуда жемчужины и другие добрые вещи, которые находятся в глубине земли, то сначала он привязывает себя крепко к столбу и подобно этому, который находится наверху над ямой.

Невозможно полагаться на себя и опускаться в яму без того, чтобы быть привязанным сверху, поскольку это большая и сильная опасность. И это кол шекен и кал вехоймер, даже когда нужно подняться на «гар Гавайе» с равнины, есть в этом несколько препятствий и задержек. И тем более и тем более, когда нужно подняться из самой глубокой ямы, то не каждый разум способен выдержать это. И поэтому совет на это – привязать себя крепкой связью наверху.

И как известно выражение, которое Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур повторял несколько раз: «когда привязаны сверху, то не падают внизу».

Когда находятся наверху – это не удивительно, и для этого нет необходимости в аспекте гискашрус; хидуш – что даже когда находятся внизу, то если только привязаны как нужно к верху, тогда находятся наверху, со стороны связи, которая связывает и соединяет его с верхом.

И тем более и тем более от того, что мы находим в мере наказания, что нечистый, который вошел целиком в воды миквы, кроме одного волоса, который он не хочет связать с водой, и он (этот волос) не находится в воде, — то все его тело нечисто. И велика мера добра чем мера наказания, — когда он связывается определенной частью своей души с верхом, с аспектом света, то это держит его, чтобы он смог исполнить свой шлихус в «глубокой яме», если только эта связь достаточно сильна и прочна.

Йуд гимел

И это то, что мы видели в деятельности несиим, что были такие действия, которые в прошлом в Любавичах даже не обсуждались («ло гойу гойрсим ойсом клал»), но, со стороны необходимости момента, должны были заниматься также этими делами, для того, чтобы спасти искры, находящиеся внизу.

И одна из таких вещей — что на определенном этапе, не вели войну против идеи преподавания светских предметов (в определенном возрасте) в учреждении, где преподают лимудей койдеш[10], несмотря на то, что в прошлом это было совершено неприемлемо. Но, сначала вкладывали в детей дополнительные силы и дополнительное раскрытие в вещах, которые противоположны лимудей хол[11], — моойр[12] в Торе, которое приводит к любви и страху перед Вс-вышим, и тогда, не веди войну против гзейро[13] лимудей хол, из за необходимости спасти эти искры.

Однако, нужно помнить, что такое поведение и подобное этому, это только в качестве гойроас шоо[14], из за положения, в том месте и в том человеке, о не в качестве постоянного порядка.

Йуд далет

И можно привести пример на это — из порядка в бейс хойлим[15] или бейс гавроо[16]:

И сначала нужно привести слова Геморо, что запрещено талмид хохому[17] жить в городе, где нет врача. И т.е., что по закону Торы, также как в городе должен быть мойрэ гойроо[18], шойхет и дайон[19] и т.д. подобно этому также должен быть врач, который лечит больных.

И поэтому, среди цдоки, которую сыновьям Израиля заповедано давать, включается также, чтобы давать цдоко на больницы. (Ребе прервался и сказа:) пусть все сыны Израиля будут здоровы, но если — не про нас и не сейчас (нит ойф кейн идн гедахт) — кому то потребуется бейс хойлим, или бейс гавроо, то это должно быть уже подготовлено.

И поэтому, в санатории, тем более, в больнице, есть особые порядки: в санатории — не заставляют заниматься тяжелой работой, много отдыхают, кушают пять раз в день и т.д. А в больнице — люди ходят в белых халатах, не дают больным пищу, которую кушают здоровые люди, но — лекарства, что, если дать их слишком много, то это не только не принесет пользу, но, наоборот, это приносит вред, и подобно этому там выполняют вещи, связанные с причинением боли и страданий и т.д.

Однако, это все после того, как есть болезнь в мире, и тогда нужно довор амецаер[20], нужен определенный «порядок», который противоположен обычному порядку, для того, чтобы спасти, по крайней мере, то, что возможно спасти;

Но, если возьмут здорового человека и положат его в больницу, и будут себя вести с ним по порядку, установленному в больнице, отдыхать и не делать ничего, и принимать лекарства — то не только, что в этом нет никакой пользы для здорового человека, но наоборот, через это его сделают больным, и кто знает, каким больным — в котором нет опасности для жизни, или еще хуже!

И поэтому: здоровый человек, который находится за стенами больницы и за стенами санатория, если он только здоров, и у него с головой все в порядке, — нет необходимости предупреждать его, чтобы он не ложился в больницы или в санаторий; но когда речь идет о человеке, который по какой либо причине должен был в прошлом находиться в больнице или в санатории, и уже попробовал вкус отсутствия работы и отсутствия каболас ол[21], кушать лекарства, и все остальные вещи, которые установлены в порядке, который противоположен порядку, — то он нуждается в особой осторожности, и особых указаниях, для того, чтобы он не захотел вернуться туда, и сделать себя (или притворяться) больным хас вешолом[22], хотя он уже здоров.

И еще следует обратить внимание — в отношении врачей, которые находятся в бейс хойлим или бейс гавроо:

Несмотря на то, что на несколько часов в день они возвращаются домой, но, со стороны того, что они привыкли в порядкам в больнице или в санатории, то, кроме того, что нужна особая осторожность, чтобы не заразиться болезнями, которые есть в больнице, несмотря на то, что они уже на стадии излечения, они нуждаются также в особой осторожности, чтобы они не привыкли думать, (нит айнрейдн зих), что порядок, который они соблюдают в больнице или в санатории, это порядок, который подобает также для здоровых людей, которые хотят по улице на своих ногах.

Врач должен помнить, что несмотря на то, что находясь в больнице, он занимается спасением жизни людей, что во всем мире нет выше этого, и вплоть до того, что это отталкивает всю Тору, — но, если он начнет себя вести таким образом с здоровым человеком, то это не только не спасение жизни, но наоборот, это есть аспект хойвел баахейрим[23], который наказывается небесами и наказывается людьми.

И это есть также поведение дня субботы, что тогда весь мир находится в своей полноте и в своем совершенстве, как сказано, «вайар Элойким эс кол ашер осо вегиней тойв меойд[24]«, «вайхулу гашомаим вегоорец вехол цвоом[25]«, — что нужно кушать только здоровую пищу, и нет места для лекарств, и т.е., поскольку сам день субботы — это излечение для мира, и как известно выражение, «шабос ги милизойк урфуо кройво ловой», и поскольку сама суббота приносит излечение, тогда все аспекты лекарств, не только не приносят излечения, но наоборот, они приносят вред.

Тес вов

И подобно этому в нашем вопросе:

Когда вводят определенные обычаи в воспитательных учреждениях, которые были созданы, для того, чтобы ввести тех, кто в аспекте «хойлэ[26]» в одной из 248 мицвойс асе, которые соответствуют 248 органам человека, или в одной из 365 заповедей не делай, которые соответствуют одной из 365 жил человека,

что поэтому по закону Торы есть необходимость в таком мойсаде[27], и должны делать все вещи, для того, чтобы развивать и укреплять этот мойсад, в котором спасают души Израиля, каждый из которых это целый мир, —

нужно объяснить и подчеркнуть учителям, родителям и также детям, чтобы они знали, что это порядок «бейс хойлим», или «бейс гавроо», из за необходимости в этом из за современного положения, поскольку по другому нельзя его вылечить во всех 248 заповедях делай и 365 заповедях не делай, и когда «больной» выздоровеет, с Б-жьей помощью, тогда выгонят его из «бейс хойлим», и он больше не будет «мейухас[28]«, и начтет вести себя в течение всего дня, как ведут себя здоровые люди.

поэтому, когда учитель или врач говорит перед здоровыми людьми, — он не должен прославлять перед ними достоинства лекарств, им необходимо сказать, чтобы они убегали от этого как можно дальше, и кушать и пить только то, что едят и пьют здоровые люди. И то, что они увидят, что через час он даст кому-то лечебные средства — это потому, что этот человек не здоров (не про нас и не про вас будь сказано), в одном из аспектов Торы и заповедей.

Но если учитель будет говорить перед здоровыми людьми и скажет: «тааму у ръу[29]» достоинства лекарственных средств, которые спасли такого то от такой то болезни ,и другого от другой болезни, и само собой, вы должны бросить то, что едят здоровые люди, и заменить его на лекарства — то несмотря на то, что история о спасении посредством лекарств весь он истина, тем не менее, вывод из этого он в аспекте «хахомим hеймо легореа[30]«, поскольку посредством этого приводят к тому, что здоровый человек — если он только послушает совет вести себя так, — становится больным рахамоно лицлан.

И сам собой понятно, что когда готовят план, как воспитывать детей, или как воспитывать себя самого, то этот план должен быть подходящим для здоровых людей.

И пример на это: подобно тому, как никто не планирует построить свою жизнь таким образом, что поскольку следует опасаться, что может быть, он заболеет рахамоно лицлан, то он должен принимать лекарства уже сейчас, чтобы справиться с болезнью, но наоборот, он укрепляет себя посредством здоровой пищи, что тогда будет лечение, как говорится в Торе, «кол амахало ашер самти бемицраим лой осим олехо[31]«, изначально, «ки ани Гавайе ройфехо[32]«, т.е, что его лечение таким образом, что человек здоров изначально, и не имеет никакого отношения в идее болезни, и само собой, нет у него никакого отношения совершенно к идее лечения.

И как весь этот пример в болезнях тела — так же это в «болезнях душ», как говорит Рамбам, и подобно тому, как при болезни тела нужно идти к врачам, подобно этому хойлей нефошос[33] пусть пойдут к мудрецам, которые лечат души, и эти мудрецы должны научить их и объяснять им, какой порядок должен быть во время болезни, и какой порядок должен быть для здорового человека.

И как говорилось, это уточнение помогает (не только тем, кто спрашивает его совета, но) также ему самому, — чтобы он не ошибся, от того, что он привык к такому поведению (подобно тому, как овар вешоно[34]…) подумать, что это порядок поведения для обычного порядка жизни, что нужно расти на лекарствах, в то время, когда сами по себе это вещи вредные, сам амовес[35], но иногда нет выбора, и нужно взять их самое маленькое количество, для того, чтобы вылечить какую то болезнь.

Тес заин

И если нужно было предупреждать об этом, когда сыны Израиля находились нужде и притеснении, когда они подвергались испытанию бедностью,

то тем более и тем более, когда Вс-вышний помог, и вывели их из теснин к простору, когда «иш гайошор беэйнов йаасе[36]«, так, что материальному глазу не видно различия между Израилем и народами, поскольку ему разрешают идти, куда он хочет, и со стороны внешних условий он может делать все, что он хочет, — тогда есть необходимость в дополнительном разделении и предупреждении, что также когда находятся в мерхов[37], чтобы не ошиблись, и смогли различить, что определенное поведение — это в аспекте лекарства для больного,

И поэтому, когда у него есть здоровый сын, и также он сам здоров, — то нужно кушать здоровую пищу, «леху лахаму белахми ушсу бейейн масехоси[38]«, что указывает на аспекты Торы и заповедей.

и таким образом — он воспитывает себя и также выращивает поколение сыновей для Торы и заповедей.

Йуд заин

И идея этих вещей:

перед тем, как мы приходим к геуло, после которой нет изгнания, мы должны привести очищение и подъем во всех искрах, которые находятся в изгнании, [и как говорилось выше (в маамаре) в объяснении причины, почему Довид был наказан за то, что сказал «змиройс гойу ли хукехо[39]«, — что наказание было за то, что он оттолкнул искры, вместо того, чтобы очистить их и поднять их]. и даже искра, которая находится в самом низком месте, нужно стараться спасти ее, подобно тому, как разбирают груду камней даже в Йом Кипурим, который приходится на субботу, даже из сомнения и сфейк сфейко[40].

И это есть причина того, что есть ситуации, когда облегчают и идут на компромисс в определенных вопросах — поскольку это единственный путь чтобы спасти то, что находится в самом низком месте, в ситуации опасности; и поэтому нет здесь противоречия с тем, что в обычной ситуации воюют с самой большой силой, за совершенство в каждой и каждой детали, для того, чтобы не было возможности, даже из сомнения и сфейк сфейко, для духовной опасности, ибо опасность строже, чем запрет.

И когда выводят все искры, «кимей цейсхо меэрец мицраим[41]«, что сделали его «как мецудо, в которой нет зерна» и «как мецуло, в которой нет рыбы» — тогда притягивают и приводят истинное избавление, посредством Мошиаха цидкейну, который поведет нас в скором будущем действительно, вместе со всем Израилем, гордо, в нашу святую землю.

[1] «Вс-вышний мне в помощь» (Тегилим 118, 7)

[2] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, день освобождения которого отмечается 12 тамуза

[3] «Ведь ненавидящих Тебя, Г-споди, ненавижу я» (Тегилим 139, 21)

[4] «Да исчезнут грешники с земли» (Тегилим 104, 35)

[5] «хатоим» (с изменением огласовки) можно перевести как «грехи», отсюда объяснение Разал, «пусть исчезнут грехи, а не грешники» (прим. переводчика)

[6] руководителей Хабада

[7] молитва «Таханун»

[8] самопожертвование

[9] связь

[10] религиозные предметы

[11] светские предметы

[12] источник света

[13] декрет, указ

[14] временное указание

[15] больница

[16] санаторий

[17] мудрец Торы

[18] Учитель Торы, устанавливающий практическую галаху

[19] судья (раввинского суда)

[20] огорчающие вещи

[21] принятие ига Небес

[22] не дай Б-г

[23] наносящий увечье другому

[24] «И увидел Вс-вышний все, что он сделал, и вот – очень хорошо» (Берейшис 1, 31)

[25] «И завершены были небеса и земля и все их воинства» (Берейшис 2, 1)

[26] «больной»

[27] (воспитательное) учреждение

[28] букв. «важного происхождения»

[29] «Вкусите и увидите» (Тегилим 34, 9)

[30] «умны они делать зло» (Йирмийа 4, 22)

[31] «все болезни, которые Я навел на Мицраим, не наведу на тебя» (Бешалах 15, 26)

[32] «Ибо Я, Вс-вышний, целитель твой» (Бешалах 15, 26)

[33] болеющие болезнями души (т.е. не соблюдающие заповеди Торы)

[34] нарушил и повторил нарушение (начинает думать, что это разрешено)

[35] смертельный яд

[36] «Каждый делает, то, что считает правильным в своих глазах» (Шойфтим 17, 6)

[37] простор

[38] «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Мишлей 9, 5

[39] «Песнями были мне законы Твои» (Тегилим 119, 54)

[40] тень сомнения

[41] «Как в дни исхода твоего из земли Египетской» (Миха 7, 15)