Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ахаройн шел Песах 5714

Ахаройн шел Пейсах 5714

6

Сказано: «не скрыта она от тебя, и не далека она». И т.е., что на первый взгляд, есть возможность подумать, что то, требует Тора, и, в особенности, учение хасидизма, это «сокрыто то тебя».

И в отношении нашего вопроса:

Когда говорится по поводу «выше и выше до бесконечности» (как говорилось в маамаре) – человек может подумать про себя: поскольку он знает, что он находится в положении «ниже и ниже до беспредельности», как можно от него требовать аспекты «выше» вообще, и более того – «до бесконечности»?!

И на это сказано «не скрыта она от тебя, и не далека она»: поскольку Вс-вышний требует этого – безусловно, что есть силы на это, «Вс-вышний не требует от своих творений невозможного», и «я не прошу, но только то, что в их силах», по силам каждого и каждого.

7

И сила на это – из исхода из Египта, что это дает силы выйти из всех границ и ограничений.

И поэтому первый дибур во время дарования Торы – это «Я Вс-вышний Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраим», как Вс-вышний говорит каждому и каждому из Израиля (ибо все души Израиля находились во время Дарования Торы), в единственном числе и обращаясь к каждому лично – что посредством этого дана сила каждому и каждому выйти из всех границ и ограничений, и делать так, как велит Тора («не сокрыта она»).

И более подробно:

Находясь в Египте – сыны Израиля находились в самом тяжелом изгнании, как в материальном, так и в духовном смысле.

В материальности – они должны были выполнять «разрушительную работу», и невозможно было никоим образом спастись оттуда, даже одному рабу, и тем более – шестисот тысячам человек.

И в духовности – они были на самой низкой ступени, погружены в 49 врат нечистоты, ибо это есть самая низкая ступень (ибо к 50 вратам еврей не имеет никакого отношения), и также мы находим, что если бы избавление задержалось бы даже немного, хас вешолом, то положение было бы уже непоправимо, поскольку они бы уже коснулись 50-х врат.

И несмотря на величие и тяжесть изгнания, как в материальности, так и в духовности – избавление произошло «в тот же самый день», когда в ясный день и на глазах у всех вышли из Мицраим шестьсот тысяч сынов Израиля, не считая женщин и детей, и во время исхода из Мицраим удостоились раскрытия Б-жественности более высокого, чем во время Дарования Торы, и также в материальности – сами египтяне одолжили сынам Израиля «серебряные и золотые сосуды и платья… и опустошили Египет».

И подобно тому, как во время исхода из Мицраим это был выход из «мейцар» – стесненности как в материальном также и в духовном смысле, и подъем на самую высокую ступень духовности – подобно этому это также сейчас.

Ибо «в каждом поколении и каждый день человек должен видеть себя, как будто бы он вышел сегодня из Египта», и поскольку исход из Египта продолжается постоянно, каждый и каждый день, и это то, что сказано, «как в дни твоего исхода из Мицраим явлю ему чудеса», «как в дни» (и не «как в день») – во множественном числе, ибо это указывает на исход из Мицраим каждый и каждый день –

Что исход из Мицраим дает силы выйти из всех преград и ограничений, из «глубин бездны» подняться «глубину высоты», и даже когда находятся «ниже и ниже – до беспредельности» – возможно выйти оттуда и подняться «выше и выше до бесконечности».

Хес

И более того:

Не только, что посредством того, что Вс-вышний сказал каждому и каждому из Израиля «Я – Вс-вышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраим», он может выйти и подняться с самого из противоположности в противоположность, из «глубин бездны» к «глубинам высоты», что это все еще таким образом, что есть два отдельных состояния, «глубина бездны» и «глубина высоты», и тем не менее, он способен выйти из «глубин бездны» к «глубинам высоты» – но более того, что «глубина высоты» сама находится также в «глубине бездны».

Т.е.: это не таким образом, что нужно сначала выйти из своего положения и состояния, и подняться к более высокому миру (хотя даже если бы это было бы таким образом – у него есть сила на это, как говорилось выше), но в действительности, в самой «глубине бездны», в которой он находится, там есть также «глубина высоты», и он должен всего лишь раскрыть то, что уже есть у него.

И доказательство этого – в общем – из того, что в Б-жественности нет ограничений пространства, ибо Б-жественность бесконечна, само собой, Он находится повсюду. Но, кроме того, есть дополнительное доказательство из Моше рабейну:…

16

[Ребе начал петь «эсн эст зих», и много плакал во время нигуна, и в середине нигуна он прервался и сказал:]

— Но, после этого приходит «умненький[1]«, и говорит:

На самом деле, молитва – как нужно, «эс давнт зих» («молится»), а что касается еды – «эст зих нит» («не естся»). И только для того, чтобы служение не было «хлебом стыда», Вс-вышний сделал так, чтобы это выглядело со стороны тела и животной души, что «есть – естся», а «молиться – не молится», но это всего лишь видимость, а в действительности это не так. И в этом состоит все намерение – чтобы со стороны тела и животной души действительно это выглядело так (что «есть – есться»), и тем не менее – он преодолел бы это.

И поэтому:

То, что он говорит, что со стороны души «молиться – молится» – это правда так, ибо это несомненно, так на самом деле, что со стороны души, как она сама по себе – он не имеет никакого отношения к делам материальности, и желает только Б-жественности; то, что он говорит, что все это (что «кушать кушается…») это только видимость – также это правда; и также то, что именно посредством этой «видимости» исполняется Высшее намерение – это снова правда.

И несмотря на это – это совершенно не уменьшает плач, который он должен плакать, и не быть довольным своим положением, ибо все вышесказанное не уменьшает его низости, ибо: все вышесказанное – это счет, как это со стороны души, которая всегда «хранит верность Ему», и поэтому со стороны души это только видимость, и именно посредством этого исполняется намерение; но к нему самому – это не имеет отношения, ибо что с того, что это «видимость», когда он сам находится внутри этой «видимости»! Для него это — действительность – «кушать – кушается, спать – спится», а «молиться – не молится»!

Когда заходит речь о еде, или о других материальных делах, ему не требуется размышления или специальных усилий для этого, и это делается само собой. А когда заходит речь о молитве – то ему требуется размышление, и ему требуется делать несколько и несколько подготовок и усилий, пока он пробудится и т.д.

Ну и что же с того? – Ведь это же всего лишь «видимость»? – Но он сам находится внутри этой «видимости», и для него это – реальность!

И кроме того:

Эта идея («кушать кушается») – это не только со стороны его врожденных свойств и со стороны самой сути опускания души внутрь тела (что действительно, таково намерение, что хотя ему не хочется молиться, тем не менее, он должен преодолеть это), но также – со стороны его собственных дел – со стороны того, что он согрешил и повредил и перешел путь, и отделился от Б-жественности. И т.е., что в том месте (ступени), где он повредил и отделился от Б-жественности, там ему не хочется и т.д.!

И на это говорят [и Ребе продолжил петь нигун] – «эсн эст зих…»

***

20

Мой учитель и тесть, Ребе, сказал от имени Баал Шем Това, что каждая вещь, которую еврей видит или слышит, это бегашгаха пратит, и есть в ней указание в служении Вс-вышнему.

Это относится также к вещам, которые видят или слышат случайно,

— в действительности, нет такой вещи, которая бы произошла «случайно», ибо все – бегашгаха пратит, даже листок, который перевернулся с одной стороны на другую, ит тем более и тем более – такая вещь, которая касается еврея, которую еврей видел или слышал, и т.д. – несомненно, что это не «случайно»; но имеется в виду, что это так даже в отношении вещи, которую видят или слышат о ней один только раз, а не постоянно, так, что это выглядит, как «случайность» –

И тем более и тем более – такая вещь, которая не есть что-то одноразовое, а дело, которым он занимался – это несомненно, бегашгаха пратит, что Свыше привели его заниматься этим делом, чтобы он выучил из него указание в служении.

21

Например, указание, которое следует выучить тому, кто занимается сборкой и разборкой машин:

Когда «инженер» строит машину, он собирает ее из огромного множества деталей. И из них – есть такие детали, которые составляют основу машину, есть второстепенные детали, и вплоть до того, что есть такие части, которые для постороннего взгляда кажутся совершенно излишними. Однако, «инженер», который построил эту машину – знает совершенно точно, для какой цели создана каждая часть, и каким образом даже самый маленький винтик, важен для того, чтобы машина работала как нужно.

И если прийдет человек и скажет: для чего мне думать о намерении «инженера», построившего машину? Я сделаю так, как мне кажется правильным, и поскольку мне видится, что эти мелкие части совершенно бесполезны, и совершенно не затрагивают работу машины, которая прекрасно может продолжаться без такого-то винтика, и с другой стороны, я могу добавить еще винтик – то само собой понятно, что его утверждение совершенно бессмысленно, и если он, действительно, не будет считаться с мнением «инженера», и сделает так, как ему кажется правильно – машина не будет работать как положено. Но что же? В его глазах выглядит, что тот маленький винтик совершенно не важен? — это потому, что он вообще ничего не понимает в действии механизма машины.

И как весь этот пример – в отношении творения мира и исполнения заповедей:

Также как эта «машина», все части которой важны для того, чтобы она работала как положено – так это и в общей идее исполнения заповедей, что связь со Вс-вышним достигается только посредством исполнения 613 заповедей Торы и семи установлений мудрецов.

И когда человек нарушает «не уменьшай» или «не добавляй» – то даже если в его глазах это кажется «мелочью» – но в действительности – это не только, что у него будет не хватать одной этой детали, но это затрагивает всю его связь со Вс-вышним, достигающуюся посредством исполнения заповедей, и как говорилось выше в примере, что даже если не хватает одного маленького винтика – то машина не будет работать как положено.

И подобно этому, когда Вс-вышний приводит человека заниматься каким то делом, а другого человека – заниматься другим делом – что все это бегашгаха пратит, и затрагивает общее намерение Творения.

22

Это указание относится также, когда еврей приходит в какой-то город, и от него требуют, чтобы он работал в нем (имеется в виду распространение еврейства – прим. переводчика):

На первый взгляд, он может сказать: до того, как я пришел в это место, город уже существовал много лет, и нельзя сказать, чтобы там не хватало моей работы. Я сейчас, когда я приехал сюда – от меня требуют, что я должен сделать что-то здесь?

И ответ на это – что подобно тому, как нужно считаться с планом «инженера», который строит машину (а иначе это повредит всей машине), подобно этому – и тем более – что нужно считаться с тем, что установлено Вс-вышним, что в этом есть точный порядок.

И в нашем вопросе – что до сих пор, до того, как он пришел в этот город – он, действительно, не должен был быть там, и т.е., что ни само место не нуждалось в нем, и ни он сам, со стороны его дел, не должен был работать в этом месте; но сейчас, когда Вс-вышний создал обстоятельства, приведшие его в этот город – это указание на то, что сейчас это место нуждается в его работе, и также он, для того, чтобы исполнить свою миссию в этом мире – должен действовать в этом городе.

И так это в отношении каждой вещи, которую еврей встречает, и также в отношении другого еврея, которого он встречает – что это есть указание Свыше, ибо когда он занимается каким-то делом – он должен делать это, это дело нуждается в нем, и он нуждается в этом деле.

***

24

В маце, «лехем они», «хлебе бедности», есть две противоположности: а) «лахмо аньо» («нищий», сказано), б) «шеойнин олов дворим hарбе» («что говорят на него много слов»), чтоо это есть идея богатства.

И смысл этого в служении Вс-вышнему – что есть необходимость в двух вещах:

С одной стороны, должно быть «לחמא עניא דאכלו אבהתנא בארעא דמצרים», т.е., что человек должен очень хорошо осознавать, в каком положении и состоянии он находится, что «согрешил и повредил» и т.д. – и от этого ему следует быть в большой горечи.

Но с другой стороны – он не должен падать в собственных глазах, впадать в отчаяние, и прекращать работать, но – ему следует укрепиться в своем служении, и не беспокоиться совершенно от своего состояния. И как говорилось выше (п. 8), что даже когда находятся «ниже и ниже до беспредельности», можно связаться с «выше и выше до бесконечности».

— Считаться со своим состоянием может быть только таким образом, чтобы использовать благо, которое есть в этом.

И это есть, что «говорят на него много слов» это в том же предмете, что и «хлеб бедности» – чтобы научить, что из самой идеи «хлеба бедности» нужно взять благо, которое есть в этом,

И т.е., что размышление о собственном положении и состоянии должно привести к усилению в служении, и как объясняется в нескольких местах, что именно через ощущение горечи, приходящая после этого радость становится сильнее.

И пример на это – из идеи лука, что чем сильнее натягивают тетиву – ниже и ниже – тем выше полетит стрела и тем дальше она полетит. И следовательно, из опускания вниз добавилась из этого сила «стрелять» на более далекое расстояние.

И подобно этому, когда человек идет, и в особенности – когда он прыгает – что когда хотят прыгнуть дальше – нужно сначала отойти назад, и чем дальше он отойдет назад – тем дальше он сможет прыгнуть.

И то же самое – в служении, что когда он делает «хешбон», в каком положении и состоянии он находится, и это приводит его к большой горечи – то сама эта горечь от собственного положения и состояния, должна привести его к пробуждению и добавить сил, и посредством этого он «перепрыгнет», «выпрыгнет», из своего положения и состояния, когда он находится «ниже и ниже до беспредельности», и свяжется с «выше и выше до бесконечности».



[1] Дурное начало