Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суббота Микец-Ханука 5713

בס»ד

Тойрас Менахем Т. 7

Стр. 254

Суббота Микец-Ханука 5713

Йуд алеф

И об этом – что должно быть притяжение и раскрытие Б-жественности именно внизу – продолжает в маамаре:

И это то, что сказано, «стала слеза моя хлебом мне днем и ночью, когда говорят мне весь день: где же Б-г твой?[1]«, ибо нет никакого раскрытия света Сущности внизу.

Ибо, хотя есть иногда какое-то пробуждение в раскрытии Б-жественности, и как во время молитвы и изучения Торы, но это только временно, а не на весь день. И это то, что говорится «когда говорят мне весь день: где же Б-г твой», т.е., почему же Б-жественность не раскрывается внизу…

Но этот плач, ибо горько ему из-за великого сокрытия света Сущности, то, что она не может прийти и не может раскрыться внизу, и это все его желание и стремление, именно через это приходит и раскрывается свет Сущности сверху вниз.

И это только посредством Торы, что это то, что сказано «стала мне слеза хлебом днем и ночью», аспект «хлеба» Торы (и на это сказано «идите кушайте хлеба моего»), чтобы соединить день и ночь, меру дня и меру ночи, меру дня, как это в Ацилус, и меру ночи как это приходит в БИА, как известно, и достаточно постигающему.

Йуд бейс

Более подробно:

«Стала мне слеза хлебом днем и ночью»: еврею настолько горько, что слезы заменяют ему хлеб, как известно, что когда человеку горько — он не чувствует голода. И из чего проистекает эта горечь? – На это продолжает в Писании, «когда говорят мне» – настаивают и требуют Свыше: «весь день – где Б-г твой?».

«Б-г твой» – означает – «твоя сила и твоя жизнь». И кто же – «Б-г твой»? – Гавайе – Элойкехо. «Гавайе» – выше времени и пространства, и выше, чем вся система мироздания, и этот аспект – Элойкехо – твоя сила и твоя жизнь. И более того – «Я – Вс-вышний Б-г твой», что «онойхи» – «онойхи ми ше онойхи», о котором невозможно указать никакой буквой и даже верхушкой буквы», он – Элойкехо, твоя сила и твоя жизнь.

И это требуют от него – «весь день – где Б-г твой»?! Это чувство – «Я Вс-вышний Б-г твой» – где оно у тебя в течение всего дня?!

То, что он чувствует «Элойкехо» – Б-жественный свет — во время молитвы и учебы, или во время hисваадус – хасидского застолья – этого не достаточно. Не в этом – цель. Этого можно было бы достичь также с помощью ангелов, или с помощью душ Свыше, когда они находятся под Престолом Славы. Намерение опускания души внутрь тела, это для того, чтобы очистить тело и животную душу (ибо сама по себе душа не нуждается в исправлении совершенно), и поэтому, от него требуют, чтобы в течение «всего дня» – когда он кушает, когда он пьет, когда он занимается бизнесом, и когда он разговаривает с людьми – у него было бы чувство «Элойкехо», как он сам постигал и чувствовал во время молитвы и во время учебы.

Йуд гимел

Однако, практически он ведет себя, что после молитвы он говорит (zogt op – букв. «проговаривает») ежедневный раздел теhилим, ежедневный раздел хумаш, и несколько строчек Тании, и более того – не заметно на нем ничего.

Во время еды – он выбирает себе кусок получше, и если в еде не хватает соли – он добавляет соли, без того, чтобы было заметно на нем след молитвы.

Он, правда, «делает одолжение», благословляет перед едой и после еды, но кроме этого – не видно различия между ним и между тем, кто не хасид, и более того – между ним и между не евреем, леhавдил, «и превосходства человека перед животным нет[2]«, ибо он ведет себя таким образом, что он делает все, что пожелает, как дикое животное, у которого нет хозяина.

И после всего этого – у него есть еще претензии, почему же он не чувствует вкус молитвы, почему его изучение Торы таким образом, что он не постигает истинной истинный смысл hалахи — закона, почему у него есть множество вопросов, на которые нет ответа, и если у него есть ученики – почему у него не получается воздействовать на них.

На это сказано – «глупость человека искривит путь его, и на Вс-вышнего гневается сердце его[3]«: «глупость человека» – что он ведет себя таким образом, что говорят ему «весь день – где Б-г твой?» – «искривит путь его», и после этого есть у него претензии – «на Вс-вышнего гневается сердце его».

Он сам виноват в этом. Это «глупость человеческая» – что он ведет себя в течение всего дня таким образом, что он отсылает Вс-вышнего на самый верх, а он сам остается в самом низу, говоря Вс-вышнему: подожди меня, пока я помолюсь, и тогда… подобное поведение – «глупость человеческая» – «искривит путь его», и потом есть у него еще претензии – «на Вс-вышнего гневается сердце его» – почему у него нет вкуса в молитве и т.д.

И в действительности, также претензии, которые он предъявляет – тоже не настоящие. Он не требует этого по-настоящему. Это не важно ему. Его претензии – только для красного словца.

[Ребе очень много плакал, когда говорил об этом, и вдруг он прервался и сказал:]

Говорится в Гемара по поводу двух людей, которые были «иншей бдухей» – веселые ребята – «веселые сами, и веселили людей», и сказали про них, что «они – сыновья будущего мира», и т.е., что в награду за то, что они веселились и веселили других, дали им этот мир, будущий мир, сущность и суть Эйн Соф барух hу – все хорошее, что только есть.

И Ребе сказал: «зачем же мне тогда пробуждать у вас чувство горечи?! Пойте веселый нигун и будьте веселы».

[После нигун – Ребе продолжил:]

Йуд далет

Эта идея – «весь день где Б-г твой» – относится еще более к тем, кто имеет отношение к Ребе.

И сначала нужно сказать, что среди самих сынов Израиля есть различные ступени, как говорит Писание в гл. Ницовим, «Ваши главы, ваши колена… от вашего дровосека до вашего водочерпия», и, выражаясь языком Хазал: «десять йухсин».

И в отношении нашего вопроса:

Эти евреи, которые удостоились видеть Ребе, учить его маамарим хасидус, или исполнять его установления – у них должно быть в еще большей степени «весь день – где Б-г твой», ибо идея Ребе – что он соединяющий посредник между сынов Израиля и Вс-вышнего, т.е., соединение без всякого перерыва совершенно, и само собой, должно быть их поведение таким образом, что нет перерыва и различия между часом молитвы и изучения Торы и остальными делами дня, ибо в течение всего дня должно ощущаться у них «Элойкехо».

Об этом говорится в словах Рамбама: «подобно тому, как мудрец отличается своей мудростью и своими взглядами… подобно этому должно быть, чтобы он отличался своими делами, своей едой и своим питьем…» Только Рамбам пишет это буквами и стилем открытой Торы, а в стиле хасидизма – это смысл идеи «весь день – где Б-г твой», что чувство «Вс-вышний Б-г твой» должно быть весь день, во всех его делах и во всех его действиях.

Старые хсидим как то раз сидели на фарбренгене, и разговаривали по поводу идеи устранения йеш перед аин. После гисваадус жандарм встретил одного из хсидим, когда он шел по улице, возвращаясь с фарбренгена, и позвал его: «кто идет?» И ответил хасид: «битуль идет». Т.е.: этот хасид был настолько проникнут содержанием гисваадус по поводу подчинения йеш перед аин, что не нашел в себе ничего кроме битуль!

Однако, когда этот аспект не так как нужно, и в течение всего дня отсутствует у него чувство «Элойкехо» – со стороны этого есть горечь и слезы и т.д.

[По этому поводу Ребе упомянул то, что приводится в одном из писем предыдущего Ребе, что когда то было принято собирать слезы и омывать ими лицо, для того, чтобы начал светить «целем Элойким»].

И это есть также то, что сказано «(стала слеза) хлебом мне днем и ночью»: «хлеб» – указывает на Тору, как сказано «идите, вкушайте хлеба моего», и чувство, которое есть во время изучения Торы – должно быть во всех вещах, даже в таких, которые в аспекте «ночи», посредством того, что соединяют их с «днем», что это то, что говорится «днем и ночью», с соединительным вав.

Тес вов

И вот, в объяснении связи и соотношения между «вайдабер… леймойр», которое говорится во время Дарования Торы, и «дабер… веомарто», которое говорится о зажигании Меноры, что в обоих их подчеркивается идея притяжения вниз именно, как говорилось выше, приводится в маамаре:



[1] Тегилим 42, 4

[2] Когелет 3, 19

[3] Мишлей 19, 3