Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд тес кислев 5712

стр. 192

Тес заин

в соответствии с этим понятно, что нет места для вышесказанного утверждения, что «нагаро нагаро уфаштей»:

когда кто то утверждает, что это не его дело решать, что из гдойлей Исроэл больше, но, поскольку он принял на себя в качестве пойсека плони бен плони, который в свое время был против, и постановил гзейро против учения хасидизма, то он должен идти по его пути — нужно знать, что плони бен плони постановил гзейро вместе с ее объяснением, и, поскольку выяснилось, что объяснение было изначально недействительным, тогда также и гзейро изначально недействительна.

И следует сказать, что это также объяснение слов Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в одной из его бесед, что те, кто в свое время не соглашались с путем хасидизма, — сейчас, находясь в арцойс хаим, в мире истины, когда они знают истину как она есть, они сильно раскаиваются в этом, и сильно огорчаются, когда кто либо (в этом мире) упоминает их [не только, если полагается на них, чтобы вести себя таким образом, но даже если только упоминает их] как тех, кто противился учению хасидизма, и они не хотят, чтобы их имя называлось на это — поскольку прояснилось дело, что изначально не было места для противодействия и гзейро а учение хасидизма.

Йуд заин

Вывод из всего вышесказанного:

Уже доказано жизнью — после 150-200 лет существования пути хасидизма — что изучение хасидизма и поведение по путям хасидизма дают дополнительные силы в служении Вс-вышнему, в изучении Торы и исполнении заповедей,

И, более того, поскольку изучение Торы и исполнение заповедей — это отдельные детали в служении Вс-вышниему, и конечное намерение всех отдельных деталей это – говоря словами Мойше рабейну, ясно сказанными в Торе: «И приказал нам Вс-вышний исполнять все эти законы (все заповеди, включая также заповедь изучения Торы) — чтобы бояться Вс-вышнего Б-га нашего» — что это достигается посредством изучения Тойрас га-хасидус.

Все согласны, что учение хасидизма — это часть Торы, и более того, что это — пнимиюс всей Торы, и само собой, те, кто изучают гальо, и не хотят, хас вешолом, изучать сосим в Торе, относятся к ним слова Зоhара, который резко высказывается (а гевадтикер ворт) против тех, кто изучает рассказы в Торе как просто рассказы, без какого либо внутреннего содержания, сокрытого в них, что считают оболочку (повествование) — сутью.

И более того, — как упоминалось выше (п. 11) что в соответствии с словами Зогара, тлас кшорин мискашрон до бэдо, кудшо брих гу веойрайсо веИсроэл, вехулhу дарго ал дарго, сосим вегальо, следовательно, тот, кто разделяет между сосим и гальо в Торе, это подобно тому, как разделять между сосим и гальо в Вс-вышнем, — в соответствии с тем, что объясняется в маамаре Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, который был напечатан к йуд тес кислев — это (в дакус дэдакус) аспект авойдо зоро!..

— На самом деле, еврей не имеет отношения к авойдо зоро, как объясняется в Тании, что некудас hоэмуно она цельна у каждого и каждого из Исроэл, но возможно, что она у него в аспекте шэйно, и не действует свое действие, в отношении поведения в махшово дибур и маасэ (все время пока он не приходит к испытанию в вере), но также тогда она находится полностью, и нужно помочь ему раскрыть ее из сокрытия к раскрытию; но, когда раскрывается точка веры, то это действует также в отношении поведения в махшво дибур и маасэ, — отдать свою душу, чтобы не сделать даже только в действии против веры в Вс-вышнего, даже если уста его и сердце его не равны, но седрце его цельно в вере в Вс-вышнего».

И из этого понятно также в отношении нашего вопроса:

следует объяснить и подчеркнуть, что изначально речь идет здесь об аспекте эмуно, — «Шма Исроэл Гавайе Элойкейну Гавайе эход» — что подобно тому, как сосим и гальо Вс-вышнего это одно целое, также сосим и гальо Исроэ это одно целое, и сосим и гальо в Торе это одно целое, и невозможно разделять между ними, так, что тот, кто хочет гальо, ему нужно также сосим.

И когда подействуют на его в этом вопросе — и что значит «подействовать» — раскрыть в нем точку веры, чтобы она пришла из сокрытия в раскрытие, тогда это найдет свое выражение также в практическом поведении в махшово дибур и маасэ, что начнет идти по пути хасидус, т.е., не только, что он учит тойрас хасидус, но также ведет себя по путям и обычаям хасидизма, включая и в особенности в основном аспекте, который есть цель учения хасидизма, — изменить природу своих мидойс, и становится еврей, как еврей должен быть (эр верт а ид ви а ид дарф зайн).

Йуд хес

По поводу хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад, — мы находим в маамаре Адмур (Рашаб) от йуд тес кислев 5679, «ршимас дворим беойсийос а-махшово»,

В «мафтеах», который составил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур на мааморим 5679 года (также как на все мааморим его отца, которые были расположены у него по порядку, каждый год отдельно в отдельном томе, и в начале каждого тома он составил «мафтеах» на мааморим этого года), он пишет по поводу маамара йуд тес кислев «ршимас дворим беойсийс мамахшово» —

т.е., что это не маамар, который он сказал, но запись, которую он записал для себя (и поэтому это кратко — чуть больше чем полстраницы), и вот его слова:

И вот, раскрытие Баал Шем Това было, чтобы было раскрытие пнимиюс Тойро, и это было раскрытие, которое не в аспекте гислабшус (и известно, что Магид, во время того, как он говорил хасидус, говорил, «слушайте тайны Торы»), и мир был не способен воспринять это, и это было служение возвышенное и высокое очень, но это не ест раскрытие сущности пнимиюс Торы. И это пришло посредством Алтер Ребе в гислабшус в постижении, и от этого было притянуто аспект эцем… до сих пор его слова.

И идея этих слов – что хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад это раскрытие пнимиюс Тойро в гислабшус в постижении, чтобы могли понять человеческим разумом. И хотя одевание в буквы понимания и постижения это опускание на много ступеней вниз, но, посредством опускания вниз именно притягивается аспект эцем, и посредством того исполняется высшее намерение в творении мира – идея, которую Адам ришойн должен был исполнить в своей работе, и не смог это сделать, и это было исполнено во время Дарования Торы, но в Матан Торйо это было в отношении эцем открытой Торы, и подобно этому достигается посредством учения хасидизма Хабад в отношении эцем пнимиюс Тойро.

И это будет более понятно, в соответствии с тем, что объяснялось выше, что ниглэ в Торе и пнимиюс Торы — это единое целое, и сам собой, так же, как в ниглэ в Торе происходит притяжение эцем посредством одевания в нижний мир, также и в пнимиюс Торы происходит притяжение эцем посредством гислабшус внизу.

Йуд тес

И следует добавить, что в пнимиюс Торы подчеркивается еще больше идея притяжения эцем, которое происходит посредством гислабшус внизу именно:

Объясняется в друшей хасидус, в объяснении слов Мидраша, «этот мир — эйрусин были, как сказано ‘веэрастих ли леойлом’, но в дни Мошиаха будут нисуин, как сказано, ‘ки бойалаих ойсаих’, т.е., что во время Дарования Торы было достигнута связь сынов Израиля с Вс-вышним только способом эйрусин, а в дни Мошиаха будет также совершенство в нисуин. И это также то, что сказано, «веhойо байойм hаhу… тикреи иши велой сикреи ойд баали», ибо «баали» — это язык господства и страха, «как невеста в доме отца своего», «что все еще арусо она и нет у него в ней ишус, и только в будущем «тикреи иши», «язык ишус и нисуин», «как невеста в доме тестя ее, что уже замужем». И причина этого — поскольку во время Матан Тойро (и до сих пор, «ойлом газэ»), было раскрыто в основном нигле в Торе, а в дни Мошиаха будет основа и совершенство раскрытия пнимиюс Торы.

И идея в этом:

Различие между эйрусин и нисуин, это, что посредством ‘йрусин (кидушин) «осар ло акуло олмо кеhекдеш», но все еще нет здесь гамшохо бипнимиюс, но только в качестве макиф, и именно посредством нисуин (йихуд) происходит гамшохо бипнимиюс, и подобно этому в Торе — что во время Матан Тойро было раскрыто в основном хицойниюс и гальо в Торе, а пнимиюс и нистор осталось в асспекте макиф, а в дни Мошиаха будет притяуто и раскроется также пнимиюс и нистор таким образом, что это будет притянуто в пнимиюс, подобо йихуд в нисуин, и тем более, что йихуд должен быть беэвер хай, и подобно этомук в сосим дэтойрайсо, что это хайус в Торе.

И поскольку пнимиюс Торы — это подобие йихуд и гамшохо пнимис в нисуин, — подчеркивается в этом идея притяжения эцем, которое происходит посредством гислабшус внизу именно, как в нисуин:

Известно различие между гашпоо учителя к ученику, и гашпоо иш к ишо — что в гашпоо учителя к ученику, гашпоо рухнис, не притягивается эцем, и это доказывается тем, что учитель не может создать у ученика новый мозг и разум, как говорят, «а коп кен мен нит арайн штелн», и только, когда у ученика есть собственный мозг и разум, тогда он может воспринять гашпоо от учителя, но в гашпоо мужчины к женщине, хотя это гашпоо гашмис (типо гашмис), но именно посредством нее притягивается эцем, что происходит рождение нового существования, мозг и разум и целое тело.

И подобие этого в пнимиюс Торы — в хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад, что вместе с тем, что оно одевается в понимание и постижение, что это есть идея опускания вниз, но именно посредством этого притягивается эцем пнимиюс Торы (подобно гашпоо гашмис в нисуин).

Коф

И из этого мы приходим к дополнительной идее:

В соответствии с вышесказанным, что хидуш Алтер Ребе состоит в притяжении пнимиюс Торы в понимание и постижение человеческого разума, — может прийти йецер hоро и сказать: поскольку так или иначе ты не имеешь отношения к тому, чтобы понимать учение хасидизма как нужно, то какое отношение ты имеешь к учению хасидизма?

И ответ на это — в соответствии с тем, что говорилось выше, что идея учения хасидизма Хабад — это притяжение эцем:

В гашпоо от учителя к ученику, — для того, чтобы воспринять гашпоо учителя, — необходимо, чтобы ученик понимал слова учителя своим разумом, но, если ученик не понимает слова учителя, а только «берет» их, — то это как «мунох бакуфсо», без всякой пользы; но в гашпоо пнимис, притяжение типо (посредством которого притягивается эцем) — не имеет значения понимание и постижение, но только, чтобы было клито (а не противоположность этому, хас вешолом), и, когда есть клито, — без различия, понимает ли он или нет, — будет от этого порождение заро хайо векайомо, дойр йешорим йевойрох, до конца всех поколений, со стороны раскрытия силы Эйн Соф.

И подобно этому в отношении учения хасидизма Хабад, что поскольку его идея — это притяжение эцем, то главное в этом (не в такой степени понимание и постижение, но) — клито,

И в чем выражается клито – что, как следствие этого, происходит у него изменение в его лвушим — мысли, речи и действия, что указывает на то, что эта вещь воспринята им,

И тогда будет из этого также hойлодо — аhаво и йиро, бен и бас в духовности (что это также сгуло для рождения сыновей и дочерей в материальности, как говорит Алтер Ребе).

Коф алеф

И из этого понятно, что учение хасидизма имеет отношение к каждому и каждому из нас, ибо Алтер Ребе не ставил условий в отношении того, в кому имеет отношение учение хасидизма; единственное условие, которое дано нам — «мэ дарф онhалтн он дэм ребе’нс клямке».

И сначала:

Квойд кдушас мойри вехами Адмур рассказывал (в беседе йуд тес кислев 5699), что Алтер Ребе сказал: «тот, кто будет держаться за клямке, я выведу его из мейцер в мерхов, из гешем в руах, и из гейhином».

«И объяснил Квойд кдушас Адмур (Рашаб) — продолжает Квойд кдушас мойри вехами Адмур в вышеупомянутой сихо, — «из мейцер в мерхов» — т.е., из брио в ацилус, «из гешем в руах» — т.е., из брио в йециро, «и из гейином» — т.е., из мира асио.»

И следует объяснить точное значение слов — ибо слова Ребе сосчитаны — что в первых двух способах Алтер Ребе говорит (не только место, из которого он выведет его, но) также место, куда приведет его: в первом способе — что выведет его «из мейцер» (брио) и приведет его «в мерхов» (Ацилус), и во втором способе — что выведет его «из гешем» (из йециро), и приведет его «к духовности» (в брио);, но в третьем способе говорит только, что выведет его «из гейhином» (мир асио), и не указывает место, куда приведет его?

И отсюда ясно, что место, куда приведет его (из мира асио) может быть такое место, что «ло исремиз беойс векойцо клал», и поэтому невозможно объяснить, в какое место приведет его, поскольку это место не называется по имени, и даже намеком о нем невозможно сказать!

И следует сказать объяснение в этом — в соответствии с тем, что объясняется в продолжении вышеупомянутой беседы, — что мир асио, этот материальный мир, — это цель творения всех миров, и от него зависят подъемы всех миров, также самых высоких миров (гор hехер, hехер ун нох hехер), и поэтому, в отношении мира асио упоминает Алтер Ребе только место, из которого он выведет его, и не указывает место, куда приведет его, поскольку это подъем, что нет ему края и границы, и вплоть до места, которое не называется именем, и не указывается буквой или даже кончиком буквы!

Коф бейс

И условие этого подъема — «держаться за ребе’нс клямке:

«клямке» (ручка двери) — это не сама дверь, и безусловно, не сам дом, но — только лишь ручка двери, деталь, которая подчинена и служит двери, но, поскольку она служит двери (дома), становится также она частью двери, — как мы находим в законах тумо и тоhоро, что мешамеш к мехубор становится мехубор как он сам, и он не принимает тумо, как все детали законов в этом.

И смысл этого в служении:

также когда знает человек в душе совей, что он все еще не «внутри», и все еще нет у него понимания и постижения (в учении хасидизма) — тем не менее, когда он знает точно и окончательно и бесповоротно, что будь что будет, «он будет держаться за клямке» Алтер Ребе, радость которого мы сегодня отмечаем,

— пока что он будет только «держаться за клямке», и само собой, он сделает в конечном счете все от него зависящее, чтобы войти внутрь —

то все остальное сделает уже Алтер Ребе, баал а-симхо — что несомненно, исполнит сове обещание, и выведет его из гейhином, этого материального физического мира, и из гешем — мира йециро, и из мейцер — мира брио, в мерхов — мир Ацилус,

И после этого будет достигнут самый высокий подъем — как говорилось выше, что мир асио — это цель творения всех миров, и от него зависит подъем всех миров — что становится «икор шхино бсахтойним», «икор шхино», которая не раскрывается нигде, но лишь в нижних только.

И поскольку это так, то должен каждый и каждый «держаться за клямке», и после этого выведет его Алтер Ребе и поднимет его выше и выше, вплоть до того, что будет «Исроэл ойрайсо векудшо брих гу койло хад», посредством рабойсейну а-кдойшим, за защитит нас их заслуга.

***

[Перед окончанием гисваадус указал Квойд Кдушас Адмур Шлита петь «не журите хлопцы», и также нигун Алтер Ребе арба бовойс (и указал повторить четвертую часть десять раз), и сказал:

Адмур Цемах Цедек сказал, что то, что говорится «каждый, кто говорит слова мудреца от имени того, кто сказал их, пусть видит баал а-шмуо, как будто он стоит перед ним, говорится также о нигун Алтер Ребе «арба бовойс». И поэтому, пусть поют сейчас этот нигун, и представят себе лицо Алтер Ребе, и пусть это будет «депеша» к Алтер Ребе.

Перед биркас а-мозон приказал Квойд Кдушас Адмур Шлита объявить, что те, кто еще не завершили изучение Тании, должны поторопиться завершить ее, для того, чтобы не делать разрыва между окончанием Тании и ее началом, также, как в Симхас Тойро не прерываются между хасан Тойро и хасан Брейшис.

Квойд Кдушас Адмур Шлита благословил биркас а-мозон на койс, — и после этого раздал присутствующим от койс шел брохо].