Из беседы ночи бейс ияр 5710

בס"ד

Тойрас Менахем т. 1 стр. 37

Из беседы ночи бейс ияр 5710

Алеф

Начинают с двар малхус – как объясняет Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур[1] – "словом Ребе":

В маамаре праздника Пейсах, начинающемся словами "беэцем hайойм hазэ йоцъу кол цивойс Гашем мейэрец Мицроим[2]", объясняет Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, почему во время исхода из Мицраим[3] Израиль называется "Цивойс Гашем[4]", поскольку они были тогда на ступени "цово[5]", служение которых – (это не только служение раба, но) таким образом, что они стоят на своем посту с мсирус нефеш[6] (в отличие от раба, который, хотя и тяжело трудится, чтобы исполнить свою работу, но это не с мсирус нефеш), ибо они "сохранили свое отличие, не изменили своих имен, языка и одежды, и стояли на своем посту с самой большой твердостью".

Кто-то спросил у меня (в письме), что, на первый взгляд, есть противоречие в этом вопросе в мидрашах Хазал – то, что говорится {в мидраше} "не изменили своих имен, языка и одежды", противоречит словам {другого мидраша} "эти – идолопоклонники, и эти – идолопоклонники"?

По простому – можно сказать, что не имеется в виду настоящее идолопоклонство, а только шитуф, ибо во время исхода из Мицраим у них был статус бней Ноах, которым не запрещен шитуф[7] (как объясняется в книге заповедей Цемах Цедека, заповедь единства Вс-вышнего), но с точки зрения внутреннего смысла вещей это недостаточное объяснение, ибо, не логично предполагать, что Писание будет прославлять их, называя "воинством", которое стоит на своем посту с мсирус нефеш ради веры во Вс-вышнего, когда у них есть шитуф.

И необходимо сказать, что, несомненно, у них была полная вера, и убедительное доказательство этого – "что не сказали, как мы пойдем в пустыню без провизии, но поверили и пошли", но, со стороны ситро охоро[8] приходили к ним в голову дурные мысли против веры во Вс-вышнего, как объясняется в Тании, но это не ослабляло, хас ве-шолом, веру, которая происходит со стороны сущности их души.

Однажды один еврей пришел к Цемах Цедеку на йехидус[9], и жаловался на то, что ему приходят в голову сомнения в вере. И спросил у него Цемах Цедек: "и какое тебе дело"? И ответил: "Ребе, но я же еврей!" Ответил ему Цемах Цедек: "ну, тогда все в порядке"… И подобно этому было положение и состояние евреев во время исхода из Египта.

*

Бейс

В беседе ЛаГ баОмер 5701 (напечатанной в контросе ЛаГ баОмер в этом году) приводится, что Лаг баомер[10] – это сфира тиферес[11], тиферес шебетиферес, и смысл этого, что кроме порядка счета омера сверху вниз, от хесед шебехесед до малхус шебемалхус, что по этому порядку бейс ияр (сегодня) находится в тиферес шебетиферес, а Лаг баОмер – в hойд шебеhойд, есть также порядок снизу вверх, от малхус шебемалхус до хесед шебехесед, и по этому порядку бейс ияр (сегодня) это hойд шебеhойд, а ЛаГ баОмер – это тиферес шебетиферес.

И следует вкратце объяснить это:

Намерение служения сверху вниз – это для того, чтобы посредством этого было поднятие нижнего, и поэтому, в служении сверху вниз скрыто намерение подъема снизу вверх.

И подобно этому в отношении сфирас hо-оймер[12], поскольку это приходит после и в продолжение исхода из Мицраим, который связан со служением праведников – сверху вниз (не как элул и тишрей, идея которых – служение баалей тшуво[13], снизу вверх), это также "сверху вниз", и в этом сокрыто намерение подъема снизу вверх.

И поэтому, порядок счета омера в раскрытии и распространенно – это сверху вниз, и в этом сокрыт порядок снизу вверх в качестве макиф[14].

И более подробно – в отношении тиферес и hойд[15]:

Тиферес и hойд имеют отношение друг к другу, ибо оба они относятся к идее красоты, и также известно, что тиферес высшего становится кесер[16] для нижнего, и в нашем вопросе, когда высший задумывается о красоте (Тиферес шебетиферес), которая будет {достигнута} посредством {служения} нижнего, это воздействует, что он захочет опуститься вниз, хотя он {нижний} все еще не имеет отношение к нему {высшему}, и тогда он притягивается в нижний (в hойд шебеhойд, как объясняется в Сидур, Шаар лаг баомер).

Гимел

В сидуре Тора Ор напечатано на 29 день омера: "hойд шебехесед", и Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур исправил и написал в своем сидуре: "хесед шебеhойд".

И в соответствии с тем, что известно, что все в мире происходит в соответствии с hашгохо протис[17], и в особенности – то, что связано с Торой и заповедями – можно сказать:

Носи Исроэл[18], во время изгнания, и в особенности – в эпоху иквесо димшихо[19], должен написать (подобно тому, что объясняется в Ликутей Тойро гл. Масэй в объяснении посука "вайихтойв Мойше[20]"), хесед шебеhойд.

*

Далет

В отношении текста пидьон[21], который дают Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур – если бы я мог, я бы отменил нусах, который пишут "из источника милосердия… подобно "махнисей рахамим, как объясняется в ответе МаГарИВ ЗаЛ", ибо:

1) "подобно махнисей рахамим как объясняется в ответе Магарив" – это объяснение на разрешение давать пидьон Ребе (ибо на первый взгляд это аспект мемуцо), в соответствии с тем, что объясняется в ответе Магарива в отношении произнесения "махнисей рахамим", и само собой, это не имеет отношения к тексту пидьона, идея которого – просьба о милосердии ("оно леойрейр рахамим рабим"), а не объяснения, почему это разрешено делать.

2) И в отношении нусаха "мимкойр hорахамим" – нет необходимости указывать Ребе "адрес", откуда пробуждать милосердие, он сам знает, откуда пробуждать милосердие… И, может быть, он хочет пробудить милосердие с более высокой ступени, чем "мкойр hорахамим[22]".

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, действительно, писал этот нусах, но, это его hанhого, и это не доказывает, что также мы – не понимающие "Ребеске захн" – должны так писать.

Несколько дней назад вошел ко мне один молодой человек, и рассказал, с большим воодушевлением, что однажды Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур сказал ему, что посредством того, что он будет мекушор[23] к нему, он будет мекушор (через него) к тому, к кому он сам (сам Ребе) мекушор…

И поскольку он был воодушевлен, я не хотел охлаждать его, но, в действительности, это не важно для нас (к кому он – Ребе – мекушор), мы мекушорим к нему, и для нас – нет выше этого ("hехер фун дэм из фар ундз нито").

Пример на это: про какой-либо орган тела можно сказать, что он получает свою жизненность от печени, от сердца (которое выше, чем печень), и вплоть до мозга (который выше также чем сердце), но невозможно сказать и подумать о том, что он черпает жизненность от мозга другого человека. Живой орган, который хочет жить, и не хочет быть оторванным органом (эйвер hамедулдол), хас ве-шолом, должен получать свою жизненность от своего мозга. И подобно этому в отношении hискашрус к Ребе, ибо он – ройш[24] (мойах[25]) и кесер[26] всего поколения.

*

hей

Получение hашпоойс от главы поколения связано также с возвратом долга, подобно тому, как берущий взаймы обязуется возвратить долг кредитору. И обязанность возврата долга – это не таким образом, что он возвращает долг и все, но, когда он возвращает долг, ему дают в долг еще, и подобно этому в нимшол, что дают ему еще силы, и он обязуется вернуть их и т.д.

(Квойд Кдушас Адмур Шлита обратился к одному из тмимим, и сказал:)

Каждый из вас должен знать, что он обязался заплатить Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур своими сущностными силами, аспектом хайо йехидо[27].

И сначала:

Есть общее во всех hашпоойс, которые дает Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур – когда он говорит ДАХ, отвечает на вопросы и т.д., и вплоть до денежной помощи и т.п. – что во всех аспектах hашпоо[28] приходит из его сущностных сил, хайо йехидо.

Спросили у меня, в чем выражалось величие Ребе относительно остальных гдойлей Исроэл[29]? И я ответил: у каждого из гдойлим было определенное занятие, которым он занимался, и в этом было его величие, а Ребе занимался всеми делами, от самых возвышенных до самых простых (выражаясь языком Хазал, "великие дела – маасэ мерково, малые дела – споры Абайе и Рово"), от раскрытия тайных тайн учения хасидизма, и вплоть до одевания тфилин, соблюдения субботы и т.д., и даже материальные дела, как денежная помощь, и всем этим делам он был предан и отдан всей своей сущностью, аспектом хайо йехидо в нем.

[Этот вопрос задали двое бохрим (со смихой…), и когда они услышали ответ, они вынули из кармана записную книжку, и записали ответ, говоря: "сейчас мы знаем, кто такой Ребе" – "есть у них Ребе на бумаге"…] –

Однако, то общее, что все hашпоойс они из аспекта хайо йехидо – это со стороны машпиа, но в отношении собственно hашпоо, и также в отношении мекаблим – есть различные отдельные ступени.

И в этом вопросе есть особенное достоинство у учеников – ибо они воспринимают хайо йехидо Ребе, и поэтому, они должны возвращать долг также своими хайо йехидо.

И хотя невозможно уподобить возврат долга от их хайо йехидо с хайо йехидо Ребе, но это подобно тому, что объясняется в хасидизме в идее "бехол меойдехо[30]", что хотя это "меойд шелхо[31]", но посредством этого притягивают истинный меойд, истинный бли гвул[32].

Вов

Возврат долга в аспекте хайо йехидо выражается в движении выхода из ограничений – как собственных ограничений ("аройсгейн фун эйгене hагболойс"), и также (и тем более) ограничений аспектов этого мира.

Несомненно, у каждого и каждого есть его частные аспекты, которые требуют от него, но есть также общая идея, которая имеет отношение ко всем ученикам – что нужно быть отделенными от дел этого мира, "венифлину ани веамхо", т.е., что каждый и каждый ученик, когда он идет по улице, должно быть видно по нему, что он отличается ("эпес андерш") от этого мира.

- Когда Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур приехал в Америку, то были недовольные (не самой учебой, а) тем, что отсутствует порядок и дисциплина, как это принято в мире, в поведении ешивы. "Это дикость" – говорили ему, "которая позорит все окружение". Один еврей – как раз религиозный – написал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что учеба в ешиве, сама по себе, хороша, и пусть учатся даже 20 часов в день, но учеба должна быть упорядочена, и для чего нужно раскачиваться ("шоклн зих") и кричать во время учебы, и почему не установить порядок, принятый в мире, что когда ученик хочет спросить вопрос, он сначала поднять руку, и т.п. Но в действительности, как говорилось, должно быть отделение от мира, выше, чем ограничение.

Заин

И особые силы даются в этот день – бейс ияр:

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур выбрал этот день, бейс ияр, тиферес шебетиферес, днем начала написания Сефер Торы, чтобы встретить Мошиаха цидкейну.

Есть также письмо Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур от бейс ияр 5702 о написании сефер Торы, которое я дам переписать и распространить. –

И в соответствии с тем, что известно, что у каждого и каждого из Израиля есть буква в сефер Тора, как указывается в рошей тейвос "Исроэл" – "йеш шишим рибой ойсийойс летойро[33]", следовательно, бейс ияр – это день рождения, и само собой – также начало служения – для каждого и каждого из Израиля.

Хес

И практически – ибо у Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур основное было – практическая работа – я предлагаю, чтобы каждый и каждый принял на себя две вещи:

Первое – в отношении самого себя, принять на себя что-либо, посредством чего укрепится его hискашрус[34] с Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур.

И второе – в отношении другого еврея, принять на себя подействовать по крайней мере на одного еврея, кем бы он ни был, бохур или молодой человек, чтобы приблизить его к Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур и к путям хасидизма, глубоко изучать ДАХ и заниматься служением молитвы.

Тес

Начало приближения другого еврея к Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур и к путям хасидизма может быть различными путями, включая также рассказ о "мойфсим[35]" и т.п., но цель должна быть – приблизить его к ДАХ[36], ибо это сущность Ребе, а "мойфсим" – это только hиспаштус Ребе.

Основа hискашрус не связано с мойфсим и т.п., и более того – в этом нет необходимости и пользы для hискашрус – и с двух сторон: видеть мойфсим – это не добавляет, а то, что не видят мойфсим (если проходит день, неделя, или месяц, а он не видел мойфес от Ребе) – не может ничего убавить. – В действительности, если он захочет, он увидит, что Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур вел себя с ним также в его естественных делах таким образом, что каждый и каждый день были чудеса, но нет в этом никакой необходимости совершенно, и также не следует удивляться этому.

К Квойд Кдушас Адмур Цемах Цедек пришла однажды агуно[37] с немым сыном, для того, чтобы получить его благословение, и не могла никоим образом войти к Цемах Цедеку, и даже после того, как она умоляла ребецин – как делали все женщины, приходившие к Цемах Цедеку – это не помогло. Хасидим посоветовали ей, чтобы она написала свой вопрос на бумаге, и дала своему сыну, и когда никого нет, пусть ее сын войдет и спрячется под столом в комнате, где Цемах Цедек принимает на йехидус[38], и когда войдет Цемах Цедек, подаст ему записку. И так было. И когда он подал записку Цемах Цедеку, он сказал: "Иди скажи своей матери, что твой отец находится там то и там то, и спаслись они оба, сын начал говорить, а женщина нашла своего мужа. И когда рассказали Цемах Цедеку – с удивлением – что немой сын начал говорить, когда сообщил матери ответ Цемах Цедека – он ответил – "и откуда же я должен был знать, что сын – нем?!".

Когда ребецин Цемах Цедека – женщина широко образованная (вообще дочери Мителер Ребе были широко образованы) – услышала эту историю, она не удивилась, и повторила слова своего деда, Алтер Ребе: "В Межериче чудеса валялись под столом, но ни у кого не было времени нагнуться, чтобы поднять их…" –

Однако, в отношении другого, если есть необходимость, можно начать приближать его также посредством рассказа о "мойфсим", но цель должна быть – приблизить его к ДАХ, как говорилось выше.

Йуд

Если кто-то подумает, что когда он возьмет на себя (кроме собственных аспектов служения) заниматься с другим, он потратит свое время и посредством этого уменьшится в его собственном служении, и подобно этому остальные вопросы подобные этим – совершенно не нужно бояться этих вопросов, ибо:

Прежде всего – когда кто-то видит, что его товарищ тонет в море – он не делает никаких расчетов, и прилагает все силы, чтобы спасти его[39], и подобно этому в работе с другим – когда нужно спасти его – не делают никаких расчетов.

И кроме этого, не только, что работа с другим не уменьшит его работы с самим собой, но наоборот, посредством работы с другим добавится еще более в работе с собой, как объясняют Хазал на посук "Меир эйней шнейhем Гавайе[40]" (кроме великого достоинства воздействия на другого, как сказали РаЗаЛ: "каждый, обучающий сына своего товарища Торе – засчитывает ему Писание, как будто бы он создал его").

Следует заниматься обоими делами: изучением хасидизма и работой с собой, и также воздействием на другого.

Одному из молодых людей, которые пришли ко мне, я сказал, что нужно тушить пожар, происходящий на улице, и когда этот молодой человек ответил, что это занятие для бизнесменов и торговцев алмазами, а он должен заниматься изучением Торы, и после того, как он будет учиться пятнадцать лет, он станет "пойсек годол беИсроэл", и тогда будет чем похвалиться… Я сказал ему: когда есть пожар, не делают расчетов. И то, что он беспокоится, чтобы были "лоймдим[41]" – несомненно, исполнится благословение Алтер Ребе, что "лоймдим будут у хасидим". И это тем более и тем более: Если "азей поним[42]", которых Алтер Ребе не хотел, чтобы они были у хсидим – есть у хсидим, то "лоймдим" – которых Алтер Ребе хотел, чтобы они были – несомненно будут.

Йуд алеф

Я слышал историю от Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур об Алтер Ребе, в которой есть урок и указание в отношении действия с другим:

Однажды в Йом Кипур после утренней молитвы, Алтер Ребе снял свой талес и китель, и пошел на край города, и нарубил дров и сварил суп для роженицы, которая жила там. [Когда спросили у Алтер Ребе, для чего он должен был сам это делать, ведь он мог бы послать другого человека? И он ответил: Когда есть пикуах нефеш[43], то есть закон, что "мицва бегодойл[44]", и я не нашел старше себя].

Эту историю – завершил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур – не всегда рассказывали, были времена, когда говорили об этом, и было время, когда не говорили об этом, и точно, что не хотели широко распространять это.

И тем не менее, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур рассказал мне эту историю, зная, что я "не удержусь" от того, чтобы рассказать ее другим евреям, с добавлением объяснения урока и указания из этой истории.

И следует объяснить смысл этой истории в служении Вс-вышнему:

Ступень Алтер Ребе, когда он был облачен в талис и китл ("подобен ангелу") в Йом Кипур, и после молитвы – невозможно себе представить. И несмотря на свою высокую ступень, Алтер Ребе снял талис и китл, и пошел в последний дом на краю города, рядом с полем, которое указывает на самую последнюю ступень в святости, которая находится рядом с клипойс[45], "Эйсов – иш содэ[46]" – для того, чтобы помочь роженице и новорожденному, т.е., для того, чтобы сделать еще одного еврея.

Эта история является уроком и указанием для всего общества хасидим, насколько срочной и необходимой является работа с другим. И поэтому, каждый и каждый должен принять на себя как в отношении работы с собой, и также в отношении работы с другим, приблизить его к учению хасидизма.


[1] Сноска 1 в сихе: Беседа Лаг баОмер 5708 (Ликутей дибурим ч. 3 стр. 514, 1, Сефер гаСихойс 5708 стр. 224, и сноски там)

[2] "В тот самый день вышли все воинства Господа из земли Мицраима." (Бой 12, 41)

[3] Египет; границы и ограничения

[4] Воинства Вс-вышнего

[5] Армия; установленное время

[6] Самопожертвование

[7] Сочетание (Монотеизма и идолопоклонства)

[8] Букв. "другая сторона" (арам.). В каббале и хасидизме: противоположная сторона (Святости)

[9] Аудиенция (у Ребе)

[10] Лаг Ба-омер

[11] Красота, великолепие. Средняя линия, сочетение хесед и гвуро. Третья из десяти сфирот

[12] Счет омера

[13] Раскаявшиеся грешники

[14] (сноска 13 (14 в Тойрас Менахем) в сихе) см. ссылки в указанной в сноске 1 сихе в этом контросе, что порядок снизу вверх имеет отношение к макифим

[15] Слава; Сияние; Пятая сфира из семи мидойс

[16] Корона; сфира "кесер"

[17] Частное Провидение

[18] Глава Израиля

[19] Пятки Мошиаха

[20] "И записал Моше" (Масэй 33, 2)

[21] Пидьон нефеш, ПаН

[22] источник милосердия

[23] Привязан. см. hискашрус

[24] Голова

[25] мозг

[26] Кесер - Корона; сфира "кесер"

[27] Высшие ступени души

[28] hашпоо - Влияние, учение, воздействие.

[29] великие Израиля

[30] "Всем достоянием твоим" (Воэсханан 6, 5)

[31] Меойд шелхо - Сверх твоих возможностей

[32] Бли гвул - Бесконечность; безграничность

[33] Есть шестьсот тысяч букв в Торе

[34] Гискашрус - Связь (с праведником)

[35] чудеса

[36] Диврей Элойким хаим. Учение хасидизма

[37] "Соломенная вдова", женщина, муж которой пропал без вести

[38] Аудиенция (у Ребе)

[39] См. также Сота 21, 2: "кто такой 'хосид-шойтэ'? – например, женщина тонет в реке, а он говорит: 'неприлично смотреть на нее, и спасти ее'". Раши: "Житель Иерусалима увидел ребенка, тонущего в реке, сказал: 'сейчас я сниму тфилин, и спасу его'. Пока тот снимал тфилин – ребенок утонул".

[40] "освещает глаза обоих Вс-вышний" (Мишлей 29, 13)

[41] ученые Торы

[42] наглецы

[43] опасность для жизни

[44] Мицва бегодойл - Заповедь возложена на старшего

[45] Клипойс - Букв. "Оболочки". Противоположность Святости

[46] "Эсав человек поля" (Тойлдойс 25, 27)

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру