Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 45

Есть еще прямой путь, лежащий перед человеком, -заниматься Торой и заповедями ради них самих через свойство нашего праотца Яакова, мир ему, свойство милосердия, [то есть] сначала пробуждать в мысли своей великое милосердие пред Всевышним к искре Б-жественного, оживляющей человека, [искре], которая низошла от Источника своего, Жизни жизней, Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, перед Которым все как небытие, и облеклась в змеиную кожу[1], далекую от света лика Царя абсолютным отдалением. Ибо мир этот — крайнее [вместилище] грубых «клипот» и т. д. А особенно когда человек вспомнит обо всех своих поступках, и словах, и мыслях со дня своего появления на свет, и они не добры, и Царь «пленен в потоках»[2], «в потоках мысли», ибо «Яаков — доля [хевелъ] наследия Его»[3]. И как потянувший веревку [хевель] и т. д., и это — тайна изгнания Шхины. И сказано об этом: «И возвратится ко Всевышнему, и смилостивится над ним»[4], — пробудит великое милосердие к имени Всевышнего, пребывающего с нами, как сказано: «Пребывающий с ними в их нечистоте»[5]. И сказано об этом: «И поцеловал Яаков Рахель, и вознес голос свой, и заплакал»[6]. Ибо Рахель — Кнесет Исраэль [собрание Израиля и источник всех душ][7]. И Яаков — в высшем атрибуте, соответствующем ему, в атрибуте Рахамим [милосердия][8], что в мире Ацилут, пробуждает к ней великое милосердие[9]. «И вознес голос свой» ввысь, к Источнику высшего милосердия, который называется «Отец милосердия», и его источник, «и заплакал», дабы пробудить и привлечь оттуда великое милосердие ко всем душам и к источнику Кнесет Исраэль, чтобы поднять их из изгнания и соединить их с высшим единством света — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, категорией поцелуев, и это — единение духа с духом, как сказано: «Пусть он целует меня поцелуями уст своих»[10], и это -соединение речи человека с речью Всевышнего, то есть Галаха, а также мысль с мыслью и действие с действием, и это — действие исполнения заповеди,- а особенно благотворительности и добрых милосердных поступков. Ибо доброта [хесед] — правая рука [Всевышнего][11], и это на самом деле категория объятия, как сказано: «И правая рука его меня обнимает»[12]. А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении в нее мыслью, это на самом деле категория поцелуев. Таким образом может человек прийти к великой любви, явно проявляющейся в сердце его, как указано о Яакове: «который избавил Аврагама»[13], как о том говорится в другом месте[14].

К главе сорок пятой

[1]   Тело названо кожей, так как оно — одеяние души, как сказано в книге Ийов (19:11): «Кожей и плотью Ты облек меня». Змеиной она названа потому, что с телом связано отвращение (ср. гл. 31). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[2]   Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — «бег», «движение». См. также Тания, часть 3, гл. 7.

[3]   Дварим, 32:9. Слово хевелъ имеет также значение «веревка». См. Тания, часть 3, гл. 5, примечание.

[4]   Здесь возможны два толкования: «над ним» и «над Ним».

[5]   Ваикра, 16:16.

[6]   Берейшис 29, 11.

[7]   Так же, как души праотцев связаны с Б-жественными атрибутами Хесед, Гвура и Тиферет, душа Рахели связана с атрибутом Малхут, а Малхут -Кнесет Исраэль, источник всех душ евреев, первый источник которых — в сущности Всевышнего.

[8]   Свойство сфиры Тиферет.

[9]   Милосердие, атрибут Яакова, в мире Ацилут. Великое милосердие неизмеримо выше него, оно не связано с пределами миров и порядком их нисхождения. С пробуждением великого милосердия Б-жественный свет светит внизу безмерно, как и наверху.

[10]   Шир гаширим, 1:2.

[11]   Тикуней Зогар, 1.

[12]   Шир гаширим, 2:6.

[13]   Йешаягу, 29:22.

[14]   Ср. конец гл. 32.