Глава 19

 С Б-жьей помощью

И в дополнение следует глубже объяснить слова: "Свеча Всевышнего – человеческая душа"[1]. Это значит, что души евреев, называемых "человек" [адам][2], сравнимы со светом свечи, непрестанно колеблющимся [и тянущимся] кверху по природе своей, ибо свет огня по природе своей желает отделиться от фитиля и соединиться со своим корнем наверху, в общем элементе огня, находящимся под сферой луны, как об этом говорится в книге "Эц хаим". И даже если от этого он погаснет и совсем не будет светить внизу, а также и наверху, в корне его, свет его потеряет существование в корне своем, – все же по природе своей он этого желает. Так душа человека, нешама, а также руах и нефеш, по природе своей желает и жаждет отделиться и выйти из тела и соединиться с корнем и источником своим во Всевышнем, Жизни жизней, благословен Он, хотя она и станет там ничем и совершенным небытием и в ней ничего не останется от первой ее сути и сущности, – все же таково желание ее и жажда по ее природе. "Природа" – понятие, которым обозначается все, что не зависит от обоснования и познания. В том же смысле и здесь говорится, что воля и желание в душе не находится на уровне, [где есть] обоснование, познание и разум, то, что может быть постигнуто и понято, - но выше познания и того, что может быть постигнуто и понято, и это – ступень мудрости в .душе, а в ней -свет Эйн Софа, благословен Он.

И это общий принцип всего, что относится к святости, к Клуша, это не что иное, как проистечение от мудрости, которая называется кодеш гаэлъон [высшая святость] и не имеет существования в свете Эйн Софа, благословен Он, в ней облеченном, и не есть нечто отдельно существующее, как о том говорилось выше. И потому это называется коах ма, и это полная противоположность категории "клипа" и "ситра ахра", от которой происходят души народов мира, делающие добро для самоудовлетворения и говорящие: "дай, дай"[3] и • "насыть меня"[4], дабы быть самостоятельно существующим и, как говорилось выше, в противоположность категории мудрости. И потому они называются мертвыми[5], ибо "мудрость оживляет"[6], и сказано: "Умрут, но не в мудрости"[7]. И таковы грешники и злодеи, которые есть в народе Израиля, прежде чем они окажутся перед испытанием для освящения имени Всевышнего. Ибо мудрость в Б-жественной душе вместе с искрой Б-жественности от света Эйн Софа, благословен Он, в ней облеченного, находится в состоянии изгнания в их теле, в животной душе, что со стороны "клипа", в левой полости сердца, царствующей и властвующей в их теле, [и Б-жественное находится в нем] в состоянии, называемом "тайна изгнания Шхины", как говорилось выше[8].

И потому эта любовь в Б-жественной душе, желание и жажда которой соединиться со Всевышним, Жизнью жизней, благословен Он, называется скрытой любовью, ибо она скрыта и заслонена в грешниках-евреях грубым одеянием категории "клипа", и от него в них вступает дух глупости, приводящий к греху, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: "Человек грешит, только если и т. д."[9].

Однако это изгнание категории мудрости касается лишь той ее ступени, которая распространяется во всей душе, чтобы ее оживлять, но корень и основа категории мудрости в Б-жественной душе находится в мозгу и не облекается в грубое одеяние категории "клипа" в левой полости сердца в состоянии полного изгнания. В грешниках она [остается] в "состоянии сна" и не оказывает на них своего воздействия, пока их знание и понимание сосредотачиваются на удовольствиях этого мира. Но когда они подвергаются испытанию в вере, которая выше знания и проникает до самой души, до категории мудрости, которая в ней, тогда категория мудрости в них просыпается ото сна и оказывает свое воздействие силой Всевышнего, в ней облеченного, как написано: "И пробудился, как спящий, Всевышний"[10]. [В такие моменты на грешника нисходит вдохновение] без всякого обоснования, и знания, и понятия, дабы он устоял в испытании [его] веры во Всевышнего, и преодолел "клипот" и жажду удовольствий этого мира в дозволенном 'и недозволенном, к чему он привык, и испытал ко всему этому отвращение, и избрал своим уделом и жребием Всевышнего, и отдал Ему душу свою для освящения имени Его. И хотя "клипот" всю жизнь брали верх над ним и он не мог с ними справиться – как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: "Грешники во власти своего сердца"[11] – все же когда [такой человек] подвергается испытанию в вере в единого Б-га, основание которой на вершине святости, то есть в категории мудрости в Б-жественной душе, в которой облечен свет Эйн Софа, благословен Он, тогда все "клипот" уничтожаются совершенно пред Всевышним, как будто их не было, как сказано: "Все народы как ничто пред Ним и т. д."[12], а также: "Ибо вот враги Твои, Всевышний, ибо вот враги Твои погибнут, рассеются и т. д."[13], а также: "Как тает воск у огня, погибнут и т. д."[14], а также: "Горы, как воск, растаяли"[15].

Сила света Всевышнего, Эйн Софа, благословен Он, облеченного в мудрость в душе и изгоняющего и отодвигающего "ситра ахра" и "клипот", так велика и могуча, что они не смогут коснуться даже одеяний души, мысли, речи и действия в вере в единого Б-га, так, что [человек в состоянии] устоять в испытании вплоть до пожертвования жизнью даже ради того, чтобы не сделать лишь одного какого-нибудь действия против веры в единого Б-га, например не поклониться идолу[16], хотя в сердце он в него совершенно не верит, а также не сказать чего-либо ложного о единстве Всевышнего, хотя он сказал бы это и неискренне, ибо сердце его полно веры во Всевышнего. И это называется страхом, включенным в любовь, и это – естественная любовь, [которая есть] в Б-жественной душе всех евреев, и желание и воля ее по природе своей стремится соединиться с корнем и источником своим, светом Эйн Софа, благословен Он. И от этой любви и этого желания душа боится и страшится по природе своей коснуться [даже] нечистоты идолопоклонства, да сохранит Всевышний, которое против веры в единого Б-га, [она боится это сделать] даже своими внешними одеяниями, речью или действием, совершенно без веры в это в сердце.

К главе девятнадцатой

[1]   Мишлей, 20:21.

[2]   "Вы (евреи) названы адам" (Йевамот, 61а).

[3]   Мишлей, 30:15.

[4]   Брейшит, 25:30.

[5]   Брахот, 186.

[6]   Когелет, 7:12.

[7]   Ийов, 4:21.

[8]   В гл. 17.

[9]   Сота, За. "Человек грешит, только если в него вступает дух глупости".

[10]   Тегилим, 78:65.

[11]   Брейшит раба, 34:11.

[12]   Йешаягу, 40:71.

[13]   Тегилим, 92:10.

[14]   Тегилим, 68:3.

[15]   Тегилим, 97:5.

[16]   Однажды спросили Ребе Цемах-Цедека, что сказать о неевреях, отдающих жизнь за веру. Ребе ответил, что у них на это способны лишь самые верующие, среди евреев же это делают даже самые легкомысленные, в жизни которых вера никогда не играла особой роли. Это доказывает, что сама сущность души еврея не допускает полного отрыва его от Б-га.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру