Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 1 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

והנה מצות התשובה מן התורה היא עזיבת החטא בלבד
ве-hиней, мицвас hа-тшуво мин hа-Тойро, hи азивас hахейт билвад
И вот, заповедь тшувы из Торы — это только оставление греха
одно только оставление греха — это заповедь тшувы из Торы,
כדאי’ בגמ’ פ»ג דסנהדרין ובח»מ ססי’ ל»ד לענין עדות)
(кидеисо бигморо перек гимел дэСанhедрин, увехойшен мишпот симан ламед далет леиньон hоэйдус)
(как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Сангедрин, и в [книге «Шулхан арух», раздел] «Хошен мишпат», конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве).
что если он только оставляет грех, и не совершает снова того греха, который сделал его непригодным для свидетельства в суде — он становится снова годным для свидетельства в суде,
דהיינו שיגמור בלבו בלב שלם לבל ישוב עוד לכסלה למרוד במלכותו ית’
дэhайну шейигмойр белибой, белейв шолейм, ле-вал йошув ойд лехисло, лимройд бемалхусой йисборах
То есть бесповоротно решить в душе не повторять более подобной глупости — не восставать против владычества Его, благословенного
ולא יעבור עוד מצות המלך ח»ו
велой йаавойр ойд — ал мицвас hамелех хас ве-шолом
не нарушать более велений Короля, да сохранит Всевышний,
царя мира — Вс-вышнего
הן במ»ע הן במל»ת.
hейн бемицвойс асей, веhейн бемицвойс лой саасэ
— как позитивных заповедей, так и запретов.
וזהו עיקר פי’ לשון תשובה
везэhу икор пируш лешойн тшуво
это основной смысл слова «тшува»
то есть
לשוב אל ה’ בכל לבו ובכל נפשו
лошув эл Гашем бехол либой увехол нафшой
-возвратиться ко Всевышнему всем сердцем и всей душой,
לעבדו ולשמור כל מצותיו
леовдой велишмойр кол мицвойсов
чтобы служить Ему и соблюдать все Его заповеди,
כמ»ש יעזוב רשע דרכו ואיש און מחשבותיו וישוב אל ה’ וכו’.
кмой шекосув: «йаазойв рошо даркой ве-иш овен махшевойсов вейошойв эл Гашем..»
как написано: «Да покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и да возвратится* ко Всевышнему и т. д.» (Йешаягу, 55:7)
посук говорит — в чем выражается его возвращение к Вс-вышнему? — в том, что грешник оставляет свой предшествующий путь, и человек дурных мыслей оставляет свои грешные мысли.
ובפ’ נצבים כתיב ושבת עד ה’ אלקיך ושמעת בקולו וכו’ בכל לבבך וכו’
увепаршас Ницовим ксив: «вешавто ад Гавайе Элойкехо вешомато бекойлой… бехол левовхо…»
А в главе «Ницавим» написано: «И возвратишься ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его… всем сердцем твоим и т. д.»(Дварим, 30:2).
таким образом, идея тшувы — вернуться к Вс-вышнему, посредством того, что слушают его голос, и это должно делаться с цельным сердцем.
И так также сказано в Писании:
שובה ישראל עד ה’ אלקיך וכו’
«шуво Исроэл ад Гавайе Элойкехо..»
«Вернись, Израиль, ко Всевышнему, Б-гу твоему, и т. д.»(Гошеа, 14:2)
и так сказано в Писании:
השיבנו ה’ אליך וכו’.
«hашивейну Гашем эйлехо«
«Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д.»(Эйха, 15:21)
из всех этих псуким, ясно, что идея тшувы — это вернуться к Вс-вышнему, исполнять Его заповеди и не совершать никаких грехов.
ולא כדעת ההמון שהתשובה היא התענית.
велой кедаас hаhамойн, шеhатшуво hи hатаанис
А не так, как в народе думают, что покаяние — это пост
за грехи, которые он совершил
ואפי’ מי שעבר על כריתות ומיתות ב»ד שגמר כפרתו היא ע»י יסורים.
веафилу ми шеовар ал крисойс умисойс бейс дин, шегмар капоросой ал йедей йисурим
Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые следует наказание «карет» и смертная казнь по решению суда, и завершением его искупления должны быть страдания,
как упоминалось выше из барайты в трактате Йома
היינו שהקב»ה מביא עליו יסורים
hайну шеhаКодойш борух hу мейви олов йисурим
— то есть Всевышний посылает ему страдания
и эти наказания — это его окончательное искупление.
(וכמ»ש ופקדתי בשבט וכו’ ופקדתי דייקא)
кмой шекосув:» уфокадти башейвет… уфокадти дэйко)
(как сказано: «Розгой Я накажу и т. д. — именно «Я накажу»).
что сам Вс-вышний приводит эти наказания,
והיינו
веhайну
Когда
когда Вс-вышний приводит испытания для завершения искупления, это тогда, когда
כשתשובתו רצויה לפניו ית’ בשובו אל ה’ בכל לבו ונפשו מאהבה
кешетшувосой рцуйо лефонов йисборах, бешувой эл Гашем бехол либой венафшой меаhаво
покаяние человека принято Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем сердцем и всей душой из любви [к Нему],
אזי באתערותא דלתתא וכמים הפנים וכו’ אתערותא דלעילא לעורר האהבה וחסד ה’ למרק עונו ביסורים בעוה»ז
азай беисарусо дилсато ухемаим hапоним ве-хулей, исарусо дилейло леойрер hоаhаво вехесед Гашем леморейк авойной бейисурим беойлом hазэ —
тогда при пробуждении снизу «как в воде отражается [лицо человека против лица] и т. д.»(Мишлей, 27:19), [возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов страданиями в этом мире,
посредством пробуждения человека снизу, и как «маим гапоним», настолько, насколкьо человек выражает свое сильное желание вернуться к Вс-вышнему со стороны его любви к Вс-вышнему, это приводит соответствующее пробуждение Свыше, что также к нему будут относиться с любовью и милостью, чтобы очистить его совершенно от его грехов, посредством наказаний в этом мире,
וכמ»ש כי את אשר יאהב ה’ יוכיח וכו’.
ухмой шекосув: «ки эс ашер йееhав Гашем йойхиах» ве-хулэй
как написано: «Ибо кого любит Всевышний, того и покарает и т. д.»(Мишлей, 3:12)
для того, чтобы очистить его от его грехов — в этом мире.
Эти испытания, которые Вс-вышний приводит, со стороны Его любви, к тому, кто возвращается к Вс-вышнему из любви — эти испытания завершают очищение и искупление души, в тех грехах, окончательное очищение от которых — посредством наказания. Но не имеется в виду посты и накаазния, которые человек приводит на себя сам.
ולכן לא הזכירו הרמב»ם והסמ»ג
велохейн, лой hизкиру hаРамбам веhаСмаг
И потому ни у Рамбама, ни в книге «Сефер мицвот гадоль»
заповеди «делай», 16
שום תענית כלל במצות התשובה אף
шум таанис клал, бемицвас тшуво, аф
никакие посты вообще не упомянуты в законах о покаянии даже
также не
בכריתות ומיתות ב»ד
бихрисойс умисойс бейс дин,
за те грехи, за которые следует наказание «карет» и смертная казнь по решению суда.
также в тшуво за грехи, наказание за которые — корес или смерть по решению суда, что окончательное искупление этих грехов — это смысл испытаний и наказаний, как об этом говорит Геморо — тем не менее, Рамбам и Смаг не упоминают также в этих грехах аспект таанис, — поскольку наказания, о которых идет речь — это не пост,
רק הוידוי
рак hавидуй
[Там упомянуты] только исповедь
что исповедуются и называют подробно грехи, которые они совершили,
ובקשת מחילה
увакошас мхило
и просьба о прощении грехов
за грехи
כמ»ש בתורה והתודו את חטאתם וכו’.
кмой шекосув беТойро: «веhисваду эс хатосом» ве-хулэй
как написано в Торе: «И исповедают свои грехи и т. д.»(Бемидбар, 5:7)
исповедь и просьбу прощения Рамбам и Смаг упоминают в заповеди тшувы, ибо это — часть тшувы.
Причина этого, ибо в грехе есть «тело» и «душа». Действие греха — это «тело», а желание и стремление совершить грех — это «душа». Когда он делает тшуву, он должен уничтожить как «тело» так и «душу» греха. И «душу» греха — желание и страсть — уничтожают посредством раскаяния о прошлом, что плохо ему, и он страдает от того, что он совершил грех. Ибо цаар — горе — это противоположность наслаждения, и огорчение из за совершенного устраняет наслаждение, которое явилось причиной для того, что у него были желание и страсть в этом грехе. Но нужно уничтожить также «тело» греха, чтобы также и в будущем удержаться от совершенмя этого греха, и здесь нет действия, которое бы уничтожило «тело» греха. И исповедь, которую он произносит своими устами, и «акимас сфосов hавей маасэ » — это уничтожает «тело» греха.
Так или иначе — это есть аспект видуй — исповеди, являющейся частью тшувы. Но посты не являются частью тшувы.
ומ»ש ביואל שובו עדי בכל לבבכם בצום ובבכי כו’
ума шекосув бейоэл: «шуву адай бехол левавхем бецойм увивхи» ве-хулэй
И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]: «Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и в плаче и т. д.»(Йоэл, 2:12)
в этом посуке говорится о посте, как составной части возвращения к Вс-вышнему
היינו
hайну
— это
это для того, чтобы
לבטל
левател
для того, чтобы было отменено
(комментарий Любавичского Ребе: аспект будущего (а тшува — оставление прошлого),
הגזרה שנגזרה
hагзейро шенигзейро
небесное постановление
тогда
למרק עון הדור ע»י יסורי’ בארבה.
леморейк авойн гадойр ал йедей йисурим боарбэ
об очищении грехов поколения нашествием саранчи
что для того, чтобы отменить гзейро, потребовался пост. Но пост не является частью тшувы.
וזהו הטעם בכל תעניות שמתענין על כל צרה שלא תבא על הצבור
везеhу hатаам бехол таанийойс шемисанин ал кол цоро шелой совой ал hацибур
Таков смысл всех постов — постятся при каждом несчастье, чтобы оно не поразило народ,
что пост приходит для того, чтобы отменить гзейро
וכמ»ש במגלת אסתר.
ухмой шекосув бимгилас Эстер
как об этом говорится в книге Эстер.
что Эстер просила установить пост, для того, чтобы отменить гзейро Амана
ומ»ש בספרי המוסר ובראשם ספר הרוקח וס’ חסידים הרבה תעניות וסיגופים לעובר על כריתות ומיתות ב»ד
ума шекосув бе-сифрей hамусор, уверойшом — сейфер hоройкеах, и «сейфер хасидим», hарбей таанийос весигуфим леойвер ал крисойс умисойс бейс дин
И если в нравоучительной литературе, и прежде всего в книгах «Сефер гарокеях» и «Сефер хаси-дим» [говорится] о многочисленных постах и умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который полагается «карет» и смертная казнь по решению суда,
וכן
вехейн
а также
они приводят большое число постов
למוציא זרע לבטלה שחייב מיתה בידי שמים כמ»ש בתורה גבי ער ואונן
лемойци зэра леватоло, шехайов мисо бидей шомаим, кмой шекосув беТойро габей Эйр веОйнон
для того, кто испустил семя впустую, за что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как сказано в Торе об Эре и Онане,
которые совершили *этот* грех, и это привело наказание — смерть от рук небес,
ודינו
вединой
и наказание за этот грех
изливающего семя впустую
כחייבי כריתות לענין זה.
кехайовей крисойс леиньон зэ
такое же, как для тех, кому следует «карет»,
и поэтому вышеуказанные книги мусара приводят множество постов для того, кто совершшил этот грех. Следовательно, на первый взгляд, посты приходят в качестве наказаний для окончательного очищения, ибо для хайовей крисойс требуется аспект йисурим именно, а выше говорится, что йисурим, приводящие к искуплению хайовей крисойс, это только наказания, которые приводят на человека Свыше, а не посты, которые он принимает на себя в качестве наказания? — Объясняет Алтер Ребе:
היינו כדי לינצל מעונש יסורי’ של מעלה ח»ו.
hайну, кдей леhиноцейл меойнеш йисурим шел маало, хас ве-шолом
[то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом, да сохранит Всевышний
(примечание Любавичского Ребе: аспект будущего (как говорилось выше), а не тшува, которая на прошлом), ибо может быть, постановлено на него Свыше наказание, и он спасется от этот посредством постов,
וגם כדי לזרז ולמהר גמר כפרת נפשו.
вегам кдей лезорейз улмаhейр гмар капорас нафшой
а также чтобы ускорить и приблизить полное искупление души.
что в этом есть сила у постов помочь
וגם אולי אינו שב אל ה’ בכל לבו ונפשו מאהבה כ»א מיראה:
вегам улай эйной шов эл Гашем бехол либой венафшой меаhаво, ки им мийиро
Кроме того, ведь может быть, что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем и душой не из любви [к Нему], а только из страха.
что тогда нет «кемаим hапоним » Свыше, которые помогают завершить искупление посредством наказаний, и пээтому он принимает на себя наказания в виде постов. Но в сущности, идея йисурим, которые завершают искупление (для хайовей крисойс умисойс бейс дин) не имеется в виду наказание в виде постов, но имеется в виду наказания, приводимые на человека Свыше рахамоно лицлан, для того, чтобы завершить его искупление.