Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 7 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

אך מי שהוא בזוללי בשר וסובאי יין
ах ми шеhу безойлелей босор весойвей йаин
Но тот, кто среди обжирающихся мясом и напивающихся вином
Он обжирается мясом и напивается вином
למלאת תאות גופו ונפשו הבהמית שהוא
лемалойс таавас гуфой венафшой hабаhамис шеhу
чтобы наполнить жажду его тела и его животной души, что это
желание
בחי’ יסוד המים מארבע יסודות הרעים שבה
бхинас йесойд hамаим мейарба йесойдойс hороим шебо
аспект основы воды из четырех дурных основ, которые в ней
в животной душе,
שממנו מדת התאוה
шемимену мидас hатааво
что от нее происходит данная страсть к наслаждению
как объяснялось в первой главе, что из четырех дурных основ животной души, происходят все дурные качества, и жажда удовольствий происходит из основы воды,
הנה ע»י זה יורד חיות הבשר והיין שבקרבו
hиней ал йедей зэ йойрейд хайус hабосор веhайаин шебекирбой
посредством этого опускается жизненность мяса и вина, которые в нем
которые он съел и выпил
ונכלל לפי שעה ברע גמור שבשלש קליפות הטמאות
венихлол шефи шоо бера гомур, шебешолойш клипойс hатмейойс
и временно включается в абсолютное зло трех совершенно нечистых «клипот»,
к которых нет добра совершенно
וגופו
вегуфой
а тело его
человека, который кушал и пил ради удовольствия
נעשה להן
наасо лоhен
становится для них
для клипойс
לבוש ומרכבה
лвуш умерково
их одеянием и колесницей
как колесница, которая совершенно подчинена всаднику, который на ней, также и здесь, становится тело этого человека, в момент действия, как одеяние для клипы, и как колесница — подчиненным клипе, но это только
לפי שעה, עד אשר ישוב האדם ויחזור לעבודת ה’ ולתורתו
лефи шоо, ад ашер йошув hоодом вейахзойр лаавойдас Гашем улесойросой
на время, пока человек этот не совершит покаяние и не возвратится к служению Всевышнему и к Его Торе.
Ибо, когда этот человек делает тшуву и возвращается к Торе и служению Вс-вышнему, отделяется эта жизненность от клипойс, и возвращается и поднимается в Святость,
כי לפי שהיה בשר היתר ויין כשר
ки лефи шеhойо бсар hейтер вейаин кошер
ибо, поскольку это было разрешенное мясо и кошерное вино
И это человек своим стремлением к наслаждению опустил их в три совершенно нечистых клипы,
לכך יכולים לחזור ולעלות עמו
лохейн йехойлим лахазойр велаалойс имой
поэтому они могут вернутся и подняться вместе с ним
вместе с тем человеком, который кушал и пил их,
בשובו לעבודת ה’
бешувой лаавойдас Гашем
когда он вернется к служению Вс-вышнему
Ибо, тогда он использует силу, которая добавилась в нем от еды и питья, и с помощью них он изучает Тору и служит Вс-вышнему
שזהו לשון היתר ומותר
шезэhу лешойн hейтер умутор
что это есть язык hейтер и мутор
Вещь, разрешенная для еды или разрешенное действие, называется «hейтер», или «мутор», что дословно означает — «развязывание узла»,
כלומר, שאינו קשור ואסור בידי החיצונים
клоймар, шеэйной кошур ве-осур бидей hахицойним
т.е., что оно не связано и не находится в заточении в руках хицойним
что оно не «связано» клипами, называемыми «хицойним», поскольку они находятся хуц — вне «ршус» («владения») Святости. Разрешенная вещь не находится во власти клипойс «хицойним», и не находится в их власти в такой степени —
שלא יוכל לחזור ולעלות לה’
шелой йухал лахазойр велаалойс ла-Гашем
что не может вернуться и подняться к Вс-вышнему
«Разрешенная» вещь, хотя она происходит из «клипы», может вернуться и подняться в Святости
רק
рак
Только
Однако, также когда эта жизненность возвращается в Святость, посредством того, что человек делает тшуву,
שהרשימו ממנו נשאר בגוף
шеhаршиму мимену нишъор багуф
след от него остается в теле
Когда человек съел разрешенную вещь ради удовольствия, и в момент действия это стало совершенным злом, — в тот момент это стало частью его тела — и поэтому также когда этот человек возвращается к Торе и к служению Вс-вышнему, и поднимает с ним также эту жизненность — остается все еще «след» от этого зла в его теле,
ועל כן צריך הגוף לחיבוט הקבר
ве-ал кейн цорих hа-гуф лехибут hакевер
и поэтому тело должно пройти через хибут а-кевер
после его смерти
כמו שיתבאר לקמן
кмой шейисбоэйр лекамон
как будет объясняться далее (Глава 8)
что хибут а-кевер, это, как все наказания Свыше, приходящие, чтобы очистить душу, и хибут а-кевер имеет специальную цель очистить человека от того «следа», который остался в его теле от физических наслаждений, которые не во имя Небес.
Как уже говорилось,жизненность, которая в еде и питье во имя наслаждения, временно находится в совершенном зле совершенно нечистых клипойс, пока человек не сделает тшуву,
וכן החיות שבטפות זרע שיצאו ממנו בתאוה בהמית, שלא קידש עצמו בשעת התשמיש עם אשתו טהורה
вехейн hахайус шебетипойс зэра шейоцъу мимену бетааво баhамис,
и также жизненность, которая находится в каплях семени, которые вышли из него в животной страсти, ибо не освятил себя во время соития со его женой, которая чиста
что также тогда включается эта жизненность, временно, в совершенное зло трех совершенно нечистых клипойс, пока человек не вернется в тшуве.
Однако, все вышесказанное относится к ситуации, когда сама эта вещь разрешена для действия, только, что он сделал это ради страсти, а не во имя Небес,
מה שאין כן במאכלות אסורות וביאות אסורות שהן
ма ше эйн кейн бемаахолойс асуройс, увийойс асуройс, шеhейн
что не так в запрещенных видах пищи и запрещенных половых связях, которые
поскольку они сами — запрещенные вещи,
משלש קליפות הטמאות לגמרי הם אסורים וקשורים בידי החיצונים
мишолойш клипойс hатмейойс легамрей, hейм асурим укшурим бидей hахицойним
из трех совершенно нечистых клипойс, они заключены и связаны в руках хицойним
в руках клипойс, которые вне «владений» Святости
לעולם ואין
леойлом веэйн
вовеки и не
жизненность, которая в этих вещах
עולים משם
ойлим мишом
поднимаются оттуда
из клипойс
עד כי יבא יומם
ад ки йовой йоймом
пока не придет день
что клипойс исчезнут
ויבולע המות לנצח כמו שכתוב:(זכרי’ יג, ב) «ואת רוח הטומאה אעביר מן הארץ»
вивула hа-мовес ланецах, кмой шекосув, «веэс руах hатумъо аавир мин hо-орец»
когда смерть исчезнет навеки[1], как сказано: «И дух нечистоты Я смету с лица земли (Зхарья, 13:2).»
когда клипойс уничтожатся, поднимутся из них само собой искры Святости,
או
ой
Или
возможно, что также сейчас выйдет жизненность запрещенных вещей из нечистоты, и поднимется к Святости
עד שיעשה תשובה גדולה כל כך שזדונות נעשו לו כזכיות ממש שהיא תשובה מאהבה מעומקא דלבא
ад шейаасе тшуво гдойло кол ках, шездойнойс наасу лой кизхийойс мамош, шеhи тшуво мейаhаво, мейумко дэлибо
пока человек не совершит столь великое покаяние, что все его сознательно содеянные грехи действительно станут заслугами, – покаяние, исходящее из глубины сердца
когда тшува — из глубины сердца,
באהבה רבה וחשיקה
беаhаво рабо вахашейко
великой любви и желания
со страстной любовью,
ונפש שוקקה לדבקה בו יתברך, וצמאה נפשו לה’ כארץ עיפה וצי’
венефеш шойкеко ледовко бой Йисборах, вецомъо нафшой ла-Гашем, кеэрец айефо вецийо
и душа, стремящаяся прилепиться к Нему, благословен Он, и жаждет душа его Вс-вышнего[2], как земля уставшая и иссохшая
жаждущая воды, также его душа жаждет к Вс-вышнему,
להיות כי עד הנה
лиhйойс ки ад hейно
ибо до сих пор
пока он не сделал тшуво
היתה נפשו בארץ צי’ וצלמות היא הסטרא אחרא ורחוקה מאור פני ה’ בתכלית
hойсо нафшой беэрец цийо вецалмовес, hи hаситро охоро, урхойко мейойр пней Гашем бесахлис
была его душа в земле иссохшей и могильной тьмы – это «ситра ахра» – и совершенно удалена от Лица Б-жьего
его душа была совершенно удалена от внутреннего Б-жественного света
ולזאת
ве-лозойс
и поэтому
— и поэтому, когда он делает тшуву из великой любви,
צמאה נפשו
цомъо нафшой
жаждет его душа
к Вс-вышнему
ביתר עז
бейейсер оз
с большей силой
сильнее
מצמאון נפשות הצדיקים
мицимъойн нафшойс hа-цадиким
чем жажда душ праведников
— которые никогда не грешили. Ибо, праведники всегда близки к Вс-вышнему, и они подобны тому, кто постоянно находится в том месте, где есть вода, там его жажда не так сильна, а тот, кто находится в необитаемой пустыне, место, где нет воды — его жажда к воде гораздо сильнее. также и жажда «баал тшуво» к Б-жественности гораздо сильнее чем это у «праведника».
כמאמרם ז»ל
кемаамором ЗаЛ
как сказали наши мудрецы:
как сказали наши мудрецы, благословенна их память:
במקום שבעלי תשובה עומדים כו’
бе-мокойм шебаалей тшуво оймдим ве-хулей
Там, где стоят баалей тшуво и т.д.[3]
на ступени, где находятся баалей тшуво, нет возможности у совершенных праведников стоять там. Ибо, как уже говорилось, у цадиким отсутствует та жажда к Б-жественности, как это у баалей тшуво, которые были перед этим очень далеки.
ועל תשובה מאהבה רבה זו אמרו
ве-ал тшуво мейаhаво рабо зу омру
И о покаянии, исходящем от такой великой любви, сказали,
наши мудрецы, благословенна их память:
שזדונות נעשו לו כזכיות
шездойнойс наасу лой кизхийойс
что сознательно совершенные человеком грехи становятся у него подобными заслугам (Рош-гашана, 29А)
его грехи становятся заповедями, и почему?
הואיל ועל ידי זה בא לאהבה רבה זו
hойил ве-ал йедей зэ бо леаhаво рабо зу
так как в силу этого [отдаления] он достиг такой великой любви
что посредством тех грехов, которые удалили его от Вс-вышнего, он достиг, когда сделал тшуву, такой великой любви. Грехи подействовали на него действие, подобное заповедям, они привели его к большей любви к Вс-вышнему.
По крайней мере из сказанного понятно, что также сейчас, перед тем, как исчезнут клипойс и уничтожится зло, есть путь поднять к Святости жизненность, которая находится в запрещенных вещах, и это — посредством тшувы, которая происходит из великой любви к Вс-вышнему
אבל תשובה שלא מאהבה זו אף שהיא תשובה נכונה וה’ יסלח לו
авол тшуво шелой мейаhаво зу, аф шеhи тшуво нехойно ваГашем йислах лой,
Но покаяние, не исходящее от такой любви, хотя это и подлинное покаяние и Всевышний ему простит,
за грехи, которые он совершил
מכל מקום לא נעשו לו
микол мокойм лой наасу лой
тем не менее, не сделаются ему
грехи
כזכיות
кизхийойс,
как заслуги
как заповеди
ואין עולים מהקליפה לגמרי עד עת קץ
веэйн ойлим мейhаклипо легамрей, ад эс кейц
и не поднимаются из клипойс окончательно до времени «конца дней»
изгнания
שיבולע המות
шейевула hа-мовес
когда уничтожится смерть
клипойс, называемые «смертью»
לנצח
лонецах
вовеки
Таким образом, мы выучили, что жизненность в запрещенных видах пищи и запрещенных связях, не может оторваться окончательно от клипойс, иначе как посредством тшувы, происходящей из великой любви, или когда клипойс уничтожатся и сокроются окончательно.
Далее Алтер Ребе приходит, чтобы объяснить, что есть один запрет, жизненность которого может подняться к Святости также не посредством тшувы, происходящей из великой любви, но когда он делает правильную тшуву с большой кавоно в чтении Шма перед сном:



[1] ср. «Уничтожит Он смерть навеки » (Шамир)
[2] ср. «Жаждет душа моя Вс-вышнего «
[3] «Там, где стоят совершившие покаяние, не могут стоять величайшие праведники». Брахот, 34б.