Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 6 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

אבל כל מה שאינו בטל אצלו יתברך אלא הוא דבר נפרד בפני עצמו
авол кол ма шеэйной ботейл эцлой Исборах эло hу довор нифрод бифней ацмой
Но все, что не самоустраняется перед Ним, благословен Он, но оно (как) вещь отдельная, (существующая) сама по себе
Она выглядит, как будто бы это отдельная самостоятельная вещь
אינו מקבל חיות מקדושתו של הקב»ה
эйной мекабейл хайус микдушосой шел hа-кодойш борух hу
не получает жизненности от Святости Вс-вышнего
Но, откуда же тогда она получает свою жизненность? Ведь неизбежно всякая вещь получает свою жизненность от святости, как сказано «веато мехайе эс кулом «, Б-жественность и святость дает жизнь всему— объясняет Алтер Ребе, что «отдельный», тот, у кого нет битуль перед Вс-вышним, не получает жизненность от пнимиюс Святости, но только от ее хицойниюс , после того, как она проходит и опускается через множество сокрытий. Это то, что он говорит: «не получает жизненность»,
מבחי’ פנימית הקדושה ומהותה ועצמותה בכבודה ובעצמה אלא מבחי’ אחוריים
мибхинас пнимис hакдушо умаhусо веацмусо бихвойдо увеацмо эло мибхинас ахойраим
из аспекта пнимиюс Святости и ее сущности и сути в ее славе и сути, но из аспекта ахойраим
как будет объясняться далее, в гл. 22, смысл hашпоо пнимис это — дать кому-либо что-либо по собственной доброй воле, а hашпоо в аспекте ахойраим — т.е.: когда дают что либо кому-либо из-за какой-либо посторонней причины, а не по доброй воле. Например: когда кто-либо дает нечто своему врагу, то он отворачивается от него. Лицо человека (поним) символизирует его внутреннее состояние (пнимиюс), и подобно тому как пнимиюс человека не выражается в подарке, который он дает своему врагу, и поэтому он отворачивает от него лицо также в материальности во время этого — также это в отношении Б-жественной hашпоо: когда hашпоо приходит со стороны Святости, но это hашпоо пнимис, что Вс-вышний хочет, как если бы, дать ему эту hашпоо. А hашпоо, даваемая ситро охоро , стороне, противоположной святости, это лишь внешняя hашпоо, без внутреннего желания, и это называется «аспект ахойраим»
שיורדים ממדרגה למדרגה
шейордо мимадрейго лемадрейго
который опускается со ступени на ступень (Тания, часть 1, гл. 48 и часть 4, посл. 20)
с высшей ступени на нижнюю
רבבות מדרגות בהשתלשלות העולמות דרך עלה ועלול
ревовойс мадрейгойс беhишталшелус hоойломойс дерех ило веолул
множество ступеней в системе hишталшелус миров, путем опускания по цепочке причинно-следственных связей
путем опускания по цепочке причин и следствий, и как уже объяснялось, когда высшая ступень — это причина для нижней ступени, происходящей от нее. Но таким образом, есть все еще соотношение между нижней ступенью и ее причиной, — высшей ступенью, но здесь есть кроме этого
וצמצומים רבים
вецимцумим рабим
и множество сокращений
ступень, приходящая после цимцум , опускается настолько, что нет у нее соотношения совершенно к ступени, которая перед цимцум, и жизненность святости опустилась настолько,
עד שנתמעט כל כך האור והחיות מיעוט אחר מיעוט עד שיכול להתצמצם ולהתלבש בבחי’ גלות
ад шенисмаэйт кол ках hо-ойр веhахайус, миут ахар миут, ад ше-йохойл леhисцамцейм улеhислабейш бивхинас голус
пока не уменьшается настолько свет и жизненность, уменьшение за уменьшением, что сможет сократиться и облечься в аспекте изгнания
Жизненность, происходящая из Святости, находится в изгнании внутри той вещи, которой она дает жизнь. Т.е: эта вещь не подчиняется жизненности, которая в ней, как это должно быть, но она «властвует» над жизненностью; например: человек, который находится в изгнании — есть над ним тот, кто властвует над ним, и он не может раскрыть свои силы и действовать по своему желанию. Жизненность Святости находится в аспекте изгнания
תוך אותו דבר הנפרד
тойх ойсой довор hанифрод
внутрь той отделенной вещи
отделенной от святости, и в него облачается жизненность,
להחיותו
леhахйойсой
чтобы давать ему жизнь
— чтобы дать жизнь этой отделенной вещи,
ולקיימו מאין ליש שלא יחזור להיות אין ואפס כבתחלה מקודם שנברא
улекаймой мейаин лейейш шелой йахзойр лиhйойс аин воэфес кеватхило микойдем шенивро
и возобновлять из небытия его существование, дабы оно не обратилось в абсолютное ничто, каким было прежде, до своего сотворения.
таким образом, всякая вещь, которая не подчиняется перед Вс-вышним, и в ее самоощущении она как отделенная сущность — получает свою жизненность не от пнимиюс Святости непосредственно, но только посредством ее облачения во множество оболочек и сокращений света
ולכן נקרא עולם הזה ומלאו, עולם הקליפות וסטרא אחרא
велохейн никро ойлом hазэ умлойой, ойлом клипойс веситро охоро
И потому этот мир и все, что его наполняет, называется миром «клипот » и «ситра охора»
Несмотря на то, что именно Святость дает жизнь также этому миру, но, поскольку этот материальный мир ощущает себя, как самостоятельную сущность, как отдельное существование, и не видно в нем битуль перед Вс-вышним, поэтому он называется мир клипойс и ситра охора,
ולכן כל מעשה עוה»ז קשים ורעים והרשעים גוברים בו כמ»ש בע»ח שער מ»ב סוף פ»ד:
велохейн кол маасей ойлом hазэ кошим вероим, урешоим гойврим бой, кмой шенээмар беЭйц хаим шаар мем бейс сойф перек далет
и потому все дела этого мира тяжки и дурны (Ср. Тания, часть 1, гл. 24), и грешники в нем торжествуют, как сказано в книге «Эц хаим», шаар 42, конец гл. 4
הגהה
hагоhо
Примечание
В следующем примечании Алтер Ребе останавливается на том, что это мир называется миром клипойс и «ситро охора», несмотря на то, что Вс-вышний находится всюду, также в этом мире, и как объясняется в каббале, что это «Ойр Эйн Соф «, который одевается в десять сфиройс четырех миров: Ацилус , брио , йециро , асио , и посредством них наполнен также наш мир, «этот мир», Светом Бесконечного — но, это не опровергает того факта, что этот мир называется миром клипойс и «ситро охоро».
עם היות בתוכו
им hйойс бесойхой
Хотя в нем
Хотя есть в этом мире,
עשר ספירות דעשי’ דקדושה
эсер сфиройс дэасийо дикдушо
десять сфиройс мира Асия со стороны Святости
Ибо, мир Асия включает в себя также наш мир, этот материальный мир, и также духовный мир Асия, и десять сфиройс мира Асия в Святости находятся также в нашем мире
וכמו שכתוב ב»עץ חיים» שער מ»ג
ухмой шекосув бе»Эйц хаим» шаар мем гимел
и, как сказано в книге «Эц хаим», шаар 43
ובתוך עשר ספירות דעשיה אלו הן עשר ספירות דיצירה
увесойх эсер сфиройс дэасийо эйлу hейн эсер сфиройс дийециро
в этих десяти сфирот мира Асия заключены десять сфирот мира Йецира
ובתוכן
увесойхон
и внутри них
внутри десяти сфиройс мира Йецира
עשר ספירות דבריאה
эсер сфиройс диврио
десять сфирот мира Бриа
ובתוכן
увесойхон
и внутри них
в десяти сфиройс мира Брия
עשר ספירות דאצילות
эсер сфиройс дэАцилус
десять сфирот мира Ацилут
שבתוכן
шебесойхон
что внутри них
внутри десяти сфиройс Ацилус
אור אין סוף ברוך הוא
Эйн Сойф борух hу
Свет Бесконечного, благословен Он
ונמצא, אור אין סוף ברוך הוא מלא כל הארץ הלזו התחתונה על ידי התלבשותו בעשר ספי’ דארבע עולמות אצילות בריאה יצירה עשי’,
венимцо, Ойр Эйн Сойф борух hу млой кол hо-орец hалзу hатахтойно, ал йедей hислабшусой беэсер сфиройс дэарба ойломойс Ацилус, Брийо, Йециро, Асийо
Следовательно, Свет Бесконечного, Благословен Он, наполняет всю эту нижнюю землю, посредством облачения его в десять сфиройс четырех миров Ацилус, Брия, Йецира, Асия
כמו שכתוב בע»ח שער מ»ז פרק ב’ ובספר גלגולים פרק כ’
кмой шекосув беЭйц хаим шаар мем заин, перек бейс, увесейфер гилгулим перек коф
как сказано в книге «Эц хаим», шаар 47, гл. 2, и в книге «Сефер hагилгулим», гл. 20.
И несмотря на это, несмотря на то, что Ойр Эйн Соф наполняет также этот мир, но он не подчиняется перед Вс-вышним, и выглядит как отдельная вещь, как самостоятельное «существование», и поэтому называется этот мир миром клипойс и «ситро охоро», ибо, Святость символизирует лишь то, что подчиняется перед Вс-вышним, и когда отсутствует это подчинение (битуль) — это называется «другая сторона» («ситро охоро»)
До сих пор было объяснено, что мысли, слова и действия, намерение в которых не есть Святость, называются «другой стороной» — «ситро охоро», и они являются облачениями животной души. И в соответствии с этим выходит, что эти облачения животной души, они на том же самом уровне, как сама животная душа: она — душа из клипы, и также ее одежды — они из клипы и «ситра охоро». Однако, поскольку они есть противоположность одеждам Б-жественной души, и как уже объяснялось, что ступень одежд Б-жественной души выше, чем ступень самой Б-жественной души, и они воздействуют на нее, на уровне этой души, то необходимо также сказать и в отношении одежд животной души, но в противоположную сторону, и т.е.: эти одежды животной души, они находятся на более низкой ступени, чем сама эта душа, и они опускают животную душу на более низкий уровень, чем она сама.
И Алтер Ребе приходит объяснить далее, что в самой клипе есть две ступени, одна ниже другой, и что среди одежд животной души есть одежды мысли, речи и действия грехов — и они ниже гораздо, чем сама животная душа, ибо, эта душа она из «клипас нога», что есть в нее еще также из аспекта добра, а одежды грехов они из тех клипойс, в которых нет добра совершенно, и посредством одевания души в эти одежды — она опускается на более низкий уровень, чем она сама:
אלא שהקליפות הן נחלקות לשתי מדרגות זו למטה מזו המדרגה התחתונה היא שלש קליפות הטמאות ורעות לגמרי ואין בהם טוב כלל ונקראו במרכבת יחזקאל
Эло шеhаклипойс hейн нехлокойс лиштей мадрейгойс зу лемато мизу, hамадрейго hатахтойно — hи шолойш клипойс hатмейойс вероойс легамрей, веэйн богем тойв клол, веникреу бемерковас Йехезкель
Однако «клипот» подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень – это три совершенно дурные и нечистые «клипот», в которых совсем нет добра. В колеснице [видения пророка] Йехезкеля эти «клипот» названы
В видении «Колесницы», которую увидел пророк Йехезкель, в котором упоминаются аспекты, скрывающие Б-жественность, среди них есть три вещи, указывающие на эти три клипы, и они называются там:
רוח סערה וענן גדול וגו’
руах сеоро, веонон годойл ве-гоймер
«бурный ветер», «великое облако» и т.д.[1]
— и «огонь пылающий». Три эти вещи — это три клипы совершенно нечистые, и нет в них блага совершенно.
ומהן
умейhен
и из них
из этих трех клипойс
נשפעות ונמשכות נפשות כל אומות עובדי גלולים וקיום גופם
нишпоойс венимшохойс нафшойс кол умойс ойвдей гилулим, векийум гуфом
получают свою жизненность и существование души всех народов, поклоняющихся идолам, и существование их тел
Кроме жизненности от души, дающей жизнь телу, есть у тела также собственное существование.
ונפשות כל בעלי חיים הטמאים ואסורים באכילה וקיום גופם,
венафшойс кол баалей хаим гатмейойс веасурим баахило, векийум гуфом
души всех нечистых и запрещенных в пищу животных (Ваикра, гл. 11; Дварим, гл. 14) и их физическое существование,
וקיום וחיות כל מאכלות אסורות מהצומח כמו ערלה
векийум вехайус кол маахолойс асуройс мейhацоймейах кмой орло
а также существование и жизненность всех видов запрещенной растительной пищи, как орла
Плоды, растущие на деревьях, которым еще не исполнилось три года,
וכלאי הכרם
вехилъей hакерем
килъэй hакерем
зерновые, посеянные вперемешку с виноградом
וכו’
ве-хулей
и т.д.[2]
все, что запрещено в пищу,
וכמו שכתוב בע»ח שער מ»ט פ»ו
ухмой шекосув беЭйц хаим шаар мем тес перек вов
и, как сказано в книге «Эц Хаим», шаар 49, гл. 6
что все эти вещи, о которых шла речь, получают свою жизненность из трех нечистых клипойс,
וכן קיום וחיות כל המעשה דבור ומחשבה של כל שס»ה לא תעשה
вехейн кийум вехайус кол маасе дибур вемахшово шел кол шин самех hей лой саасе
и также существование и жизненность каждого действия, слова и мысли, всех 365 запрещающих заповедей
Триста шестьдесят пять заповедей «не делай», которые Тора запретила делать, говорить и думать
וענפיהן
веанфейhен
и их «ветви»
Вещи, которые запретили мудрецы в качестве «ветвей» запретов, которые запрещены из Торы. И все они получают свою жизненность и существование из трех совершенно нечистых клипойс
כמו שכתוב שם
кмой шекосув шом
как сказано там же
В «Эц Хаим»
סוף פ»ה:
сойф перек hей
в конце гл. 5.
Таким образом, слова и действия запретов, происходят из более низких ступеней в клипойс. А животная душа, как уже говорилось в первой главе, и как будет объясняться далее, происходит из клипас нойгаh, в которой есть еще от добра. Отсюда следует — что эти одежды ниже по уровню, чем сама душа, и они приводят ее к опусканию. Это есть точный смысл выражения «зэ леумас зэ » — противоположная сторона Б-жественной души, у которой ее одежды: мысль, речь и действие в Торе и исполнении заповедей, выше по уровню, чем сама эта душа и приводят к ее подъему.



[1] Йехезкель, 1:4. Не упомянут третий источник дурного, названный Йехезкелем «занимающийся огонь». Эти образы соответствуют связанным с тремя «клипот» дурными элементами воздуха, воды и огня. Не упомянут элемент земли, послуживший, как известно из рассказа о сотворении, основой для сотворения физической природы растений, животных и человека. Абсолютное зло, три нечистые «клипот», не имеет отношения к телесной стороне мира (она может быть, Однако, использована запрещенным образом и тогда включается во зло). (Шамир)
[2] Плоды растений, выращенных без соблюдения некоторых запретов Торы и ставших потому запрещенными для употребления в пищу. (Шамир)