Глава 3 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

כי השכל שבנפש המשכלת כשמתבונן ומעמיק מאד בגדולת ה' איך הוא ממלא כל עלמין
ки hасейхел шебенефеш hамаскелес, кешемисбойнейн умаамик меойд бигдулас Гашем, эйх hу мемале кол олмин
Ибо когда разум разумной души углубляется в созерцание величия Б-жьего, того, как Он наполняет все миры,
наполняет все миры Б-жественным светом и жизненностью - подобно тому как душа наполняет и дает жизнь всем частям и органам тела. Этот Б-жественный свет и жизненность одевается и соединяется с каждым творением и он соответствует специальным свойствам каждого творения,
וסובב כל עלמין
весойвейв кол олмин
и как Он объемлет их,
Б-жественный свет и жизненность, который выше того, чтобы одеваться внутрь миров; здесь идет речь о Б-жественном свете, воздействующем "внешним", окружающим образом. Или когда он задумывается об идее
וכולא קמיה כלא חשיב
вехуло камэй келой хошив
и как все пред Ним как бы не существует,
как все творение считается как ничто перед Вс-вышним. Углубление мысли о величии Вс-вышнего, как все творения устраняются перед Ним абсолютно, это посредством углубления его мысли, в одной из упомянутых идей, о величии Вс-вышнего, и тогда:
נולדה ונתעוררה מדת יראת הרוממות במוחו ומחשבתו לירא ולהתבושש
нойлдо венисойреро мидас йирас hороймемус бемойхой умахшавтой, лиро улеhисбойшейш
в его уме и мысли возникает и пробуждается чувство страха перед возвышенным, [чувство] трепета и смущения
"йирас бойшес ", страх, пронизанный стыдом, подобно тому, как человек боится великого мудреца и праведника - это выражается также в стыде и уважении, который есть у него перед величием этого мудреца и праведника. также и здесь, углубление мысли в этих вещах приводит к тому, чтобы бояться и стыдиться,
מגדולתו ית' שאין לה סוף ותכלית ופחד ה' בלבו
мигдулосой Йисборах, шеэйн ло сойф весахлис, уфахад Гашем белибой
перед величием Его, благословенного, Которому нет ни конца, ни границ, и страх Б-жий в сердце его.
До сих пор говорилось об углублении мысли о величии Вс-вышнего, которое приводит к страху - выражение качества гвуро .
ושוב
вешув
И
углубление мысли о величии Вс-вышнего приводит также к пробуждению качества хесед , когда объектом hисбойненус является благо Б-жественности,
יתלהב לבו באהבה עזה כרשפי אש בחשיקה וחפיצה ותשוקה ונפש שוקקה
йислаhейв либой беаhаво азо керишфей эйш, бахашейко вахафейцо усшуко венефеш шойкейко
сердце его возгорится крепкой любовью, как угли пылающие, со страстью, желанием, стремлением и жаждой души,
различные выражения любви, каждое из которых имеет особый смысл,
לגדולת אין סוף ב"ה
лигдулас Эйн Сойф борух hу
стремящейся к величию Эйн Софа, благословен Он.
т.е., что в данном случае hисбойненус пробуждает сильную любовь к Вс-вышнему,
והיא כלות הנפש
веhи колус hанефеш
Это высшая форма духовной жажды,
эта любовь может разгореться до такой степени, что душа изойдет от великой любви, и в действительности, душа бы вышла совершенно, если бы человек не ограничивал бы себя и свою великую любовь с помощью работы над собой, чтобы прекратить этот процесс колус hанефеш , и остаться душой внутри тела, для того, чтобы исполнить намерение Вс-вышнего,
כדכתיב נכספה וגם כלתה נפשי וגו' וכתיב צמאה נפשי לאלהים וגו' וכתיב צמאה לך נפשי וגו' והצמאון הוא מיסוד האש שבנפש האלקית וכמ"ש הטבעיים וכ"ה בע"ח שיסוד האש הוא בלב ומקור המים והליחות מהמוח וכמ"ש בע"ח שער נ' שהיא בחי' חכמה שנקרא מים שבנפש האלקית
кидихсив: нихсефо вегам колсо нафши ве-гоймер, ухсив: цомъо нафши лЭйлойким ве-гоймер, ухсив цомъо лехо нафши ве-гоймер. Веhацимоойн hу мийесойд hоэйш шебенефеш hоЭлойкис, ухмой шекосву hативъиим, вехейн hу беэйц хаим, шейесойд hоэйш hу белейв, умкойр hамаим веhалейхус меhамойах, ухмой шекосув беэйц хаим шаар нун, шеhи бхинас хохмо, шеникро маим шебенефеш hоЭлойкис
та, о которой написано: "Душа моя жаждет и умирает и т. д."[Тегилим 84, 3] и "Душа моя жаждет Б-га и т. д."[Тегилим, 42, 3], и сказано: "Душа моя жаждет Тебя и т. д."[Тегилим, 63, 2]. Источник ее – элемент огня в Б-жественной душе. Как по мнению естествоиспытателей, так и согласно тому, что написано в книге "Эц хаим", элемент огня находится в сердце, источник же воды и влаги происходит от мозга, а в "Эц хаим", гл. 50, Хохма называется водой Б-жественной души[1].
сердце, местонахождение чувств, горячо, это "основа огня", а мозг, местопребывание разума, спокойного и уравновешенного - холоден. И как мы видим воочию, различие между человеком эмоциональным и человеком рассудительным. также и относительно мойхин и мидойс Б-жественной души: огонь и воодушевление любви находят свое выражение в сердце, и со стороны аспекта сердца, человек может дойти до колус hанефеш. Но мозг холоден и спокоен. И это спокойное уравновешенное понимание, что намерение Вс-вышнего в том, чтобы была душа именно внутри тела, для того, чтобы исполнять Тору и заповеди - охлаждает огонь сердца, и не разрешает человеку достичь колус hанефеш.
До сих пор говорилось каким образом два качества страха и любви порождаются от хохмо и бино.
ושאר המדות כולן הן ענפי היראה והאהבה ותולדותיהן כמ"ש במקום אחר.
вешаар hамидойс кулон, hейн анфей hа-йиро веhоаhаво весойлдойсейhен, кмой шекосув бе-мокойм ахейр
Все остальные мидот – это ответвления страха и любви и их производные, как об этом говорится в другом месте.
само собой понятно также, как порождаются остальные мидойс от хохмо и бино.
Вышесказанное объясняет нам, почему хохмо и бино называются ов и эйм для мидойс: от hисбойненус в хохмо и бино рождаются мидойс . Хохмо называется "отец": подобно тому, как в капле мозга отца уже есть все детали органов ребенка, но там они в тонкой сокрытой форме - также и в точке хохмо, есть уже, в сокрытом виде, все детали идеи, о которой он думает. И также как мать проявляет и овеществляет отдельные органы ребенка - также способность бино разделяет и раскрывает все детали изучаемой идеи, и поэтому бино называется "матерью".
Но все еще не объяснено нам, в чем состоит задача силы даас в порождении мидойс, ибо, как говорилось, также даас является "матерью" и источником мидойс, и на это он объясняет:
והדעת הוא מלשון והאדם ידע את חוה והוא לשון התקשרות והתחברות שמקשר דעתו בקשר אמיץ וחזק מאוד ויתקע מחשבתו בחוזק בגדולת אין סוף ב"ה ואינו מסיח דעתו
веhадаас, hу милешойн веhоодом йода эс хаво, ве-hу лешойн hискашрус веhисхабрус, шемекашер даатой бекешер амиц вехозок меойд, вейиска махшавтой бехойзэк бигдулас Эйн Сойф бору hу, веэйной мейсиах даатой
Смысл понятия Даат передается словами "И Адам познал Хаву"[Берейшис 4, 1], что говорит о связи и соединении. Человек связывает свою мысль с величием Эйн Софа, благословен Он, неразрывной крепкой связью, не переставая направлять к Нему все свои мысли, так, что мысль не в состоянии от Него отвлечься.
он крепко связывает свой даас со всем, что он постиг, и концентрирует свою мысль на этой идее, и не отвлекается от нее.
כי אף מי שהוא חכם ונבון בגדולת א"ס ב"ה
ки аф ми шеhу хохом веновойн бигдулас Эйн Сойф борух hу,
Даже человек величайшей мудрости, способный постичь величие Эйн Софа, благословен Он,
даже если он задействовал хохмо и бино , чтобы задумываться о величии Вс-вышнего,
הנה אם לא יקשר דעתו ויתקע מחשבתו בחוזק ובהתמדה לא יוליד בנפשו יראה ואהבה אמיתית
hиней им лой йекашейр даатой вейиска махшавтой бехойзэк увеhасмодо, лой йойлид бенафшой йиро вааhаво амитис, ки им димйойнойс шов,
не связав с Ним свой разум и не концентрируя мысли на Нем усиленно и непрерывно, не породит в своей душе истинные страх и любовь, но лишь пустые мечтания.
только ему будет казаться, что у него есть настоящая любовь и страх. Однако, в действительности, без того, чтобы задействовать даас, у него нет этих мидойс,
כי אם דמיונות שוא ועל כן הדעת הוא קיום המדות וחיותן והוא כולל חסד וגבורה פי' אהבה וענפיה ויראה וענפיה:
ве-ал кейн hадаас hу кийум hамидойс вехайусон, ве-hу койлейл хесед у-гвуро, пируш аhаво веанофеhо вейиро веанофеhо:
Поэтому Даат – основа мидот и источник их жизненной силы. В ней заключены Хесед и Гвура – любовь и все, что исходит от нее, страх и все, что от него исходит.
отсюда следует, что также даас - это "мать" и источник мидойс. Ибо, посредством силы даас рождаются мидойс живые и истинные.
Один из старейших хасидов Ребе Рашаба - Рашбац - рабби Шмуэль Бецалель - объяснял как-то что такое даас так:
Крестьянин держал в своем имении "меламеда", который учил его детей. Как почти всегда было, крестьянин был простой еврей, даже не умел читать, и одной из работ меламеда было также читать письма, которые к нему приходили. Однажды пришло письмо, в котором сообщалось, что отец этого крестьянина умер. Крестьянин не мог прочитать письмо, и передал его меламеду, чтобы прочитал ему. Когда он услышал содержание письма - он упал в обморок.
Спрашивается: ведь крестьянин только слышал содержание письма из уст меламеда, а сам меламед видел написанное в письме, но почему же упал в обморок крестьянин, а не меламед?
Но, для крестьянина, когда речь идет о его отце, он чувствует по-другому, не так как меламед. также и тот, кто хорошо понимает "философию", возможно, что он и "мысль" - это две отдельные вещи, и "мысль" не воздействует на него, это не его "отец". Но, когда используют даас, посредством которого он связывается и становится одним целым с сейхел - он не только понимает сейхел, но от также чувствует его - тогда сейхел воздействует на него, вплоть до того, что он пробуждается в любви и страхе, в соответствии с содержанием сейхел, это становится его "отцом".



[1] Жажда, возбужденная в сердце элементом огня, нуждается в удовлетворении, огонь нужно "потушить". Вода, стекающая сверху вниз, является символом мудрости, самой высокой из всех сфирот. Удовлетворение этой жажды достигается с помощью изучения Торы (Шамир)

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .