Глава 29

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק כט
перек коф-тес
глава 29
В предшествующих главах Алтер Ребе привел ряд советов, каким образом избавиться от ацвус , поскольку это мешает служить Вс-вышнему.
В главе, которую мы начинаем учить, Алтер Ребе показывает, как избавиться от другого препятствия в служении Вс-вышнему - и это - тимтум hалейв , что иногда случается, что сердце человека закрыто и не способно чувствовать, и поэтому он не способен воспринять свет "сейхел ", который воздействует на сердце, чтобы достичь в своей молитве любви к Вс-вышнему и страха перед Вс-вышним.
אך עוד אחת צריך לשית עצות
ах ойд ахас цорих лошис эйцойс
Но есть еще нечто, с чем средние должны бороться
искать пути решения
בנפשו' הבינונים
бенафшойс hабейноним
в своей душе.
в тех душах, которые находятся на ступени "бейнони",
אשר לפעמים ועתים רבים יש להם טמטום הלב שנעשה
ашер лифеомим веитим рабим, йейш лоhем тимтум hалейв, шенаасо
Иногда и даже часто бывает у них отупение сердца, когда оно становится
сердце
כאבן ולא יכול לפתוח לבו בשום אופן לעבודה שבלב זו תפלה.
коэвен, велой йохойл лифтойах либой бе-шум ойфен, лаавойдо шебелейв зу тфило,
как камень, и человек никоим образом не может его раскрыть для "служения сердцем", то есть молитвы.
как объясняют в учении хасидизма, что имеется в виду, что молитва - это работа в сердце и с сердцем; работа внутри сердца - т.е., что то, что человек постигает своим разумом, должно светить в его сердце; и цель этой работы - повлиять на сердце чтобы изменить его чувства к лучшему, что вместе стремления к физическим удовольствиям, у него будет любовь к Вс-вышнему и страх перед Вс-вышним. Однако, для этой работы человек нуждается в открытости сердца, чтобы его сердце было раскрыто, чтобы воспринять то, что мозг постигает, и принять это. Когда сердце закрыто и не способно воспринимать - это мешает служению сердца в молитве.
וגם לפעמים לא יוכל להלחם עם היצר לקדש עצמו במותר לו מפני כבדות שבלבו
вегам лифеомим лой йухал леhилохейм им hайейцер, лекадейш ацмой бемутор лой, мипней квейдус шебелибой
И иногда средний не может также бороться с дурным влечением, освящать себя в дозволенном, из-за отягощенности сердца.
как мы учили в гл. 26, часть работы бейнони - это освящать себя в разрешенных вещах: не делать то, что он желает делать, как: не кушать - когда он хочет кушать, и т.п. Это приходит посредством войны - человек должен воевать с дурным началом, которое хочет, чтобы человек удовлетворял все свои желания. И когда сердце находится в состоянии тимтум и квейдус - он не способен вести эту войну с дурным началом.
וזאת היא עצה היעוצה בזהר הקדוש דאמר רב מתיבתא בגן עדן
везойс hи эйцо hайеуцо бе-зойhар hа-койдеш: дэомар рав месивто бэган Эйден
В книге "Зогар" приводится следующий совет главы йешивы Ган Эдена:
сказал рош йешиво в Ган Эйден:
אעא דלא סליק ביה נהורא מבטשין ליה כו'.
ао дэло слик бэй неhойро меватшин лэй кулей
"Бревно, в котором не занимается огонь, нужно разбить в щепки...
полено, которое не разгорается в огне, разбивают его - бьют его и расщепляют его на щепки. Для того, чтобы зажечь полено, которое не загорается в огне - нет необходимости в более сильном огне, но можно подготовить полено, для того, чтобы огонь мог охватить его, и это посредством того, что его расщепляют на мелкие щепки.
Подобно этому - продолжает Зогар:
גופא דלא סליק ביה נהורא דנשמתא מבטשין ליה כו'
гуфо дэло слик бэй нhойро дэнишмесо - меватшин лэй кулэй
тело, в котором не загорается свет души, нужно растоптать и т. д."[Зогар, часть 3, стр. 168а].
тело, в котором не воспринимается огонь и свет души - бьют его. Тогда - завершает Зогар - тело становится способным воспринять "нhойро дэнишмесо " (свет души).
פי' נהורא דנשמתא
пируш нhойро дэнишмесо -
Выражение "[не загорается] свет души"
нhойро дэнишмесо означает свет души (который не светит в таком теле)
שאור הנשמה והשכל אינו מאיר כל כך למשול על חומריות שבגוף.
шеойр hанешомо веhасейхел эйной мейир бой кол ках, лимшойл ал хумриюс шебегуф
означает, что свет души и разум не светит настолько, чтобы торжествовать над вещественностью тела.
ибо, разум души должен властвовать над материальностью тела и очищать ее, а в данном случае свет души и разума не властвует над материальностью.
ואף שמבין ומתבונן בשכלו בגדולת ה'
веаф шемейвин умисбойнен бесихлой бигдулас Гавайе
И хотя средний понимает и размышляет разумом своим о величии Всевышнего,
т.е.: в "hисбойненус " нет у него недостатка совершенно, и тем не менее,
אינו נתפס ונדבק במוחו כל כך
эйной ниспос венидбок бемойхой кол ках,
это не схвачено и не усвоено его разумом так,
это понимание не "схватывается" и не "прилепляется" настолько в мозгу,
שיוכל למשול על חומריו' הלב
шейухал лимшойл ал хумриюс hалейв
чтобы он смог торжествовать над вещественностью сердца,
и это,
מחמת חומריותן וגסותן
махмас хумриюсон вегасусон
и это происходит из-за природы этой вещественности и грубости,
мозга и сердца.
והסיבה
веhасибо
коренящейся
для этого
היא גסות הקליפה שמגביה עצמה על אור קדושת נפש האלקית
hи гасус hаклипо шемагбиаh ацмо ал ойр Кдушас нефеш hоЭлойкис
в грубости "клипы", которая возносит себя над светом святости Б-жественной души
животная душа, которая есть душа из клипы, возвышает себя в своей материальности, напротив света святости Б-жественной души,
ומסתרת ומחשיכה אורה.
умастерес умахшихо ойро
и заслоняет и затемняет ее свет.
свет святости Б-жественной души.
Подобно тому, как в примере, когда огонь не схватывается на полене, не обязательно требуется добавлять больше огня, но разделяют полено на маленькие щепки, которые будут способны гореть - подобно этому также в нимшол, не требуется более сильный и более глубокий hисбойненус в величии Вс-вышнего, но следует разбить грубость клипы, для того, чтобы человек был способен воспринять внутри себя свет святости Б-жественной души.
ולזאת
улезойс
И потому
и поэтому
צריך לבטשה ולהשפילה לעפר דהיינו לקבוע עתים להשפיל עצמו
цорих леватшо улhашпило леофор, дэhайну ликбойа итим леhашпил ацмой
нужно растоптать ее и унизить, [низведя] до праха, а именно – предназначить определенное время для того, чтобы смирять себя,
делать "хешбойнойс " которые приведут к его унижению,
להיות נבזה בעיניו נמאס ככתוב ולב נשבר רוח נשברה היא הס"א
лиhйойс нивзэ беэйнов нимъос, какосув лейв нишбор руах нишборо, hи hаситро охоро
считать себя стоящим низко, как написано: "Сердце сокрушенное, дух разбитый"[Тегилим, 51:19]. Слова эти относятся к стороне "ситра ахра",
посредством унижения будет сломлен дух ситро охоро
שהיא היא האדם עצמו בבינונים
ше hи hи hоодом ацмой бевейноним
а она – сам человек у средних[1],
животная душа из клипы, это сам человек в тех, чья ступень это ступень бейнони,
שנפש החיונית המחיה הגוף היא בתקפה כתולדתה בלבו
шенефеш hахийунис hамехайо hа-гуф, hи бесокфо кесойлдосо белибой
так как витальная душа, оживляющая тело, сохраняет всю свою природную силу в его сердце,
"среднего"
נמצא היא היא
нимцо hи hи
а значит, она
душа, которая из клипы
האדם עצמו.
hоодом ацмой
– сам человек.
в бейнони. И когда он ломает себя, он ломает тем самым "ситро охоро".
ועל נפש האלקית שבו נאמר נשמה שנתת בי טהורה היא שנתת בי דייקא
ве-ал нефеш hоЭлойкис шебой неэмар: "нешомо шеносато би тhойро hи", шеносато би дэйко
О Б-жественной же душе, которая в нем, сказано: "Душа, которую Ты поместил во мне, чиста"[2]. Сказано: "которую Ты поместил во мне"
"во мне", именно
מכלל
миклол
– из этого следует,
отсюда ясно,
שהאדם עצמו איננו הנשמה הטהורה
шеhоодом ацмой эйнэну hанешомо hатhойро
что чистая душа не есть сам человек,
ибо тогда бы не говорил "которую Ты дал во мне". Когда человек говорит "ты дал во мне" - это говорят его душа и его тело, ибо тело само по себе не способно сказать. Следовательно, сам человек это животная душа, которая дает жизнь телу, и она говорит про Б-жественную душу "Ты дал во мне".
כי אם בצדיקים
ки им бацадиким
исключение составляют лишь праведники,
в них - животная душа - это не сам человек;
שבהם הוא להפך שנשמה הטהורה שהיא נפש האלקית הוא האדם
шебоhейм hу леhейпех: шенешомо hатhойро шеhи нефеш hоЭлойкис hу hоодом
у них, наоборот, чистая душа, то есть Б-жественная душа, есть сам человек,
ибо, вся их жизненность приходит только лишь от Б-жественной души, также тело живет от Б-жественной души,
וגופם נקרא בשר אדם.
вегуфом никро "бсар hоодом"
а тело их называется плотью человеческой.
подчинено самому человеку.
וכמאמר הלל הזקן לתלמידיו כשהיה הולך לאכול היה אומר שהוא הולך לגמול חסד עם העלובה ועניה הוא גופו כי
укемаамар Гилель hазокейн леталмидов, кешеhойо hойлейх леэхойл, hойо оймер шеhу hойлейх лигмойл хесед им hоалуво ваанийо - hи гуфой, ки
И так говорил старец Гилель своим ученикам – когда шел есть, он говорил, что идет сделать милость униженной бедной твари, и это его тело,
тело
כמו זר נחשב אצלו ולכן אמר שהוא גומל חסד עמו במה שמאכילו
кмой зор нэхшов эцлой, велохейн омар шеhу гоймейл хесед имой бема шемаахилой
ибо оно было для него как бы чужим. Потому он и сказал, что кормя его, он делает ему милость,
подобно тому, как делают милость, когда дают кушать другому.
כי הוא עצמו אינו רק נפש האלקית לבד כי היא לבדה
ки hу ацмой эйной рак нефеш hоЭлойкис левод, ки hи левадо
ибо сам он – одна только Б-жественная душа, только она
Б-жественная душа
מחיה גופו ובשרו
мехайо гуфой увсорой
оживляет его тело и плоть,
שהרע שהיה בנפש החיונית המלובשת בדמו ובשרו נתהפך לטוב ונכלל בקדושת נפש האלקית ממש בצדיקים.
шеhора шеhойо бенефеш hахийунис hамелубешес бедомой увсорой - нисhапейх летойв, венихлол бикдушас нефеш hоЭлойкис мамош бацадиким
так как зло, которое было в витальной душе, облеченной в кровь и плоть, у праведников полностью обращается в добро и включается в сферу святости Б-жественной души.
и само собой, Б-жественная душа - это сам человек действительно в праведниках.



[1] "Я" среднего - его животная душа, поскольку у него она в полной силе, он только не дает ей возможности действенно проявиться, то есть довести до совершения зла мыслью, речью или действием. У праведника же, как далее объясняется, сущностью его, его "я", является его Б-жественная душа (Шамир)
[2] Утренние благословения; Брахот, 60б. (Шамир)

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .