Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 16

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק טז
Глава 16
В предыдущей главе Алтер Ребе объяснил, что есть два способа в изменении природной привычки животной души, посредством работы человека:
— пробуждение и раскрытие любви к Вс-вышнему посредством hисбойненус о величии Вс-вышнего — и это называется «авойдо тамо » — цельное служение;
— пробуждение любви к Вс-вышнему, скрытой в сердце каждого из Израиля — эту любовь человек не создает своей работой, но это наследие нам от наших отцов, и работа человека в этом выражается только в пробуждении этой любви.
В начале следующей главы, которую мы начинаем учить, Алтер Ребе объяснит: в служении бейноним есть «большое правило», и это — управлять и властвовать над природой животной души.
וזה כלל גדול בעבודת ה’ לבינונים העיקר הוא למשול ולשלוט על הטבע שבחלל השמאלי
везэ клал годол ба-авойдас Гашем лебейноним, hоикор hу лимшойл велишлойт ал hатева шебехолол hасмойли
И это есть великое правило в служении Вс-вышнему для бейноним, главное — это управлять и властвовать над природой, которая в левой полости
сердца, т.е., природа животной души, место которой — в левой полости сердца,
ע»י אור ה’ המאיר לנפש האלקית שבמוחו
ал йедей ойр Гашем, hамейир ланефеш hоЭлойкис шебемойхой
посредством света Вс-вышнего, который светит Б-жественной душе, которая в его мозгу
и посредством этого
לשלוט על הלב
лишлойт ал hалейв
властвовать над сердцем,
для того, чтобы бейнони мог властвовать над страстями животной души, он нуждается в том, чтобы в определенных аспектах, использовать кроме идеи «мозг властвует над сердцем», также Б-жественный свет, которым освещает Б-жественная душа — и также эта помощь, в аспекте света Вс-вышнего, может быть достигнута, посредством углубления в величие Вс-вышнего.
כשמתבונן במוחו בגדולת א»ס ב»ה להוליד מבינתו
кешемисбойнен бемойхой бигдулас Эйн Сойф борух hу, леhойлид мибиносой
когда он задумывается в своем мозгу о величии Эйн Соф борух hу, чтобы породить из своего постижения
от его постижения величия Вс-вышнего
רוח דעת ויראת ה’ במוחו
руах даас вейирас Гашем бемойхой
дух знания и трепета перед Ним,
этот страх воздействует на него
להיות סור מרע
лиhйойс сур мейро
и он станет «избегать зла»,
от запретов
דאורייתא ודרבנן ואפילו איסור קל של דבריהם ח»ו
дэойрайсо ведерабонон, веафилу исур каль шел диврейhем, хас ве-шолом
из Торы и установлений мудрецов, и даже легкий запрет из их слов, хас ве-шолом
от всех видов указанных запретов, спасает его, этот страх перед Вс-вышним, который он пробуждает в своем мозгу, и также он пробудит посредством его hисбойненус о величии Вс-вышнего:
ואהבת ה’ בלבו בחלל הימני
веаhавас Гашем белибой бехолол hайемони
а в сердце будет любовь к Б-гу, в правой его полости,
место расположения чувства любви Б-жественной души
בחשיקה וחפיצה לדבקה בו בקיום
бахашейко вахафейцо, ледовко бой, бекийум
с желанием и страстью, чтобы прилепиться к Нему, исполнением
посредством исполнения
המצות דאורייתא ודרבנן ות»ת שכנגד כולן.
hамицвойс деойрайсо ведерабонон, веталмуд Тойро кенегед кулон
заповедей из Торы и установлений мудрецов, и изучение Торы — напротив всех их
напротив всех заповедей, ибо, посредством исполнения заповедей и изучения Торы, еврей прилепляется к Вс-вышнему, как объяснялось в предыдущих главах, поэтому подвигает его эта любовь к исполнению заповедей и изучению Торы.
Когда человек создает в своем сердце чувственную любовь к Вс-вышнему (и она приводит его к исполнению заповедей), и раскрытый страх перед Вс-вышним в его мозгу (препятствующий ему совершать грехи) — есть у него, как было объяснено в четвертой главе, те любовь и страх, которые приводят его к истинному исполнению, и остережению в 613 заповедях, и они являются корнем и внутренним содержанием исполнения заповедей делай и хранением заповедей не делай, Однако, возможно, что человек углубляется и задумывается о величии Вс-вышнего, и тем не менее, он не может создать внутри себя раскрытые и ощутимые любовь и страх перед Вс-вышним, они остаются сокрытыми в его мозгу и сердце — на это говорит Алтер Ребе далее, что также в тогда, одеваются любовь и страх — Алтер Ребе называет из «твуно» — в действие заповедей, как будто бы он исполнил их посредством любви и страха раскрытых и ощутимых.
ויתר על כן צריך לידע כלל גדול בעבודה לבינונים שגם אם אין יד
вейесер ал кейн цорих лейда клал годол баавойдо лабейноним, шегам им эйн йад
И еще следует знать великое правило в служении средних – даже если интеллект
сила
שכלו ורוח בינתו משגת
сихлой веруах биносой масегес
его разума и духа его постижения достигает
настолько, чтобы он смог
להוליד אהבת ה’ בהתגלו’ לבו
леhойлид аhавас Гашем беhисгалус либой
чтобы породить любовь к Вс-вышнему в раскрытии в его сердце
שיהי’ לבו בוער כרשפי אש וחפץ בחפיצה וחשיקה ותשוקה מורגשת בלב
шейиhйе либой бойэр керишфей эйш, вехофейц бахафейцо вахашейко усшуко мургешес ба-лейв
чтобы было его сердце горящим как искры огня, и желать с желанием и страстью и жаждой ощутимой в сердце
чтобы сердце ощущало любовь и стремление
לדבקה בו
ледовко бой
чтобы прилепиться к Нему
к Вс-вышнему. Так, действительно, должно быть, чтобы сердце чувствовало любовь к Вс-вышнему. Но у него это не так, а
רק האהבה
рак hоаhаво
только любовь
создающаяся из его hисбойненус
מסותרת במוחו ותעלומות לבו:
месутерес бемойхой весаалумойс либой
скрытая в его мозгу и тайниках его сердца
причина того, что любовь не приходит в нем в раскрытии в сердце, это не потому, что не хватает чего то в hисбойненус , но, как Алтер Ребе объясняет в hагоhо , причина этого зависит от корня его души:
הגהה (והסיבה לזה היא מפני היות המוחין שלו ונר»נ שלו מבחי’ עיבור והעלם תוך התבונה ולא מבחי’ לידה והתגלות כידוע לי»ח):
hагоhо: (веhасибо лазэ hи мипней hйойс hамойхин шелой веНаРаН шелой мибхинас hоибур веhээлем тойх hатвуно, велой мибхинас лейдо веhисгалус кейодуа лейодъей хей»н)
* Примечание. А причина этого, – что его разум, нефеш, руах и нешама коренятся на уровне зачатия и сокровения в интеллекте, а не на уровне рождения и раскрытия[1], как это известно сведущим в тайной мудрости.
знающим учение каббалы
В порядке создания «мидойс» из «сейхел» в человеке — например: посредством его постижения величия Вс-вышнего, «рождается» внутри него чувство любви к Вс-вышнему — есть, что мидойс действительно «рождаются» и раскрываются в сердце, и есть, что мидойс остаются все еще в «сейхел». Т.е., пока что существует только в мозгу наклонность к той вещи, которую он постигает — в направлении любви или страха.
Так и Свыше, в сфирот, есть мидойс, которые уже в раскрытии, и есть мидойс, которые все еще сокрыты в бино, и поскольку души происходят от мидойс Свыше — есть души, которые от мидас хесед, и души, которые происходят от мидас гвуро, есть также в этом два способа: души, корень которых в мидойс, когда они уже раскрылись, и поэтому способны обладатели этих душ, создать в своем сердце раскрытую любовь к Вс-вышнему; и души, корень которых в мидойс, когда они все еще находятся в сокрытии в бино — обладающие этими душами не могут создать в своем сердце раскрытую любовь к Вс-вышнему, но она остается в сокрытии — как это в корне их душ.
Но, по крайней мере понятно, что есть такие, что их любовь находится в сокрытии в их мозгу, и сокрыта в их сердце.
דהיינו שהלב מבין ברוח חכמה ובינ’ שבמוחו
дэhайну, шеhалейв мейвин беруах хохмо увино шебемойхой
а именно – когда сердце понимает духом мудрости и разумения, которые в мозгу,
действительно, должно быть, чтобы сердце чувствовало и было пронизано чувством любви; но у него — «сердце постигает», что также в сердце его воспринимается только постижение
גדולת א»ס ב»ה דכולא קמיה כלא חשיב ממש
бигдулас Эйн Соф борух hу, дэкуло камэй келой хошив мамош
величие Эйн Софа, благословен Он, [то есть] что все по сравнению с Ним как бы совершенно не существует,
перед Вс-вышним все считается — как ничто.
אשר על כן יאתה לו יתב’ שתכלה אליו נפש כל חי לידבק ולהכלל באורו.
ашер ал кейн йээто лой йисборах, шетихлэ эйлов нефеш кол хой, лидовейк великолейл беойрой
и потому подобает Ему, благословенному, чтобы душа всякого живого существа стремилась к Нему, дабы стать Ему приверженной и соединиться с Его светом.
וגם נפשו ורוחו אשר בקרבו כך יאתה להן
вегам нафшой верухой шебекирбой, ках йеэсэ лоhейн
И нефеш и руах, которые в нем, надлежит
подобает им
להיות כלות אליו
лиhйойс колойс эйлов
стремиться к Нему
к Вс-вышнему
בחשיקה וחפיצה לצאת מנרתקן הוא הגוף
бахашейко вахафейцо, лоцейс минартикон hу hагуф
и жаждать и желать выйти из своей оболочки, то есть из тела,
тело подобно мешку, вмещающему в себя душу,
לדבקה בו
ледовко бой
и стать приверженным Ему,
так он понимает, что его душе следует стремиться к Вс-вышнему вплоть до «колус нефеш»,
רק שבע»כ חיות הנה בתוך הגוף וצרורות בו כאלמנות חיות
рак шебеал корхон хайойс hейно бесойх hа-гуф, уцруройс бой кеалмонойс хайойс
и лишь помимо своей воли они живут в теле, заключены в нем и подобны женам, лишившимся мужей[2].
у которых нет разрешения выйти замуж, поскольку их мужья, которые оставили их, все еще живы.
Т.е., в сущности, было бы правильно для души, чтобы было в ней стремление желать выйти из тела, для того, чтобы соединиться с Вс-вышним, и то, что она остается в теле, было бы у нее как принуждение;
ולית מחשבה דילהון תפיסא ביה כלל
велейс махшово дилhойн тфисо бэй клол
Их мысль не постигает Его совершенно,
мысль их душ и духа (когда они находятся внутри тела), не способны постичь Вс-вышнего,
כי אם כאשר
ки им каашер
разве только в то время,
их мысль
תפיסא ומתלבשת בתורה ובמצותי’
тфисо умислабешес бетойро увемицвойсеhо
когда она постигает Тору и ее заповеди и в них облекается,
когда еврей изучает Тору и исполняет мицвойс, он «схватывает» и постиогает волю и мудрость Вс-вышнего, которые есть одно целое с самим Вс-вышним.
כמשל המחבק את המלך הנ»ל.
кемошол hамехабейк эс hамелех, hанизкор леэйл
как в сравнении об обнимающем короля, которое приводилось выше[Гл. 4].
хотя царь облачен в свои одеяния, это не уменьшает важности обнимания царя, и также в нашем вопросе: хотя Тора и заповеди облачены в материальные аспекты, но есть в этом воля и мудрость Вс-вышнего, и это как будто бы он «схватывает» самого Вс-вышнего, кивйохол,
Все вышесказанное, он постигает своим мозгом, и из мозга это понимание воспринимается также в сердце — это это создает в нем решение:
ואי לזאת
веэй лозойс
И потому
и поэтому,
יאתה להן
йеээсо лоhейн
им надлежит
следует его душе и духу,
לחבקו
лехабкой
обнять Его
Вс-вышнего,
בכל לב ונפש ומאד
бехол лейв вонефеш умеойд
всем сердцем, всей душой и всеми силами,
в трех этих аспектах «бехол левовхо увехол нафшехо увехол меойдехо»
דהיינו קיום התרי»ג מצות במעשה ובדבור ובמחשבה שהיא
дэhайну, кийум hатарьяг мицвойс бемаасэ уведибур увемахшово, шеhи
именно исполняя 613 заповедей действием, речью и мыслью,
«и в мысли» —
השגת וידיעת התורה
hасогас вейедияс hа-Тойро
а мысль – постижение и знание Торы,
постижение Торы получают в одеянии мысли
כנ»ל
кенизкор леэйл
как говорилось выше[3].
в предыдущих главах, что посредством изучения Торы и исполнения мицвойс, «схватывают», кивйохол, самого Вс-вышнего.
Таким образом, из hисбойненус о величии Вс-вышнего, которое воздействует на душу, чтобы желать прилепиться к Вс-вышнему — и что невозможно достичь этого иначе как посредством исполнения заповедей и изучения Торы — он принимает решение, прилепиться к Вс-вышнему посредством исполнения Торы и заповедей.
הנה כשמעמיק בענין זה בתעלומות תבונות לבו ומוחו ופיו ולבו שוין
hиней кешейаамик беиньон зэ, бесаалумойс твунойс либой умойхой, уфив велибой шовин,
И вот, когда [средний] углубляется в это разумением своим, скрытым в тайниках сердца и мозга, и уста его согласны с сердцем,
это решение, принимаемое в его сердце, находит свое выражение во всей своей силе, в речи,
שמקיים כן בפיו כפי אשר נגמר
шемекайем кейн бефив, кефи ашер нигмор
ибо устами он выполняет то, что решено
решено
בתבונת לבו ומוחו
бисвунойс либой умойхой
разумением сердца и мозга,
דהיינו להיות בתורת ה’ חפצו ויהגה בה יומם ולילה בפיו
дэhайну: лиhйойс бесойрас Гашем хефцой, вейеhгэ бо йоймом волайло бефив
а именно все желания его обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем и ночью, изучая ее и произнося [ее слова],
וכן הידים ושאר אברים מקיימים המצות כפי מה שנגמר בתבונת לבו ומוחו
вехейн hайодаим ушаар эйворим, мекаймим hамицвойс кефи ма шенигмар бисвунас либой умойхой
а также и руки и все остальные члены исполняют заповеди, как решено разумением сердца его и мозга,
и, когда он исполняет принятое решение,
הרי תבונה זו
hарей твуно зу
[тогда] это разумение
т.е., любовь и страх сихлиим, которые невозможно назвать любовью и страхом — но только «твуно»
מתלבשת במעשה דבור ומחשבת התורה ומצותיה להיות להם בחי’ מוחין וחיות
мислабешес бемаасэ дибур умахшевес hа-Тойро умицвойсеhо, лиhйойс лоhем бхинас мойхин вехайус
облекается в действие, речь и мысль Торы и заповедей и становится для них мозгом, и жизненной силой,
что «твуно» становится для них мойхин и хайус
וגדפין לפרחא לעילא
вегадфин лефорхо леэйло
и «крыльями», на которых они поднимаются ввысь
крылья для Торы и заповедей, чтобы подняться с их помощью вверх, Ибо, так говорится в Зогар: «Тора без страха и любви не поднимается вверх»; таким образом, любовь и страх — это как «крылья» для Торы и заповедей, хотя твуно не представляет собой истинных сердечных любви и страха,
כאלו עסק בהם
кеилу осак боhейм
так же, как если бы
Торой и заповедями
בדחילו ורחימו
бидхилу урхиму
он был движим подлинными страхом и любовью,
с любовью и страхом
ממש אשר בהתגלות לבו
мамош ашер беhисгалус либой
ощутимыми сердцем
[בחפיצה וחשיקה ותשוקה מורגשת בלבו ונפשו הצמאה לה’ מפני רשפי אש אהבתו שבלבו כנ»ל]
[бахафицо вахашико усшуко мургешес белибой венафшой hацмейо ла-Гашем, мипней ришфей эйш аhавосой белибой, кенизкор лэ-эйл],
(то есть желанием, жаждой и стремлением, ощутимыми сердцем и душой, жаждущей Б-га оттого, что в его сердце любовь как пылающие угли, как говорилось выше).
все вышесказанное было верно, когда любовь и страх были в раскрытии в его сердце, и поэтому они становились хайус и «крыльями», чтобы поднять с их помощью Тору и заповеди наверх; и Алтер Ребе говорит здесь, что также в нашем вопросе это так: эта твуно, хотя она и не ощутима в сердце, также она становится жизненностью и «крыльями» для Торы и мицвойс. И почему?
הואיל ותבונה זו שבמוחו ותעלומות לבו היא המביאתו לעסוק בהם
hойиль усвуно зу, шебемойхой весаалумойс либой, hи hамевиатой лаасойк боhейм
Ибо именно разумение это, скрытое в разуме и в тайниках сердца, побуждает его обращаться к этим занятиям,
Торой и заповедями,
ולולי שהיה מתבונן בתבונה זו לא היה עוסק בהם כלל אלא
велулэй шеhойо мисбойнен бисвуно зу, лой hойо ойсейк боhейн клол, эло
и если бы он не углублялся в размышление, движимый этим разумением, он совсем не обращался бы к ним и был бы
занимался бы
בצרכי גופו לבד
бецорхей hагуф левад
занят только удовлетворением телесных потребностей.
в соответствии с общей природой человека, заниматься своими материальными потребностями, и эта «твуно» отрывает его от того, чтобы заниматься делами своего тела, и вместо этого заниматься Торой и заповедями. Поэтому твуно становится жизенностью и «крыльями» для Торы и заповедей, ибо их осуществление приводит эта твуно.
[וגם אם הוא מתמיד בלמודו בטבעו
[вегам им hу масмид белимудой бетивой
(И даже тот, кто обладает естественной склонностью к усиленным умственным занятиям,
и на первый взгляд, он учил бы Тору и без твуно,
אעפ»כ אוהב את גופו יותר בטבעו]
аф ал пи кейн, ойhейв эс гуфой йойсейр бетивой]
все же по природе больше любит свое тело.)
чем изучение Торы, и как следствие этого — он занимался бы другими делами, которые приносят удовольствие его телу. Любовь к Вс-вышнему — в нашем случае — «в его мозгу и в тайниках его сердца» — воздействует на него, чтобы природа усердия в учебе преодолела природную любовь к своему телу. И поэтому эта любовь — это «хайус » его Торы и заповедей.
Хотя в предыдущей главе говорилось, что тот, кто по природе своей масмид, называется «лой аводой «, ибо он не нуждается для этого в «авойдо » совершенно, как же тогда, говорят в этой главе (в которой речь идет о таком, который служит Вс-вышнему, как нужно, и также занимается «авойдо тамо»), что также тот, кто по своей природе масмид , нуждается в твуно для своего служения? Но, в предыдущей главе шла речь о том, кто совершенно не пробуждает любовь, и то, что его природа hасмодо преодолевает природу любви к собственному телу — это следствие одной только сокрытой любви, которая не находится в нем как результат его работы, таким образом, здесь нет никакой работы совершенно, а в нашем вопросе, когда преодоление природы hасмодо над любовью к собственному телу приходит как следствие твуно, — любви, пробуждаемой в нем посредством hисбойненус — это называется «авойдо» и даже «авойдо тамо «.



[1] Как об этом говорилось в гл. 3, мидот (эмоции) порождаются интеллектом (Хабад). Сфирот, соотносимые с мидот, являются источником всех душ (евреев). Но и в своем источнике, интеллекте (Хабад мира Ацилут), мидот коренятся в скрытом состоянии на уровне зачатия, и эти скрытые мидот являются источником душ тех, кто, несмотря на самое самоотверженное изучение Торы и ее исполнение, не способен ощутить любви к Б-гу и трепета перед Ним. Рождение — ощутимые мидот (Шамир)
[2] Мужья их далеко за морем, и от непреодолимости расстояния желание встречи еще более усиливается. Сравнение связано с известным уподоблением еврейского народа «невесте» Б-га. Ср. книгу Шир гаширим, а также см. Тания, часть 1, конец гл. 50 (Шамир)
[3] Гл. 4 и 5 (Шамир)