Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 12

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק יב
Глава 12
В предыдущих главах Алтер Ребе объяснил, что праведник — это тот, в ком добро в его Б-жественной душе побеждает зло его животной души, вплоть до изгнания зла. Злодей — это тот, в ком зло его животной души побеждает добро его Б-жественной души, и приводит человека к греху в действии, в речи , в мысли.
В 12 главе объяснит Алтер Ребе ступень «бейнони», ступень, которая находится между праведником и грешником — что это тот, кто в практическом поведении в мысли, речи, действии побеждает Б-жественная душа животную душу, и она не дает животной душе властвовать ни над какой частью тела, и даже на один момент, посредством дурной мысли, дурных слов и безусловно не сделать что то дурное практически. Одежды Б-жественной души в «бейнони» — только они, есть у них власть над телом человека, во всем, связанном с мыслью, речью и действием — мыслить и говорить слова Торы и исполнять заповеди практически, но, когда речь идет о «сущности» Б-жественной души и «сущности» животной души, в отношении сил их разума и чувств — нет у Б-жественной души превосходства над животной душой. Т.е., его животная душа все еще способна желать дел этого мира, но Б-жественная душа закрывает перед ней путь и не дает этим страстям прийти к практической реализации.
והבינוני הוא שלעולם אין הרע
Веhабейнони hу шелеойлом эйн hо-ра
И бейнони — это тот, в ком никогда зло
его животной души
גובר כל כך לכבוש את העיר קטנ’
гойвер кол ках лихбойш эс hо-ир ктано
усиливается в такой степени, чтобы захватить «малый город»
тело, называющееся «малым городом», что за власть над ним ведется война между Б-жественной душой и животной душой,
להתלבש בגוף להחטיאו
леhислабейш багуф леhахтийой
чтобы одеться в тело, чтобы заставить его грешить
зло животной души не усиливается в нем никогда, чтобы привести его к греху действительно
דהיינו ששלש’ לבושי נפש הבהמית שהם מחשבה דבור ומעשה שמצד הקליפ’
дэhайну, шешлойшес лвушей нефеш hа-баhамис ше-hейм махшово, дибур умаасе мицад а-клипо
т.е., что три одеяния животной души, что это есть мысль, речь и действие со стороны клипо,
мысли, которые запрещено думать, речи, которые запрещено вести, и действия, которые запрещено делать, как уже было объяснено, получают свою жизненность от клипы и ситро охоро — эти три одеяния животной души, они у него в положении, что
האלקית להתלבש בגוף במוח
эйн гойврим бой ал нефеш Элойкис леhислабейш бегуф, бемойах,
не побеждают в нем Б-жественную душу, чтобы одеться в тело, в мозг
чтобы мозг размышлял о том, что запрещено, «одежда мысли» животной души
ובפה
увапэ
и в устах
чтобы говорить запрещенные речи — «одежда речи»
ובשאר רמ»ח אברים
увишаар рамах эйворим
и в остальных 248 органах
в остальных двести сорока восьми органах человека, чтобы делать ими то, что запрещено — «одежда действия»
להחטיאם ולטמאם ח»ו
леhахтиом улетамом хас ве-шолом
чтобы заставить их грешить и осквернить их хас ве-шолом
и посредством этого называться «рошо»
רק שלשה לבושי נפש האלקית הם לבדם מתלבשים בגוף
рак шлойшо лвушей нефеш hоЭлойкис, hейм левадом мислабшим багуф
только три одеяния Б-жественной души, они только одеваются в тело
с одной стороны, он подчеркивает, что одежды животной души не будут властвовать никогда над телом, и с другой стороны — что одежды Б-жественной души будут всегда властвовать над телом,
שהם
ше-hейм
что они
одежды Б-жественной души, они —
מחשבה דבור ומעשה של תרי»ג מצות התורה
махшово, дибур умаасе шел тарьяг мицвойс аТойро,
мысль, речь и действие 613 заповедей Торы
Б-жественная душа — только она — властвует в мозгу, в устах и в остальных органах человека, и использует их только для своих дел
ולא עבר עבירה מימיו
велой овар авейро мийомов
и не грешил никогда
Примечание Любавичского Ребе: «Известный вопрос», т.е., то, что Алтер Ребе говорит здесь, что бейнони — это тот, кто не совершал греха никогда, известен вопрос на это: ведь возможно, что еврей споткнется халило в грехе, и сделает тшуву как нужно, и в его служении, после тшувы, поставит себя на ступени «бейнони»? (Ибо, после тшувы, человек может достичь даже ступени праведника, и несомненно, что он может достичь ступени бейнони!) «И по моему мнению — продолжает Любавичский Ребе в своем примечании — это означает, что бейнони — это такой, что его положение {сейчас} таково, что невозможно совершение греха в прошлом или в будущем (хотя тогда испытания и война с йецер отличаются от сегодняшних, ибо иначе — он по крайней мере рошо потенциально, и это не бейнони полностью, см. Тания гл. 30)» Ребе объясняет этот вопрос так: то, что Алтер Ребе говорит «не совершал греха никогда» — не имеется в виду буквальный смысл слов, что бейнони никогда не грешил в течении всей свой жизни: бейнони называется тот, чье внутреннее-эмоциональное положение в настоящий момент — невозможно ему споткнуться в грехе. также в прошлом. и также в будущем; как бейнони — он бы не грешил, и само собой, он — не грешил. Т.е.Е: по его сегодняшнему состоянию он бы не грешил также в более тяжелых испытаниях, и в процессе борьбы йецер hо-ро, которые были у него, когда он споткнулся в грехе. Но, если его ступень не дает ему отношения к греху только в его сегодняшнем состоянии, и не в прошлом — он называется «злодей» потенциально: потенциально он способен, в другой ситуации, совершить грех — это означает, что он все еще не бейнони в полном смысле этого слова — см. об этом далее в гл. 30
То, что мы выучили, что бейнони — это тот, кто никогда не грешил, также это в отношении будущего:
ולא יעבור לעולם
велой йаавойр леойлом
и не будет грешить никогда[1]
не имеется в виду, что в будущем он не может согрешить, ибо есть у него свобода выбора, но, как говорилось, его настоящее положение таково, что невозможно, чтобы было у него отношение к греху, когда бы то ни было
ולא נקרא עליו שם רשע אפי’ שעה אחת ורגע אחד כל ימיו
велой никро олов шейм рошо афилу шоо ахас, верега эход кол йомов
и не называлось на него имя рошо один час и одну секунду всю его жизнь
как уже объяснялось, имя «рошо» подходит человеку, который совершает грех в мысли, в речи или в действии. Но бейнони, который со стороны его настоящей ступени, невозможно, чтобы он согрешил, ни разу не ложилось на него имя рошо. Однако, почему же он называется только бейнони, а не «цадик»?
אך מהות ועצמות נפש האלקית שהן עשר בחינותי’
ах, маhус веацмус нефеш hоЭлойкис, шеhейн эсер бхинойсеhо,
но сущность и суть Б-жественной души[2], что это есть десять ее аспектов
то, что три силы разума и природа мидойс называются «эцем » Б-жественной души, это только в сравнении с одеждами мысли, речи и действия, которые служат исполнительными органами Б-жественной души,
לא להן לבדן המלוכה והממשלה בעיר קטנה
лой лоhейн левадон hамлухо веhамемшоло беир ктано
не у них одних царство и власть в «малом городе»
ибо, как он будет объяснять далее, есть также у сил животной души определенная власть над телом, в том, что они пробуждают в его сердце страсть, приводящая к подъему hирhурим в его мозгу,
כי אם בעתים מזומנים
ки им беитим мезумоним
но только в определенные времена
есть у сил Б-жественной души полная власть над телом, и нет тогда у сил животной души никакой власти над ним,
כמו בשעת קריאת שמע ותפלה שהיא שעת מוחין דגדלות למעלה
кмой бишаас крияс шма у-тфило, шеhи шаас мойхин дэгадлус лемаало
как во время чтения шма и молитвы, что это время мойхин дэгадлус [3]Свыше
в высших мирах, т.е.: в это время светит в высших духовный мирах более высокое Б-жественное раскрытие,
Различие между мойхин дэкатнус (разум ребенка) и мойхин дэгадлус (разум взрослого), это, что «порядок приоритетов» ребенка он внешний и глупый; «ребенок желает и любит маленькие вещи, малоценные, поскольку его разум мал и короток, чтобы постичь вещи, которые дороже их, и также он злится и гневается от маленьких вещей, и также самовосхваление и остальные качества характера» (см. выше, гл. 6); но взрослый человек, напротив, понимает, что все вещи, к которым стремится ребенок, это глупости, и не стоит стремиться и искать, но только действительно важные вещи, в соответствии с его взрослым пониманием.
Если мы задумаемся глубже, то мы поймем, что в сущности, вся погоня за делами этого мира — это только из-за «мойхин дэкатнус», когда кажется человеку, что эти вещи важны, в то время, как в действительности весь мир и все его удовольствия — это глупости, ибо истинное существование это только Б-жественность, что «Он только один Он и нет кроме Него», и «все перед Ним как ничто».
Когда светят у человека «мойхин дэгадлус» и «система приоритетов» у него изменяется в соответствии с истинным пониманием, тогда, вместо того, чтобы быть погруженным в материальность, он отдает себя полностью для любви к Вс-вышнему и чтобы прилепиться к Нему и т.д.
Это то, что происходит у бейнони (и «мера бейнони — это мера каждого человека, и за ней каждый человек будет тянуться»!) во время молитвы. В это время у него светят «мойхин дэгадлус», и он может достичь признания и ощущения, что истинное существование — это только Б-жественность.
Это, поскольку также Свыше, в высших мирах, в это время светят «мойхин дэгадлус»: также Свыше, в Б-жественных светах и силах, есть аспект «малости» и «взрослости» — есть Б-жественный свет, который «опускается» и сокращается, чтобы иметь отношение к мирам, что относительно него миры важны и «занимают место» (несмотря на то, что он же творит их), ибо все сокращение света и его опускание — это только для того, чтобы были сотворены миры, в этом аспекте невозможно сказать, что ощущается в нем полностью «Он, только Он один, ни нет кроме Него», поскольку есть некоторый «тфисас моком» также у творений. Когда этот аспект Б-жественного света светит в мирах (и это то, что как правило происходит, ибо из этого аспекта был сотворен и существует мир), тогда миры не подчиняются Б-жественности полностью, ощущается в них, как будто бы они представляют собой важную сущность, также у них есть «тфисас моком». И как следствие этого, также у человека, он тянется и стремится к делам этого мира.
Но во время благоволения, во время молитвы, когда светят «мойхин дэгадлус» — такой аспект в Б-жественности, где ощущается, что «нет больше, кроме Него», тогда также внизу это время благоприятное чтобы достичь истинного признания «мойхин дэгадлус», что весь мир — это совершенное ничто действительно и не нужно стремиться и желать, но только Вс-вышнего. (Пниней Тания)
וגם למטה
вегам лемато
и также внизу
в этом мире,
היא שעת הכושר לכל אדם
hи шаас а-койшер ле-хол одом
это благоприятное время для каждого человека
подняться на более высокие ступени
שאז
шеоз
что тогда
во время чтения Шма и молитвы
מקשר
мекашейр
связывает
бейнони, силы
חב»ד שלו לה’ להעמיק דעתו בגדולת א»ס ב»ה
Хабад шелой леГавайе, легаамик даатой бигдулас Эйн Соф Борух hу
свои силы Хабад к Вс-вышнему, чтобы углубить свое сознание в величии Эйн Соф борух hу
он углубляется в своей мысли в идее, из которой он понимает и чувствует величие Вс-вышнего,
ולעורר
улеойрер
и пробудить
посредством этого hисбойненус
את האהבה כרשפי אש בחלל הימני שבלבו
эс hоаhаво керишфей эйш бехолол hайемони шебелибой
любовь как искры пламени в правой полости своего сердца
как объяснялось в предыдущих главах, что посредством hисбойненус и углубления мысли о величии Вс-вышнего, пробуждается в его сердце любовь к Нему.
לדבקה בו בקיום התורה ומצותי’ מאהבה
ледовко бой бекиюм а-Тойро умицвойсеhо беаhаво,
чтобы прилепиться к Нему с помощью исполнения Торы и заповедей из любви
Его любовь к Вс-вышнему пробуждает его к исполнению Торы и заповедей, ибо, посредством этого он исполняет свое стремление, и соединяется с Вс-вышним,
שזהו
шезеhу
что это
пробудить любовь к Вс-вышнему посредством hисбойненус о величии Вс-вышнего, и с этой любовью исполнять Тору и заповеди, это
ענין המבואר בקריאת שמע דאורייתא
иньон hамевойор бикрияс шма дэОйрайсо
идея, объясняющаяся в чтении Шма из Торы
что это заповедь из Торы
וברכותי’ שלפניה ולאחרי’ שהן מדרבנן הן הכנה לקיום הק»ש
увирхойсеhо шелфонеhо улеахарего шеhейн мидрабонон, hейн hахоно лекиюм hа-крияс шма
и ее благословения, которые перед Шма и после Шма, которые дэрабонон , это подготовка к исполнению чтения Шма надлежащим образом
это благословения, которые установили наши мудрецы, благословенна их память, как подготовка к исполнению содержания Крияс Шма
כמ»ש במ»א
кмой шемевойар бе-мокойм ахейр
как объясняется в другом месте (Гл. 49)
В заповедях вообще и в благословениях на них, сама заповедь — из Торы, а благословение на нее — дэрабонон. Это означает, что посредством каждой заповеди притягивается Свыше Б-жественная святость в душу еврея. Для того, чтобы еврей было сосудом для восприятия этой Б-жественной святости, когда он исполняет заповедь, установили мудрецы благословлять на заповеди, и это благословение возвышает его и подготавливает его, чтобы воспринять святость заповеди. Но, во всякой заповеди мы видим ясно отношение благословения к этой заповеди, и заповедь упоминается в этом благословении, как в благословении на тфилин, «леhониах тфилин», в благословении на цицис — «ал мицвас цицис», или «леhисатеф бацицис»; таким образом, понятен смысл этих благословений, и их отношение и их подготовка к заповедям. Но, в отношении благословений перед чтением Шма — нужно понять: для чего установили их мудрецы (ведь это не благословения на заповедь чтения Шма, как это во всех практических заповедях)? На первый взгляд, нет у них никакого отношения к чтению Шма! Но — основная идея чтения Шма — это пробудить внутри него «веоhавто эйс Гавайе Элойкехо бехол левовехо «, и для того, чтобы достичь такого пробуждения, требуется подготовка, углубиться в идеи, пробуждающие любовь к Вс-вышнему — и для этого установили благословения чтения Шма, в которых упоминается подробно величие Вс-вышнего, как самые высшие ангелы полностью самоустраняются перед Вс-вышним, и как Вс-вышний отделен от них совершенно — в первом благословении; а во втором благословении — о величии любви Вс-вышнего к Израилю, о мере Его приближения к ним, и подобно этому. Во всем этом есть прочная подготовка, чтобы еврей мог достичь содержания чтении я Шма, любви к Вс-вышнему, как это объясняется подробно в учении хасидизма (см. Тания гл. 49) (Шиурим беСефер Тания)
ואז
Веоз
и тогда
во время молитвы, когда бейнони находится в пламенной любви к Вс-вышнему,
שבחלל השמאלי
hо-ра шебехолол а-смойли
зло, которое в левой полости
сердца, основное место расположения животной души
כפוף ובטל לטוב המתפשט בחלל הימני
кофуф веботейл летойв, hамиспашейт бехолол hайемони
подчинено и устранено перед добром, распространяющимся в правой полости
сердца, основное местопребывание Б-жественной души. Это добро, его любовь к Вс-вышнему, происходят
מחב»ד שבמוח המקושרים בגדולת א»ס ב»ה.
меХабад шебемойах hамекушорим бигдулас Эйн Соф борух hу
из Хабад в мозгу, связанные с величием Эйн Соф борух hу
из его hисбойненус в величии Вс-вышнего во всех трех силах, хохмо, бино, и даас, пробуждается и распространяется из правой полости сердца, любовь к Вс-вышнему, и это воздействует что зло животной души устранится, в это время, перед добром Б-жественной души, и само собой, нет места, чтобы было у него тогда страсть к делам этого мира и т.п.
Все вышесказанное говорится о времени особого подъема, во время молитвы.
אבל אחר התפלה בהסתלקות המוחין דגדלות א»ס ב»ה
авол ахар а-тфило, беhисталкус мойхин дэгадлус Эйн Соф борух hу
но после молитвы, когда уходят мойхин дэгадлус Эйн Соф борух hу
особенное Б-жественное раскрытие, которое светит во время молитвы
הרי הרע חוזר וניעור בחלל השמאלי ומתאוה תאוה לתאות עוה»ז ותענוגיו.
hарей hо-ра хойзер венейор бехолол hасмойли умисаве тааво летаавойс ойлом hа-зе весаанугов
зло возвращается и пробуждается в правой полости, и страстно желает страстей этого мира и его удовольствий
причина этого — что зло, которое в сердце бейнони — оно в сущности во всей своей силе также после молитвы, как будет объясняться далее, и поэтому он может желать тааво



[1] Тот, кто когда-либо совершил грех, может стать средним, как это видно из гл. 14. Сказанное в этом случае означает, что человек достиг такого состояния души, что совершение греха для него невозможно и прошлое не имеет к нему никакого отношения. (Шамир)
[2] В десяти силах Б-жественной души проявляется и выражается ее сущность, но они не есть сама сущность. (Шамир)
[3] Время распространения и раскрытия интеллекта в мидот. (Шамир)