Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Справочное Бюро

Имена, названия, термины, имеющие отношение к этой главе

Аризаль — рабби Ицхак Лурия Ашкенази, благословенна его память /1534-1572(3)/. Выдающийся мудрец и чудотворец, основатель «лурианского» направления в Кабале.

Родился в центре мира, в Иерусалиме. Его мать, овдовев, забрала сына в Египет и поселилась в доме брата, богатого откупщика по имени Мордехай Франсис. Тот души не чаял в племяннике, и когда Аризалю исполнилось 15 лет, выдал за него свою дочь. Рабби Ицхак «рос на руках» больших талмудистов и знатоков «хохмат нистар», тайной мудрости. Его способности удивляли всех, а в скромности и привычке к уединению он не знал равных. Четырнадцать лет Аризаль дневал и ночевал над Торой, приходя домой только в Шабат. Рабби Ицхак, живя в арабском окружении, старался не пачкать уст об их язык, и даже с домашними говорил только на «лошн hа-кодеш».

По знаку свыше Аризаль вернулся в Эрец и поселился в Цфате. Когда ушел из жизни глава тамошних кабалистов, рабби Моше Кордоверо, рабби Ицхак занял его место. Он внес новое понимание в такие понятия, как «Кетер», «Сефирот» и др. От рабби Ицхака не осталось почти никаких записей. Но его выдающийся ученик, рабби Хаим Виталь, собрав конспекты учеников Аризаля, изложил лурианскую Кабалу в книгах «Эц хаим» и «При эц хаим», вдохновлявших многих духовных вождей хасидизма, и в частности, автора Тании.

Талмид хахам — мудрец Торы, или, если переводить буквально, «мудрый ученик». Так называют людей, посвятивших изучению Торы много лет и добившихся определенных успехов. Чтобы носить это звание по праву, «талмид хахам» должен, как минимум, свободно плавать в «море Талмуда». От мудреца Торы ждут особой тщательности в соблюдении заповедей, в денежных вопросах, а также готовности делать и давать больше, чем требует Закон. То, что, при всей накопленной мудрости, знаток Торы продолжает именоваться «учеником», говорит о его способности воспринимать новые знания свежо и легко — как в ту пору, когда он впервые уселся на скамью ешивы.

Am ha-арец — «народ земли», неграмотный еврей.

В еврейской традиции существует спор, кого считать неграмотным.

Вот некоторые из их мнений:

— Ам ha-арец — это тот, кто не знает «алеф-бейт».

— Нет, это тот, кто не учил своих детей Торе.

— Нет, это тот, кто учил Пятикнижие, но не учил Мишну.

— Нет, он учил Мишну, но не учил Талмуд.

— Нет, Талмуд он тоже учил, но не умеет выводить из него Галаху, поскольку не «лил воду на руки мудрецов», прислуживая им и постигая искусство принятия галахических решений. Наверное, можно сказать, что все спорщики правы, поскольку статус «ам ha-арец» зависит от поколения, в котором он живет. Чем выше уровень еврейства, тем этот неуч ученее… Впрочем, в стереотип «ам ha-арец» входит ряд постоянных минусов: неува­жение к мудрецам, недостаточно строгое соблюдение заповедей, поиски «лазеек» в Галахе.

Однако движение хасидизма освободило от клейма «ам ha-арец» простых и искренне верящих евреев. Хасиды нашли у них несколько серьезных плюсов: искренняя молитва, простая и несгибаемая вера в Творца, готовность пожертвовать собой ради еврейства. Хасиды добровольно возложили на себя обязанность обучать «ам ha-арец», даже если он давно вышел из школьного возраста. Ох, нелегкая это работа…

Сефира — один из десяти сосудов,[1] с помощью которых Всевышний вершил процесс Творения. Прообраз всех предметов и форм, су­ществующих в мироздании. У каждой Сефиры есть свое главное свойство. Например, у Сефиры «Хесед» это доброта. Более подроб­но о «сефирот» будет говориться в третьей главе Тании.

Ор Эйн Соф — Бесконечный Свет Б-га. Первое проявление «вовне» того, что называется «Ацмут», Сущность Творца, которую его творениям не дано постичь. Бесконечный Свет находится выше мироздания и, как таковой, скрыт от нас до той поры, пока мы не будем готовы воспринять его. Однако мы постоянно видим проявления этого света, текущего по знакомым каналам: свет жизни, свет мудрости, свет души…

Хайют — одно из проявлений Ор Эйн Соф, выступающего как жизненная сила, оживляющая наше тело и душу. Хайют может быть направлена как на плохие, так и на хорошие дела. Один из постоян­ных призывов в среде хасидов звучит так: «Лебедик! Мит а хайют!»

— «Живее, вкладывая душу!» То есть: когда еврей молится, или учит Тору, или выполняет какую-то заповедь, не нужно «беречь» свою жизненную силу. Чем больше «хайют» будет вложено в святость, тем меньше достанется противоположной стороне…


[1] Более точно — сочетание сосуда и наполняющего его света.