Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания, глава 2

А вторая душа, которая есть у еврея, является взятой сверху частью Творца — по-настоящему /без всяких преувеличений/. Как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу живую…»[1] И еще: «И Ты вдохнул в меня…»[2] И еще говорится в Зогаре: «Тот, кто выдыхает из себя воздух, выдыхает его из самого нутра». Имеется в виду, что /вдыхание Творцом души в первого человека/ произошло из самой Его сокровенной глубины, подобно тому, как человек, делая сильный выдох, выносит наружу самую суть своей жизненной силы.

Можно сказать, что еврей­ские души «пришли на ум» Все­вышнему. Как сказано: «Сын мой, первенец, Израиль»,[3] «Сыны вы Всевышнему, Б-гу вашему».[4] /На что указывает сравнение с сы­ном?/ Подобно тому, как начаток мужского семени зарождается сна­чала в мозгу отца — так же, если воспользоваться этим сравнением, душа каждого еврея берет начало в мудрости Творца, благословен Он, а «Он мудр, но непостижимой мудростью; Он и мудрость Его едины…»[5] Как пишет Рамбам: «Он — Знание, и Он — Знающий»[6] и т.д.

Подобные вещи не в силах человек понять до конца и пред­ставить их с полной ясностью. Ведь написано: «Да разве найдешь ты того, кто сможет постичь Твор­ца?[7] «И еще: «Мои мысли не похо­жи на ваши мысли…»[8]

ПРИМЕЧАНИЕ /комментарий автора Тании/

И согласились с ним /с Рамбамом/ мудрецы Кабалы, как сказано в книге «Пардес» рабби Моше Кордоверо. Это же утверждение можно встретить в школе Кабалы рабби Ицхака Лурии, благословенна его память. /»Он Знание»/ верно в том случае, если рассматривать нисхождение и одевание Бесконечного Света Всевышнего, благословен Он, в сосуды Хохма, Бина и Даат мира Ацилут — что достигается посредством многих «цимцумим» — ограничений и уменьшений этого света.

Однако выше Ацилут /утверждение «Он Знание»/ невозможно. Как сказано в дру­гом месте, Бесконечный Свет Всевышнего, благословен Он, /до своего нисхождения в миры/ неизмеримо выше, чем сефирот Хохма, Бина и Даат. /Категория/ ХАБАД выглядит по сравнению с таким уровнем света как простое физическое действие. Как сказано в Псалме: «И всех их мудростью своей Ты сделал».[9]

Существует неисчислимое множество еврейских душ, одна выше другой. Например, высокие души наших праотцев, или душа Моше, учителя нашего, да пребудет она в мире. С ними нельзя сравнивать души последних поколений, относящихся к периоду «пятки Мошиаха». /Души наших предков/ превознесены над душами /нашего поколения/ так же высоко, как голова и мозг над пяткой.

/Есть также разница между душами одного поколения/. В каждом поколении имеются «главы тысяч израилевых», которые тоже являются головой и мозгом по отношению к душам ha-арец основной массы евреев и, /в частности/, к тем, кто несведущ в Торе.

/Есть также разница между уровнями одной еврейской души/. Каждая душа состоит из «нефеш», «руах», и «нешама».[10] И тем не менее, корень «нефеш», «руах» и «нешама», начиная с самого высокого уровня душ, и до самого низкого, — т.е. душ, одетых в тела «ам ha-арец» и в тела самых пустых и незначительных людей, рождается из Высшего Разума, т.е. из «Хохма Илаа», — «Высшей мудрости» Б-га.

/Как уже говорилось/, это подобно тому, как сын рождается из мозга отца, так что даже ногти ребенка тоже образовались из капли отцовского семени. Это происходит после того, как семя отца пребывает девять месяцев в утробе матери /где оно все больше материализуется/, спускаясь со ступени на ступень и изменяясь, пока не будет сформировано все, даже ногти.

И при всем этом /при том пути, который проделала капля семени, выйдя из мозга отца и, после всех превращений, одевшись в ногти сына/, она по-прежнему связана неразрывным, чудесным и мощным единством со своей первоначальной сущностью — отцовским мозгом.

Когда-то эта капля была частью мозга отца, но и сейчас,/став телом/ сына, питание /даже такой внешней его части как/ ногти и жизненная сила, поступающая в них, исходят из мозга.[11] Сказано в Гемаре («Нида», там же), что /от отца ребенок наследует/ «белую субстанцию», из которой образуются жилы, кости и ногти».

(Кстати, в книге «Эц хаим» — «Шаар ha-хашмаль», /подтверждая идею о связи мозга с ногтями/, говорится о тайне одежд Адама в Ган Эден, и в частности, о том, что они были из той же субстанции, что и ногти, и происходили из той части мозга, которая называется «Твуна»).

/Здесь заканчивается метафора с «каплей семени и ногтями». Ее цель -показать, что любая еврейская душа, даже находясь в теле человека простого и грубого, зародилась в Сущности Творца и неразрывно связана с Ним/.

И точно так же можно представить, как все аспекты еврейской души /одетой в тело/ — Нефеш, Руах и Нешама, у каждого еврея спустились, со ступени на ступень, по цепочке миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия, из мудрости Творца, благословен Он. Как сказано: «И всех их мудростью Своей Ты сделал».[12]

От Него произошли Нефеш, Руах и Нешама даже евреев, несведущих в Торе и незначительных. Однако, /несмотря на отдаленность, их души/ по-прежнему связаны чудесным и мощным единством со своим первоначальным корнем, т.е. с Высшей мудростью Творца.

/Но ведь эти люди почти ничего не делают для поддержания этой связи! Каким образом она сохраняет свою силу?../ Дело в том, что все аспекты души «ам ha-арец», людей, не сведущих в Торе, получают питание и жизненную силу через души праведников и мудрецов, возглавляющих еврейский народ в каждом поколении.

Теперь нам понятны слова наших мудрецов, объясняющих призыв Торы «прилепиться к Нему»[13] /ко Всевышнему/. Они говорят: «Тот, кто постоянно связан с «талмидей хахамим», мудрецами Торы, как будто прилепился к самой Ш-хине, Б-жественному присутствию…»[14] /Дело в том, что/, прилепляясь к мудрецам, люди неученые соединяют /все уровни своей души/[15] — Нефеш, Руах и Нешама, — с их первоначальной сущностью, коренящейся в /сефире Хохма, которую называют/ Высшей Мудростью. /А ведь известно/, что Он, Всевышний и Его мудрость едины. /И, как сказано/,[16] «Он — знание» и т.д.

(А грешники, и те, кто восстают против мудрецов Торы,/все равно/ получают питание для Нефеш, Руах и Нешама от «ахораим»[17] — от тех же уровней души «талмидей хахамим»).

/Все еврейские души имеют один источник — Мудрость Творца. Что же получает в наследство от своих земных родителей наша душа, приходя в этот мир?/ Сказано в книгах «Зогар»[18] и «Зогар хадаш», как важно, чтобы еврей освятил себя во время близости с женой — чего не делают, к сожалению «ам ha-арец». Ведь все части нашей души — Нефеш, Руах и Нешама, — обязательно получают особую духовную одежду,[19] происходящую из сущности наших отца и матери. То, как еврей будет соблюдать все заповеди Торы,/во многом зависит/ от одежды, /которую его душа получила в момент их близости/. И даже влияние /духовное и материальное/, которое посылают еврею Сверху, приходит к нему через эту одежду.

Если еврей освятит себя /во время близости с женой/, то он приготовит святые и чистые одежды для души своего ребенка. И даже если это душа высокая /и праведная/, все равно она нуждается в святости, полученной от отца.

/Мы говорили об одеждах души, получаемых ею по наследству/. Что же касается самой души, то порой случается, что душа высочайшего уровня рождается в семье человека презренного и низкого. Об этом пишет рабби Ицхак Лурия, благословенна его память, в своих книгах «Ликутей Тора», гл.«Вайра», и в «Таамей мицвот», гл.«Берешит».


[1] Берешит, 2,7

[2] Гемара, «Брахот», 60б

[3] Шмот, 4,22

[4] Дварим, 14,1

[5] Тикуней 3ohap, 12б

[6] Мишнэ Тора, Есодот ha-Topa, 2,10

[7] Иов, 11,7

[8] Ешайяhу, 55,8

[9] Псалмы, 104,24

[10] Уровни души. Более подробно см. «Пояснения».

[11] Трактат «Нида», 31а

[12] Тегилим, 104,24

[13] Дварим, 30,20

[14] Ктубот, 111б

[15] Здесь указаны только те части еврейской души, которые «одеваются» в тело

[16] Рамбам, см. выше

[17] Букв, «со спины». Более подробно см. в разделе «Пояснения»

[18] 3ohap, ч.2, стр.204б

[19] Одежду, но не саму еврейскую душу