Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пояснения к Тании

А вторая душа, которая есть у еврея

Сразу возникает вопрос, почему «Нефеш элокит», Б-жественная душа, которая является центром и главной движущей силой еврея, названа «второй»? На это есть несколько объяснений.

• Первое. «Нефеш беhемит», животная душа, появляется и начинает действовать вместе с рождением еврея. Малыш только-только запищал на руках у акушерки — и уже реагирует на свет, на холод, ищет материнское молоко. «Нефеш элокит» присутствует рядом, но раскрывается в сосудах души еврея много позже, когда мальчику исполняется тринадцать, а девочке двенадцать лет. Поэтому животная душа как бы опытней и старше. На это намекает Шломо, повелитель наш, сравнивая Б-жественную душу с бедным юношей, а животную — с глупым и богатым царем…

• Второе. Мы говорим, обращаясь ко Всевышнему, в утренней молитве: «…душа, которую Ты дал мне, чиста». Являясь частью Творца, Б-жественная душа, как драгоценный кристалл, не подвергается порче, неуничтожима и, в определенном смысле, совершенна. Она спускается в наш мир, чтоб исправить и очистить животную душу. (На вопрос «для чего?» мы постараемся ответить в следующих выпусках «Ворот в Танию»). Поскольку животная душа является причиной этого спуска, она как бы стоит на первом плане.

• Третье. Животная душа «старше» не только в рамках отдельной личности, но и в масштабе мироздания. Она происходит из мира Tohy, предшественника нашего мира, который называется Тикун. «Выстраивание» мира Тикун завершится с приходом Мошиаха. Это еще одна причина, почему в перечислении душ животной душе выделяют первое место.

• Здесь уместно вспомнить соперничество двух братьев-близнецов Яакова и Эсава, сыновей Ицхака и Ривки. Эсав появился на свет первым, что давало ему право претендовать на старшинство. Наши мудрецы, однако, уточняют: Яаков был «задуман» первым. Но для того, чтобы осуществить некий сложный замысел, необходимо сначала «вывести на свет» второстепенные детали — например, кожуру плода или стропила на стройке. Отсюда парадокс: «Нефеш элокит» «младше», потому что она раньше «пришла на ум» Творцу, потому что она является плодом внутренней, сокровенной части Его Воли.

Является взятой сверху частью Творца — по-настоящему

Написав эти строки, Алтер Ребе хотел подчеркнуть несколько вещей:

• Нефеш элокит стоит выше всех ангелов и сил, наполняющих мироздание. Ее вообще нет смысла с чем-нибудь сравнивать. Она — самоценна, а прочие вещи существуют «для». Благодаря присутствию Б-жественной души, евреи действительно и на самом деле могут именоваться «баним ле-маком», детьми Всевышнего.

• Слово «по-настоящему» подчеркивает, что Б-жественность не является чем-то запредельным. Она присутствует в этом мире, присутствует в нас самих.

• Слово «часть» намекает на неполноту и на то, что наша цельность увеличивается, когда мы приближаемся к Творцу. С другой сто­роны, уместно вспомнить слова рабби Исроэля Баал-Шем-Тов: «Тот, кто ухватил часть вещи, как будто приобрел ее целиком». Это означает, помимо прочего, что каждый из нас, сберегая свое еврейство, имеет право на постоянную близость Всевышнего.

Что нам добавляет слово «Сверху»? Человечество привыкло, что обычно Всевышний говорит с ним «бе-дерех ha-тева», на языке природных явлений и исторических событий. Но в еврействе действует еще один канал познания, «прямой и сверху». Пользуясь им, мы знакомимся с Б-жественной мудростью, смотрим на проблему так, как она видится Наверху.

«Сверху» намекает также на особое свойство еврейской души, имеющей природу Творца и, в частности, качество универсальности. Это значит, что тонкие и сложные идеи «прочитываются» евреем легко, т.к. он смотрит на них «сверху».

И вдохнул в его ноздри душу живую… И ты вдохнул в меня…

В первом отрывке, взятом из главы «Берешит»[1], говорится о сотворении человека и о том, что он с самого начала был обла­дателем Б-жественной (еврейской) души. Во втором Алтер Ребе цитирует одно из утренних благословений. Оно содержит указание, что не только первый человек, но и каждый еврей, приходящий в этот мир, получает свою душу не через «маамар», речение, не из внешней стороны Высшей Воли, а «из пнимиют», из Сущности Творца.

Нам становится более понятно, почему автор Тании, говоря в этой главе о «нефеш элокит», подчеркивает, что она спустилась «мимааль», с самого Верха, и что это «мамаш», по-настоящему… Дело в том, что души других народов могут проявить себя в этом мире только следуя путям природного порядка, надев на себя одежды этого мира. Но для Б-жественной души не существует подобных ограничений. Живя на земле, она, тем не менее, может выходить в «Б-жественное измерение», т.е. постигать Творца и приближаться к Нему не испытывая диктата природных оболочек.

Может быть, здесь корень мнения об «особых талантах» евреев или о волшебной силе, которую таит Кабала. Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, шестой глава ХАБАДа, объясняет, что еврейская душа действительно способна постигать сложнейшие и тончайшие ас­пекты мироздания, но дело тут не в особом устройстве интеллекта, а в том, что «нефеш элокит» пришла с самого Верха и поэтому имеет возможность подниматься на любую высоту.

Что касается Кабалы, то это не копилка чудес, а рычаг, с помо­щью которого душа еврея пробуждается и начинает желать слу­жить Всевышнему вся и во всем.

Тот, кто выдыхает из себя воздух, выдыхает его из самого нутра

В Торе говорится, что мироздание, во всех его ступенях и де­талях, создано десятью речениями Творца. Чем отличается речь от резкого выдоха, идущего «из нутра»? И здесь, и там выдыхается воздух. Но если обычная речь может течь очень долго, не вызы­вая особых усилий, то на выдох из нутра человек способен всего несколько раз. Эта метафора говорит нам, что Адам ha-ришон получил свою душу из «пнимиют рацон ha-эльон», т.е. из внутренней и сокровенной глубины Воли Творца.

Душа Адама была «нешама клалит», «Общая». Она включала в себя души всех евреев, которые когда-либо должны были появиться на свет.

Что касается душ народов мира, то они, хотя и берутся из очень высокого источника, но принадлежат к внешней стороне Высшей воли. Отсюда корень того разделения, которое существовало между евреями и народами мира во все времена.

Можно сказать, что еврейские души «пришли на ум» Всевышнему

Во многих случаях Тора говорит о свойствах Всевышнего языком понятным и простым. Это нужно, чтобы помочь нашей душе и разуму хоть немного приблизиться к тому, что неизмеримо выше нашего понимания. Значит, «простой язык» часто является тон­кой и совсем непростой метафорой. В отличие от поэзии, мета­форы Торы ни в коем случае не являются произвольными или случайными. О процессе Творения, включающего целую лестницу миров, говорится, что он вершился при помощи десяти Речений. А еврейские души «пришли на ум». По природе своей, речь — вещь более внешняя и служебная, а мысль находится глубже от мира и ближе к центру души. Алтер Ребе хочет сказать, что еврейские души возникли раньше, чем мироздание, и что они связаны с «пнимиют», внутренней духовной силой Творца. В то время как мир, даже на самых высоких своих ступенях, довольствуется «хицониют», внешней стороной Его воли, которая гораздо более удалена от «Ацмут», сущности Б-га.

Мы поневоле пользуемся «человеческой» стороной языка, не очень помня, что там, Наверху, многие понятия выглядят совсем по-другому.

У земного творения мысль может «промелькнуть». У Всевышнего мысль — ЭТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ. Раз задумано, значит, уже су­ществует, на разных уровнях мироздания.

И еще: речь — это нечто более далекое, обращенное к тому, кто вовне. Мысли — прежде всего для себя самого, скрыты от осталь­ных. Говоря, что еврейские души «пришли на ум», Алтер Ребе хочет подчеркнуть, что они не стоят наравне с остальными эле­ментами мироздания, сотворенного «Десятью речениями».

Мы сказали, что мысль скрыта? Но это зависит от того, откуда смотреть. Если смотреть изнутри, то все наоборот: «олам», мир, перекликается со словом «гээлем» — сокрытие сущности Творца в материальном мире, где мы живем. И наоборот: для мысли, гораздо больше, чем для слова, открыт «думающий», для еврей­ской души — Творец.

Можно сказать, что у каждой вещи есть своя, наиболее подходящая и сокровенно связанная с ней среда обитания.

• Для людей, живущих на земле — это материальный мир.

• Для рыбы — вода океана.

• Для еврейской души — сефира Хохма, Б-жественная мудрость. Именно здесь, на уровне мироздания, впервые проявляется во­ля Всевышнего, именно здесь формируются принципы и правила, по которым творится мир.

Поскольку еврейская душа особо близко связана с мыслями Творца, для нее привычно и желанно плавать в море Торы, постигая Его мудрость на всех возможных уровнях.

В силу разных враждебных обстоятельств еврей может отказаться от Торы или не знать о ней. Но его душа, подчиняясь исконному влечению, будет тяготеть к мудрости в разных ее проявлениях. Так путник, сбившийся с пути и страдая от жажды, ищет воду в трещинах скалы. Но найдет ли он ее и напьется ли вдоволь?..

Сын мой, первенец, Израиль… Сыны Вы Всевышнему…

Почему в приведенных цитатах еврейский народ сначала упо­минается в единственном, а потом во множественном числе?

В первом случае речь идет о нашем народе в целом. Во втором подчеркивается, что каждая еврейская душа родилась из сокро­венной глубины Высшей воли и поэтому у нее есть особая и личная связь с Творцом всего сущего.

В «Пиркей авот» приводятся слова рабби Акивы: «Счастлив и любим народ еврейский, носящий имя «сыновей Всевышнего».

Но еще большую любовь явили им, сообщив, что они — сыновья Всевышнего.»[2]

Во второй главе Тании возникает новая и важная тема — проб­лема контакта с Творцом. Та личная связь с Б-гом, о которой говорилось выше, существует пока лишь в потенции. Ее нужно реализовать, а для этого сперва необходимо знать, что такая возможность существует. И поэтому — «Сыны вы Всевышнему…»

Средством реализации этой связи является изучение Торы и выполнение ее заповедей. Вот почему рабби Акива продолжает: «Счастлив и любим народ еврейский, так как дали нам Тору, сосуд Его милости…»

Так же как сын возник в мозгу отца…

Автор Тании сравнивает Творца с отцом, а еврейский народ — с сыновьями, чтобы указать на не имеющую аналога, особо близкую связь, которая существует у Всевышнего с каждым евреем.

Но и сама метафора «отец — сын» для многих из нас звучит ошеломляюще. Воспитанные на «физиологическом» подходе к реальности, где материальное — отдельно, а духовное — отдельно, мы и помыслить не могли, что отцовское семя возникает в мозгу и спускается по позвоночнику, причем каждая ступень спуска придает ему все большую и большую материальность. Наконец возникает та капля, которая попадает в чрево матери и происходит оплодотворение. Но та духовная и интимная связь, которая была у прообраза капли с породившим ее мозгом, продолжает сохраняться и тогда, когда сын обрел тело, вышел на свет, стал как бы существовать отдельно.

Пользуясь этим сравнением, Алтер Ребе хочет подчеркнуть, что в любом еврее, как бы ни был он погружен в гущу житейских удач и неудач, и далек от духовности, продолжает оставаться незыблемой связь его Б-жественной души с той субстанцией, откуда она вышла — с Сущностью Творца.

Как пишет Рамбам: «Он — знание, и Он знающий»…

У людей в процессе мышления участвуют три начала:

• Человек, обладатель разума.

• Движение мысли.

• Знание, полученное в результате процесса мышления.

Эти три начала, хотя и тесно связаны, не представляют нераз­рывного единства. Мудрец и простак, человек отдохнувший или тот, кто провел бессонную ночь, думают с разной скоростью и глубиной. Наконец, даже после напряженной умственной работы новое знание может и не возникнуть…

Цитата из Рамбама призвана обратить наше внимание на то, что у Всевышнего нет такого разделения. Он Сам, и Его Тора, и Его знание и надзор за делами людей — это нечто цельное, происходящее в рамках ЕГО ПРОСТОГО ЕДИНСТВА.

Алтер Ребе пишет дальше, что нам, сотворенным, нелегко это понять и невозможно понять до конца, каким образом сефира Хохма, Б-жественная мудрость, существующая отдельно, в то же время неразрывно слита со своим Создателем.

Для того, чтобы все-таки продвинуться в этом понимании, нужно представить, чем сефира Хохма отличается от других сефирот и от всех других сосудов, существующих в мироздании. Ее главным свойством является «битуль» — полное устранение этого сосуда, стоящего выше всех других сефирот, и ближе всех к Источнику, перед Б-жественным светом, приходящим в сосуд Мудрости.

Особенность Хохмы в том, что она ничего не добавляет к получен­ному влиянию и не изменяет его в соответствии со своей природой, как это происходит у других сефирот. Хохма ограничена тем, что она все-таки «сосуд» и, значит, имеет рамки. Но, с другой стороны, этот сосуд стремится вместить «как можно больше бесконечности» — т.е. Ор Эйн Соф, Бесконечный Свет Творца.

Сефиру Хохма можно сравнить с заливом, соединенным с оке­аном широкой протокой. Хотя залив ограничен кромкой берега, волны безбрежного океана свободно перетекают в него.

Все, что говорилось выше — это продолжение развернутой метафоры, где еврейская душа, источником которой является сефира Хохма, сравнивается с каплей семени, зародившейся в мозгу отца.

А неразрывная связь мудрости Творца с Его Сущностью намекает нам, что «нефеш элокит», Б-жественная душа», является таковой «мамаш», на самом деле. То есть — это часть Творца, рождающего еврейские души-мысли при помощи сосуда своей мудрости.

И согласились с ним /с Рамбамом/ мудрецы Кабалы

Наш корабль натолкнулся на гряду подводных скал, которая разделяет два течения в среде еврейских мудрецов. Со многими оговорками их можно определить как «философов» и «мистиков». Первые следуют традициям классической европейской философии. Они подчеркивают универсальность человеческого мышления и считают, что наш разум способен описывать явления, даже стоящие высоко над ним, даже относящиеся к свойствам Творца.

Ярким представителем этого течения считается рабби Моше бен-Маймон, Рамбам (1135 — 1204), светоч Торы на все времена. Кроме галахических трудов он написал ряд философских трактатов. Рамбам считает, что Всевышний, Сам, Как Он Есть, более всего открыт нам через начало Своей Мудрости, доступной постижению нашего разума. С ним спорит, и очень резко, рабби Еуда-Лива, Магарал из Праги (1513-1609)[3]. Он считает, что Сущность Творца неизмеримо превознесена над всеми творениями и не может быть постигнута. Значит, язык нашего разума не способен описать Всевышнего, а утверждения, что «Он — это Мудрость» далеки от истины и лишь преуменьшают достоинство Повелителя всего. Однако мудрецы Кабалы находят мост между философами и мистиками. Конечно, Mahapaл прав: Творец неизмеримо выше мироздания и описать Его Сущность человеческим языком невозможно. Мы можем лишь немного продвинуться по этому пути, пользуясь приставками со значением «не»: Бесконечный, Непознаваемый и пр. Здесь плавный поток мышления кабалистов делает неожиданную петлю: Всевышний безграничен, но это свойство не ставит предел Его могуществу. Творец может ограни­чить Себя, может «одеться» в рамки своих творений, соединяясь с любым из них, в том числе и с сефирой Хохма.

Почему же Рамбам не пишет об этом прямо? Хасидская традиция утверждает, что рабби Моше бен-Маймон был знатоком Кабалы, но передавал ее истины, пользуясь тайными тропинками. Одну из этих тропинок показал нам Алтер Ребе в «Примечании» ко второй главе Тании: после того, как Бесконечный Свет Творца ограничил себя многократно и стал «вместим» в рамки Творения, он может объединиться с началом Хохма, раскрывая себя евреям через мудрость Торы.

Значит, одинаково верны два высказывания:

• Еврейские души-мысли возникают на уровне сефиры Хохма, Б-жественной мудрости.

• Эта сефира, первая в порядке мироздания, принимает Б-жест-венный свет без изменения и сокрытия, каков он есть. Можно сказать, что еврейские души «спустились» туда из неизмеримо более высокого источника, коя есть Сущность Творца.

Может быть, на стыке этих высказываний лежит ответ на вопрос, почему автору Тании было важно сразу же, как только зашел разговор о «нефеш элокит», Б-жественной душе, подчеркнуть ее связь с Мудростью Всевышнего, а не какой-то другой из десяти сефирот, которые тоже являются фундаментом мироздания.

Сефира Хохма ближе всего к Творцу и более других сефирот способна ощутить прямое воздействие Его Сущности. Во время занятий Торой, еврей устанавливает связь с тем уровнем своей души, который неразрывно связан с Сущностью Творца.

Отсюда и особое направление в хасидизме, родоначальником которого стал Алтер Ребе, — «Хохма, Бина и Даат», ХАБАД.

Существует неисчислимое множество еврейских душ, одна выше другой

Здесь начинается рассуждение о том, что, несмотря на качест­венную разницу, существующую между еврейскими душами (цади­ки, злодеи, «бейнони»), несмотря на различие в «одеждах» этих людей («талмидей хахамим», «ам ha-арец» и пр.), все евреи без исключения связаны с сефирой Хохма, а через нее — с Сущностью Творца.

Говоря о разновидностях еврейских душ, Алтер Ребе предлагает нам две схемы, дополняющие друг друга.

История еврейства начинается с «головы», т.е. с праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. Впоследствии мы узнаем, что их души относятся к разряду «клалиим» — всеобщих, объединяющих. Иными словами, в душе каждого еврея обязательно присутствуют искры душ наших праотцев. Автор Тании называет также Моше-рабейну, так как именно он помог двенадцати коленам слиться в единый народ и принять из рук Творца Тору.

• Фигура еврейства, протянувшаяся сквозь века, заканчивается «поколением пятки». Это поколение должно завершить работу по очищению и исправлению нашего мира, превратить его в жилище Творца. Праведный Мошиах, потомок Давида, повелителя нашего, объединит усилия многих поколений евреев и добьется наступления новой эры, которую называют «субботним тысяче­летием». С той поры, когда раскрытие Мошиаха стало возможным (здесь нет единой, всеми признанной даты) все поколения, приходящие в мир, называются «поколением пятки Мошиаха».

Это прозвище неоднозначно. С одной стороны, оно указывает на завершенность, на то, что фигура еврейства в мироздании обрела полноту. С другой стороны, пятка удалена от головы, т.е. от духовности, от желания приблизиться к Творцу. Это символ грубой материальности и любви к самым поверхностным сторонам жизни.

Возникает вопрос, как «души пятки» могут быть вообще связаны со своими небесными корнями? Мы получим ответ на него через несколько строк.

• Цельность еврейских душ существует не только «во времени», но и «в пространстве», т.е. в рамках данного поколения. На каком бы уровне оно ни находилось, в ней всегда есть «главы тысяч израилевых» — праведники и мудрецы, ведущие за собой народ. Именно они помогают всем евреям, и даже «людям пятки», найти свой путь в служении Творцу, — и каждому в отдельности, и всему поколению в целом. Во главе этих мудрецов стоит «Наси ha-дор», глава поколения — праведник особого масштаба, способный, подобно Моше-рабейну, понимать приказы Творца, относящиеся ко всему еврейству, и объяснять их людям.

Каждая душа состоит из «нефеш», «руах» и «нешама»

Алтер Ребе хочет подчеркнуть, что связь еврейской души с Творцом является абсолютной. Не только ее верхние уровни, занятые осмыслением духовных вопросов, но и нижние, которые отвечают за осуществление наших планов в материальном мире, тоже связаны неразрывным единством с Сущностью Творца. Эта связь распространяется и на животную душу еврея, и на его тело, которое, как не раз подчеркивал Любавический Ребе, обладает особой чистотой и святостью. Что же это за уровни?

• Нефеш — самая нижняя часть нашей Б-жественной души, отвеча­ющая за практическую реализацию заповедей Торы: давать цдаку, строить суку, зажигать субботние свечи, веселить жену, уничтожать врагов еврейского народа. Ее внешним «дворцом» является печень.

• Руах — музыка святых желаний и чувств: страх нарушить заповедь, любовь к другому еврею, сочувствие к чужому страданию, упорство и терпение при воспитании детей. «Дворец» руах — наше сердце.

• Нешама — размышления о Торе, запоминание ее слов, создание планов, с помощью которых можно исправить мир, приблизить приход Мошиаха. «Дворец» нешама — это мозг.

Для полноты наших знаний нужно добавить, что есть еще две части еврейской души, которые не одеваются в тело.

• Ехида, «единственная» — корень нашей души, неотделимый от Сущности Творца.

• «Хайя», «оживляющая» — поток Б-жественной энергии, идущий от ехиды через все сотворенные миры и дающий «хайют», жиз­ненную силу еврею чтобы он мог выполнять приказы Всевышнего.

Есть разница между уровнем их душ

Этот отрывок[4] можно понять по-разному. Например: у «нефеш элокит» есть разные уровни (нефеш, руах, нешама), о чем и говорилось выше.

Есть и другой вариант понимания. В хасидизме часто употребляется слово «раскрытие». Среди прочего, это может означать, что реа­лизация главной задачи, ради которой эта еврейская душа спус­тилась в наш мир, происходит или через сферу мысли, или через борение сердца, или через активные действия, связанные с началом «нефеш». Фразу «нефашот легабей нефашот» можно понять так:

• во-первых, даже «люди дела», связанные с практической, земной, материальной стороной жизни и зачастую слишком погруженные в нее, все равно сохраняют неразрывную связь с самым Верхом, где находятся корни их душ.

• Во-вторых, «люди нефеш» — это совсем не однородные создания. Среди них есть такие, у которых доминирует «нешама ше бенефеш», т.е., их практическая деятельность постоянно одухотворена очень высокой целью, а мысль и план занимают там очень важное место.

Есть рыцари «руах ше бе-нефеш». Их земные, всем видные поступки несут, как айсберг, океан тонких и скрытых переживаний.

Есть также «амха», «а простер менч», выступающий на уровне «нефеш ше бе-нефеш». Хасидизм утверждает, что его служение Творцу, несмотря на свою внешнюю приземленность, тоже обладает огромной ценностью в глазах Всевышнего.

Семя отца пребы­вает 9 месяцев в утробе матери, спускаясь со ступени на ступень и изменяясь, пока не сформировано все, даже ногти

Автор Тании опять возвращается к метафоре, где спуск еврейской души в этот мир сравнивается с пребыванием семени отца в утробе матери, где каждый день — это перемена, формирование, материализация, удаление от своей первоначальной сущности Предельная степень удаления — это ногти, которые почти лишены чувствительности и не откликаются на поток мыслей и бури сердца. Щеки краснеют от стыда или от гнева, ногти — нет. Алтер Ребе уже назвал людей, которые в еврейском поколения играют роль «ногтей». Это «ам ha-арец» и также «каль ше бе-калим» — люди пустые и незначительные. И они тоже нужны еврейству? Ребе Шнеур-Залман, мудрец вселенского масштаба, в близком кругу которого даже приход Мошиаха назывался «домашними делами», утверждает: и они тоже.

«Танию мог и может читать каждый. Однако была особая прос­лойка людей, умевших больше остальных видеть потаенную суть этой книги. Это были хасиды Алтер Ребе — знатоки Талмуда и Кабалы. Они знали, что бесчувственный ноготь скрывает большую тайну. Тела Адама и Хавы в Ган Эден были покрыты субстанцией, следы которой остались у нас только на концах пальцев. Через роговую оболочку раскрывался «моах ha-твуна» — часть разума, занятая обдумыванием и осуществлением практических дел. Подчеркивая связь ногтей с Высшей Мудростью, Автор Тании намекает, что неученый еврей, и даже такой, чьи поступки кажутся нам легковесными, лишенными внутренней сути, играет важную роль в работе, которая выпала на долю каждого поколения. В общем течении еврейства эту струю можно было бы назвать «тайна простого человека»…

Все аспекты еврейской души — нефеш, руах и нешама, у каж­дого еврея спустились, со ступе­ни на ступень, по цепочке миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия…

В хасидуте говорится о множественности миров. Упоминается мир Tohy, который предшествовал нашему мирозданию, а также «олам ha-димьон», воображаемый мир, где некоторые души проживают те аспекты своей судьбы, которые им не удалось раскрыть в настоящем мире. В нашей главе сообщается о четырех «основных» мирах, которые, находясь один над другим, образуют то, что в философских трактатах называлось «эманацией миров», а у кабалистов — «седер гишталшелут» — «порядок нисхождения».

Согласно хасидской традиции, в Тании нет ни одного лишнего слова. Для чего ее автору понадобилось вспомнить «порядок нисхождения» в главе, где говорится о связи еврейской души с Творцом? Вот одно из объяснений: опираясь на эрудицию своих учеников, Алтер Ребе хотел показать, насколько велик спуск с уровня Высшей мудрости в мир грубого вещества и многочисленных оболочек, преграждающих дорогу свету, в том числе и свету твоей собственной души…

Сейчас мы перечислим эти четыре мира, назвав их главные особенности.

АЦИЛУТ — мир, неотделимый от Всевышнего. И хотя Творец превознесен над мирами неописуемо и несравнимо, Его свет проникает в сосуды Ацилут свободно, как волны океана — в небольшой залив. Сам корень этого слова обладает значениями «произведенный из», «находящийся рядом».

• Ацилут находится на стыке «имеющего границу» и «бесконечного». В нем находятся десять сефирот, с помощью которых Всевышний творил мироздание. Каждая сефира является «сосудом», что говорит о наличии ограничений. Но в то же время свет, исхо­дящий из этой сефиры, может распространяться бесконечно.

• Мир Ацилут — это место пребывания душ высочайших праведников. На «шкале Торы» ему соответствует изучение Кабалы. На «шкале души» — то, что находится над разумом.

• В мире Ацилут есть лишь намек, абрис существования оболочек и преград между различными духовными сущностями. Но именно здесь они берут свое начало. Тем не менее, Ацилут, взятый сам по себе — это полное добро.

БРИЯ — мир Творения, возникновения, если смотреть на него снизу вверх, или мир сокрытия и ограничения, если посмотреть Сверху. Этот мир отделен от Ацилут особой преградой, которая не пропускает первозданный свет Творца.

• В мире Брия множится число сосудов (хотя все они являются отражениям десяти сефирот Ацилут) и сильно уменьшается наличие света. В Брия находится высшая ступень рая («Ган Эден ha-эльон). Здесь пребывают души больших праведников.

• На «шкале Торы» миру Брия соответствует изучение Талмуда. На «шкале души» — мышление во всем его расцвете, но также разделенность мнений и путей решения какой-либо проблемы.

•Здесь появляются начатки «клипот», нечистых оболочек и, соответственно, возникает возможность непонимания и спора. Все же в этом мире совсем немного «ло-тов», по большей части это добро.

ЕЦИРА — мир, где сокрытие Творца возрастает, а число преград и оболочек на пути Б-жественного света увеличивается. В Ецира находится нижняя ступень рая («Ган Эден ha-тахтон»). Здесь обитают еврейские души, прошедшие очищение и смывшие свои грехи. На «шкале Торы» этому миру соответствует изучение Мишны. На «шкале души» — любовь, сострадание и прочие порывы сердца.

АСИЯ — самый нижний из миров, называемый «миром действия», по которому мы идем подошвами своих ботинок. Сокрытие Твор­ца достигает здесь такой степени, что дает глупцам возможность говорить о существовании предметов и вещей без участия Выс­шей Силы. В большинстве поступков человеческих присутствует «не-добро»[5]. Гегином, где проходят очищение души, считается местом более возвышенным и духовным, чем мир, где мы живем.

• На «шкале Торы» этому миру соответствует изучение Танаха[6]. На «шкале души» — практическое, физическое, деловое осуществ­ление приказов Всевышнего.

• И в этом вся суть! Именно наш мир является КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ мироздания, именно здесь, в эру Мошиаха, произойдет ПОЛНОЕ РАСКРЫТИЕ бесконечного света Творца, что раньше не было возможно ни в одном из высших миров.

• Благодаря соблюдению наших 613-и заповедей этот мир постоянно очищается и исправляется, стенки «сосудов» становятся все более чистыми и тонкими и видно, что за ними — свет…

Все аспекты души ам ha-арец получают питание и жизненную силу через души праведников и мудрецов

Еврей, живущий в этом мире, получает влияние Творца по нес­кольким каналам, от видных всем, до таинственных и далеких

• Это может быть «хайют», жизненная сила, которая содержится, например, в кашерной пище.[7]

• Или мудрость святых книг, дающий силы душе.

• Или Воля Всевышнего, которая, как корона, спускается к нам сверху и рождает цель и желание ей следовать.

• Или волна Б-жественного надзора, окружающая еврея, подобно невидимой броне, и защищающая его от тычков и ударов судьбы.

В любом случае, хоть и в разных формах, задействована одна и та же сила — Ор Эйн Соф, Бесконечный свет, идущий от Твор­ца к мирозданию.

В строении нашей души[8] есть сосуд, который воспринимает Ор Эйн Соф первым. Это сефира Хохма, сосуд Мудрости. Только она способна воспринять этот свет в доступной нам первозданное и перевести его затем на различные уровни человеческого бытия — телесный, разумный или связанный с проявлением воли.

В приведенном отрывке автор Тании ставит проблему: если ос­новной поток Б-жественного влияния приходит к нам через сосуд Мудрости, то каким образом это влияние придет к людям неученым, у которых этот канал почти не раскрыт? И вот ответ: неграмотный извозчик получает Б-жественное влияние, идущее от души цадика или мудреца Торы.

Вот что случилось с одним из величайших мудрецов Цфата, рабби Йосефом Каро, создателем «Шулхан Арух».

Он на несколько дней затворился в своем жилище, пытаясь най­ти объяснение одного из труднейших мест в Торе. Разгадка на­конец пришла, и рабби, неся ее в памяти, отправился в синагогу.

Оказавшись там, он с изумлением услышал, как какой-то ремес­ленник, несравнимый с ним по степени ума и учености, спокойно пересказывает его «хидуш» другим евреям.

Как тот простой человек узнал столь глубокую тайну?! Рабби был вне себя от изумления. И тут ему открылось, что если муд­рец постигает одну из тайн Торы, то это знание передается другим евреям не только на уроках или через книги, но и не­посредственно, от души к душе.

На разных уровнях мироздания есть понятие «Кнесет Исраэль», собрание еврейских душ. Объединившись и действуя согласованно, они представляют «кома шлема» — фигуру еврейского поколения, стоящего во весь рост и выполняющего приказы Творца. Один учит Тору, другой строит дома, третий громит врагов — и все действуют вместе, подчиняясь единому плану.

Один из «хидушим» хасидизма состоит в утверждении, что нельзя делить евреев по степени важности. Каждый важен на своем мес­те и, в сущности, незаменим. Более того: человек неученый, но праведный, может доставить Всевышнему больше удовольствия сво­им простым и скромным служением, чем зазнавшийся талмид хахам.

Это дало повод светским историкам говорить о «народнической», популистской направленности хасидизма. Это совсем не так. Говоря о равной ценности всех еврейских душ, хасидизм отчет­ливо видит их иерархию. Например, он выделяет праведников и мудрецов, ЧЕРЕЗ КОТОРЫХ Б-жественное влияние приходит к каждому еврею — по тем невидимым каналом, которые соеди­няют все наши души.

А грешники те, кто восстают против мудрецов Торы получают питание для нефеш руах и нешама от «ахораим» — от тех же уровней души «талмидей хахамим»

Мы читаем эти строки с удивлением. Казалось бы, тот, кто поднял голос против Торы и ее мудрецов, навсегда лишил себя возмож­ности получать влияние от душ еврейских праведников. Но автор Тании сообщает нам «хидуш»: даже такие евреи все равно связаны с душами цадиков и «питаются» от них. Правда, это влияние они получают «мецад ахораим». Если переводить буквально — «со спины».

Это понятие часто встречается в хасидизме, и означает следующее:

• Цадик поддерживает существование злодея не потому, что одобряет его поступки, а вынужденно, поскольку все еврейские души связаны между собой.

• На каком-то витке этой связи злодей может обратить это влияние против самого цадика, притесняя его и угрожая самому его су­ществованию.

• В конечном счете их связь тащит злодея наверх и заставляет его пройти «тикун», исправление, или в этой жизни, или во время последующих рождений.

• Злодей тоже обладает «нефеш элокит», Б-жественным началом. На этом уровне между его душой и душой праведника нет проти­воречия. Война начинается, когда животная душа злодея пытается захватить власть. Как мы прочтем в Тании, Всевышний дал животному началу возможность подниматься против Б-жественного, находясь с ним (по силе воздействия) чуть ли не на одном уровне. Столь яростное противоборство нужно, чтобы еврей проявил свободу выбора и чтобы он раскрыл потаенные силы Б-жественной души, исправляя и очищая свою животную душу.

Рамбам пишет, что повелитель евреев может вести войны, «чтобы расширить границы еврейской страны, и чтобы умножить свое величие и славу»[9]. Наверное, то же можно сказать о войне с нашим общим животным началом.

Сказано в книгах Зогар… как важно, чтобы еврей освятил себя во время близости с женой

Вторая глава Тании начинается с рассказа о «нефеш элокит», Б-жественной душе еврея, источник которой — в Сущности Творца.

Много ниже, на уровне Творения, вместилищем еврейских душ являет Сефира Хохма — Высшая мудрость. Теперь мы знаем: путь еврея ко Всевышнему лежит через мудрость Торы и через души праведников, посвятивших себя изучению этой мудрости.

Алтер Ребе предлагает нам развернутую метафору, где сравнивает еврейскую душу с каплей семени, зародившейся в мозгу отца и спустившейся, все более материализуясь, вниз, в утробу матери, что приводит к рождению ребенка. Но даже обретя плоть и кровь, сын несет в себе родительское начало и связан с отцом неразрывно. Так и душа еврея — любого, даже самого неученого и легковесного, неразрывно связана с Отцом — Творцом.

Кроме того, еврейские души связаны между собою. Та, что выше, делится Б-жественным светом с теми, что находятся внизу. Даже еврейские злодеи не выпадают из этой системы, получая влияние, пусть немного и поневоле, от душ праведников.

Злодей — это человек, уступивший своему животному началу. Всевышний дал возможность нашей «нефеш беhемит» подниматься очень высоко, замахиваясь на самое святое. Это нужно, чтобы еврей, вступив в борьбу со своей животной душой, обнаружил потаенные и мощные силы, которые позволят ему вернуться к Творцу, захватив «в добычу» исправленный его мучением и трудом участок этого мира.

В конце главы автор Тании отвечает на вопрос, который мы могли бы задать: кто сеет семена злодейства в душе человека, откуда берется у него бесчувственность к приказам Творца и словам Торы»?

Одна из причин возникает еще до рождения ребенка, если отец и мать не освятили себя во время их близости. Ребе Цемах Цедек, третий глава ХАБАД, объясняет, что ребенок получает от родителей «нефеш беhемит сихлит» — разумную, высшую часть своей животной души. Если мать не погружалась после месячных в микву, если отец не молился и не контролировал поток своих мыслей, то душа их ребенка может оказаться закрытой для святости. Ему грозит «тимтум ha-моах» и «тимтум ha-лев», закупорка разума и сердца.

В нашем Храме были необычные окна. Они не забирали свет, а отдавали его, направляя сияние святости в окружающий мир. Если возвести перед таким окном стену, то на пути сияния будет преграда. Так невольно делают люди, несведущие в Торе. Они награждают своего будущего ребенка разумом, не пропускающим свет Б-жественной души, что дает животному началу шанс из слуги стать господином. Ребенку, рожденному в такой семье, трудней учить Тору, трудней понять, что представляет та или иная заповедь, и заставить себя ее исполнить. Но не надо забывать: к нему пришло это испытание, чтобы, несмотря ни на что, раскрыть потаенную силу еврейской души…

Порой случается, что душа высочайшего уровня рождается в семье человека презренного и низкого

Чтобы понять место этого, завершающего, отрывка в общей структуре нашей главы, нужно сделать несколько кратких заме­чаний.

• Все еврейские души имеют один источник — Сущность Творца. В этом смысле между ними есть некое изначальное равенство и братство.

• Есть немногочисленный разряд душ, в природу которых Всевышний заложил возможность полностью победить свое злое начало — изгнав его, как это сделал Давид, повелитель наш, или «сорвав с него грязные одежды», как Авраам. Обладателей таких душ называют цадиками, праведниками.

• Каждой душе дается своя «высота раскрытия» в зависимости от того, какую работу она должна проделать в этой жизни. Еврей, который выходит из «лифта душ» на высоких этажах духовного бытия, может стать мудрецом, выдающимся знатоком Торы. Тот, кто вышел на нижних этажах, обладает наклонностью к практической деятельности, ремеслу или торговле. Впрочем, это ничего не говорит о праведности того или другого. Как мы учили в первой главе Тании, свобода выбора между добром и злом предоставлена каждому из нас.

• Есть души высокие (и с точки зрения духовных задатков, и с точки зрения наклонности к добру), которые, сделав в предыдущем рождении неверный выбор, оказались в плену у «клипот», нечис­тых оболочек. Мир этих оболочек на языке кабалистов носит название «ситра ахра», «другая сторона». Как и народы мира, «клипот» всегда больны близорукостью, желанием сиюминутной выгоды. Поэтому ситра ахра «согласна» (так запрограммировано Всевышним) отпустить эту душу из плена, если отцом такого еврея будет «ам ha-арец», не освятивший себя перед близостью и наградивший своего ребенка животной душой, которой трудно услышать голос своего Б-жественного начала. В этом случае много шансов, что и на этот раз душа еврейская свернет с прямого пути, питая своим светом нечистые оболочки.

•У Всевышнего другой расчет. Он знает, что любая еврейская душа соединяется с Ор Эйн Соф, Бесконечным светом Творца — и поэтому ее духовная мощь не знает границ. Всевышний ждет, что еврей, оказавшись перед глухой стеной, «пойдет на­верх» и сломает эту стену. На языке еврейства это называется «тшува», возвращение к состоянию единства с Б-гом.

Достижение этого единства в нашем мире связано со многими трудностями и испытаниями. Однако знание, что ты связан с Творцом по рождению, благодаря еврейской искре своего сердца, сильно облегчает путь.

Последний отрывок нашей главы приведен для того, чтобы пока­зать, что высота и чистота еврейской души не зависят от внеш­них обстоятельств и даже от «одежд», полученных от родителей.

Это является логическим завершением основной идеи нашей главы — еврейская душа является частью Всевышнего и, несмотря на многие испытания и препятствия, всегда способна соединиться с Ним…


[1] Берешит, 1,7

[2] Пиркей авот 3,14

[3] Краткие справки об обоих мудрецах приво­дятся в первом выпуске «Ворота в Танию».

[4] Знак стрелы, что поя­вился в конце абзацев, отсылает нас в раздел «Полет стрелы» где по­мещены истории, пояс­няющие, о чем в этом отрывке шла речь. Это один из сюрпризов, ко­торые обещаны читате­лям «Ворот в Танию». (При OCR «знаки стрелы» пропущены, Прим. Webmaster’a)

[5] Любавический Ребе избегает слов «зло» и ему подобных. Стоит пос­ледовать его примеру.

[6] Пятикнижие, Пророки и другие книги Пись­менной Торы.

[7] О том, как влияет на еврейскую душу некошер­ная пища, речь пойдет в последующих главах Тании

[8] Строение еврейской ду­ши повторяет структуру мироздания В ней тоже присутствуют 10 Сефирот.. Их подробное описание будет дано в третьей главе Тании

[9] Гилхот малахим 5,1