Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Справочное Бюро

Имена, названия, термины, имеющие отношение к этой главе

Абайе — мудрец Талмуда, живший в Междуречье на территории Персидского царства ок. 278 — 338 г. н.э. В очень юном возрасте остался круглым сиротой и воспитывался в доме дяди, Раба бар Нахмани, который и стал его основным наставником в Торе. Това­рищем по учебе и главным оппонентом Абайе сделался еще один ученик его дяди по имени Рава. Их ученые споры вошли в сокро­вищницу Талмуда и во многом определили лицо этого колоссального собрания еврейской мудрости. Абайе очень любил свою няню, за­менившую ему мать. Некоторые медицинские советы этой женщины, подкрепленные авторитетом ее воспитанника, вошли в Галаху.

Раба — мудрец Талмуда, живший в Междуречье. (Скончался в 320 г. н.э.) Со временем сделался главой ешивы в городе Пумбедита. Славился необыкновенной остротой своего ума, за что получил прозвище «окер парим», «вырывающий горы». Абайе был его пле­мянником и воспитывался в его доме. Раба принадлежал к коэнско-му роду, идущему от первосвященника Эли. За прегрешения Эли и его сыновей все мужчины из этого рода уходили из мира, не дожив до старости. Это объясняет нам, почему души праведников, засе­давших в «верхней ешиве», сочли возможным «забрать его наверх». Персидский царь Шабур II узнал, что два месяца в году в Пумбедите, кроме обычных учеников, занимаются еще около десяти тысяч ев­реев, не создавая поэтому материальных ценностей, с которых можно взять налог в казну. Был выдан приказ схватить главу еши­вы. Спасаясь от царских слуг, Раба бежал из города и укрылся в пещере, где его душа покинула наш мир.

Мишна — часть Устной Торы, где объясняется, как соблюдать ту или иную из 613 заповедей, записанных в Пятикнижии. Эти знания, так же как и письменная Тора, были получены Моше-рабейну на горе Синай и передавались из уст в уста, от учителя к ученику. Мудрецы, составлявшие звенья этой цепочки, носили почетное звание «тана», учитель. После разрушения Второго Храма и последующих затем гонений возникла опасность, что цепочка передачи может прерваться. Тогда рабби Еуда а-Наси собрал знания Устной Торы в единый рукописный труд, состоящий из шести частей, и многих глав и разделов. Это и есть Мишна.

Барайта — часть Устной Торы, которую рабби Еуда не включил в канон Мишны. «Бар» на арамейском языке означает «вне», «снаружи».

Талмуд, Гемара — два синонима, обозначающих свод обширных комментариев на Мишну, составлявшийся в течение нескольких веков. Центральным местом Талмуда являются дискуссии «амораев», мудрецов той эпохи, обсуждавших и уточнявших различные части Мишны. Кроме того, Талмуд включает в себя агадот — истории, случившиеся в разные времена и с разными мудрецами.

«Авот», «Пиркей Авот», поучения мудрецов. Один из трактатов Мишны, стоящий несколько особняком от остальных. В нем приво­дятся высказывания различных выдающихся мудрецов Торы, таких как Хилель или Шамай. Эти высказывания относятся к разряду «милта де-хасидута», т.е. правил поведения праведных людей, спо­собных сделать больше, чем требует Галаха.

Софрим, записывающие. Так называли мудрецов, живших в период строительства Второго Храма. Их отличало глубокое проникновение в текст Торы, в порядок расположения ее букв и т.д. Софрим и «рабанан» — мудрецы, жившие на протяжении всей эпохи Второго Храма, вынесли ряд запретов и постановлений, соблюдение которых является таким же обязательным, как заповеди Торы. Правила, введенные ими, называются на иврите «медиврей софрим», или «медерабанан», т.е. «идущие от мудрецов».

Нигла — открытая часть Торы, включающая книги Танаха, Мишны, Гемары, Галахи.

Нистар — внутренняя часть Торы, где говорится о тайном, глубинном смысле соблюдения заповедей, или каких-либо событий в жизни евреев. Включает в себя мидраши, книги по кабале и хасидуту.

Рабби Хаим Виталь (1543 — 1620) — мудрец Торы, принадлежащий к плеяде знаменитых кабалистов Цфата. Был учеником святого рабби Ицхака Лурии Ашкенази (Аризаль). Полнее и точнее всех записал беседы своего наставника, сделав достоянием многих новый подход к Кабале, ставшей впоследствии одним из опорных столпов учения хасидизма.

Его перу принадлежат книги «Эц хаим» и «При эц хаим». Рав Хаим Виталь прославился также как чудотворец и целитель.