Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Старый ребе с новой душой

Рабби Шнеур-Залман, написавший Танию, родился 18 Элула 5505 г. (1745) в имении своего отца, рабби Боруха. Имя отца дало ему фамилию: в доку­ментах русского правительства он именуется как Залман Борухович.

Хотя все ближайшее окружение мальчика принадлежало к ученикам осно­воположника хасидизма, рабби Исроэля Баал-Шем-Това, но до 15 лет Шнеур-Залман ничего не слышал о Беште и о движении хасидизма. На это было личное указание самого рабби Исроэля. Дело в том, что в семью рабби Боруха спустилась «нешама хадаша», «новая еврейская душа», которая никогда не приходила раньше в этот мир. Это обстоятельство наделяет ее особой святостью и силой Бешт сказал, что Шнеур-Залман не может стать его учеником, так как Балл-Шем-Тов занят раскрытием и очищением «сер­дечных» свойств еврейской души (Хесед, Гвура, Тиферет и др), а сын рабби Боруха должен проделать это же с силами разума (Хохма, Бина, Даат) Иными словами, ему было предназначено встать во главе нового направления в хасидизме, получившего название ХАБАД.

Слова Бешта подтвердились во всей своей полноте. С самого юного возраста обладатель «новой души» поражал вех способностями к Торе и удивительной глубиной своего разума. Когда ему было около 20 лет, он отправился к преемнику Бешта, рабби Довберу, известному как «Магид из Межерич», и стал его учеником.

Многие из последователей Магида начали развивать свое направление в хасидизме. Рабби Шнеур-Залман, следуя пророчеству Бешта и голосу своей души, основал движение, которое считает сосуды разума еврея, Хохму, Бину и Даат, ключом к раскрытию остальных душевных сил, к достижению цельности в служению Творцу.

Уроки рабби Шнеур-Залмана стали записываться и переписываться, заво­евывая все новые и новые сердца в среде евреев Белоруссии, Литвы и Украины. Чтобы избежать ошибок и неточностей при передаче его слов, глава ХАБАДа решил издать «Книгу средних». Она является воротами в движение ХАБАД, воротами во внутреннюю часть Торы вообще. Каждое слово в Тании тщательно подобрано и не случайно. Поэтому ее называют еще «Письменной Торой хасидизма».

Первое издание Тании состоялось в 5557 г (1797) Ее автору было тогда 52 года За свою удивительную серьезность и удивительную душевность хасиды прозвали его Алтер Ребе, «Старый Ребе». Старый — то-есть знающий, понимающий, умеющий предвидеть и проникать в самую суть.

В следующих выпусках мы продолжим рассказ об авторе Тании.