Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тойрас Шолом

Сефер гаСихот

Стр. 302-303

 

Старые хасиды рассказывают историю, которая произошла в молодые годы Алтер Ребе.

В Витебске жил один ламдан (грамотный в Торе еврей), звали его р. Элиша гаон гаонов, лучший друг р. Авраама Залмана из Бешенкович. У этого р. Элиша был трудный вопрос в одном из комментариев Раши в трактате Эйрувин. Все мудрецы города много трудились в разрешении этого вопроса, каждый из них высказал свое мнение, а Алтер Ребе сказал свое мнение, и большинство ученых согласились с ним.

Этот р. Элиша был брат деда р. Лейба Сегала, и один из тех, кто экзаменовал гаона из Лиозно, Алтер Ребе, когда ему было четырнадцать лет, когда р. Лейб Сегал, крупнейший Витебский богач, хотел породниться с р. Борухом из Белого Ручья (отцом Алтер Ребе)

Когда Ребе стал зятем р. Лейба Сегала, его очень уважали гаоны Витебска, и р. Элиша во главе их. Но все это было до истории с комментарием Раши на Эйрувин.

Когда ученые Витебска согласились с объяснением Ребе в Раши, это совершенно не понравилось р. Элише, ибо он учил это место в Гемаре не так как Раши, и он говорил «умидбар матана», и что корона Торы достается тому, кто достоин этого, Раши объяснял в своем поколении, а он, р. Элиша, паруш и гаон, — так называл себя – объясняет в своем поколении.

В Витебске жил один из хасидов Баал Шем Това, р. Эфраим, брат р. Мойше и дядя «При гоорец», большой ламдан. Заработок р. Эфраима был от садовничества, которым занимался он и его дети. Он был грамотен в нигле и в кабале и один из первых ученых Витебска. Он был известен, как мекушар (связанный) с Баал Шем Товом, и даже противники системы Баал Шем Това уважали его за его правдолюбие.

Это был первый год после ухода Баал Шем Това –5521 – и р. Элиша поделился с р. Эфраимом своим удивлением: как же это так, чтобы отвергнуть его комментарий, потому что Раши объясняет по-другому, ведь Тосафот также объясняют по-другому, не так, как Раши, и Равад объясняет не так, как Рамбам, а когда он –р. Элиша – объясняет не так, как Раши, то не принимают его объяснение, ведь «семьдесят лиц у Торы».

Р. Эфраим человек истины сказал ему просто: «сказано в Писании «вегине мегила афа ктува паним веахор» — если есить паним, следовательно есть и ахор. Раши и Тосафот, Рамбам и Равад, их объяснения, комментарии и идеи – из семидесяти лиц Торы, а объяснения, комментарии и идеи Ваши – р. Элиша – это из семидесяти «ахор» в Торе.

Когда учат Тору так, как надо, т.е. с битул (самоустранение), тогда хидушей Тора. Которые открывают, это из семидесяти лиц Торы, а когда учат Тору с йешус и гасус руах (высокомерие, самодовольство), то хидушей Тора которые открывают, это из семидесяти «ахор» в Торе.

Порядок работы, как с собой, так и с другим, что прежде всего должен быть общий битул, что это общий удар по сути и сущности зла. И после этого должен быть бирур прати, разделить  добро и зло, что есть в зле, и детальная работа состоит в том, чтобы вытащить искру добра, которая находится в зле, а зло оттолкнуть наружу.