Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сборник Хасидских историй, рассказанных Ребе

44) Цель в жизни

Ребе Магараш объяснял своим детям, когда они были еще совсем маленькими, что каждый из Бней Исроэл[1] должен поставить себе цель в жизни, цель более высокую, чем есть, пить, спать и играть, цель, смысл которой — вести себя по воле Вс-вышнего.

В молитве «Шмонэ Эсрэ[2]» первая просьба — это «хонейну мейитхо хохмо бино ведаас[3]» — мы просим от  Вс-вышнего, чтобы он дал нам сейхел[4], когда есть сейхел, то знают, что главное — что есть цель в жизни.

(16 тамуза 5717 в детском летнем лагере «Ган Исроэл», ликутей сихойс ч. 2, стр 596)

22) Никто его не ищет!

Цадик из цадикей Пойлин[5]  увидел как-то, что дети играют в прятки (в»жмурки»), и увидел, как один ребенок плачет. Спросил его: «почему ты плачешь». И ответил ребенок, что он спрятялся, чтобы его искали, а его никто не ищет.

Тот цадик вошел в двейкус[6], и сказал: то же самое и с Вс-вышним, что он прячется от бней Исроэл, и цель его в том, чтобы мскали его, но его не ищут, и от этого большое огорчение.

Цель в геелем вегестер[7] — это не геелем, но цель в том, чтобы после всех гааломойс вегестейрим, искали его. И когда гаКодойш Борух Гу[8] прячется, и все равно еврей его ищет — это дорого перед Вс-вышним, и потому он прячется. И поскольку кавоно[9] в том, чтобы искали, и лой йидах мимену нидох[10], в конце концов поймет он, что сделал. Ацмус Эйн сойф[11] стоял за дверью и стучал и просил от него, чтобы впустил его, а он в это время спал, и поленился встать открыть дверь.

(Шабос паршас Брейшис, 5717)

(36) Хосид Реб Шмуэль Мункес, из молодых хасидов Алтер Ребе, любил шутки.

Среди ночи, когда люди города уже спали, он пришел в первый раз к Алтер Ребе в Лиозно. Реб Шмуэль подумал себе, в доме Ребе, который учится всю ночь, наверное горит еще свет. Раз так, сделал себе знак, что когда увидит освещенный дом, будет знать, что это дом Алтер Ребе.

Реб Шмуэль покружился по улицам Лиозно, пока не увидел дом, в котором горит свет.  Он подошел к дому и постучал в дверь. Домашние уже спали, и Алтер Ребе открыл дверь сам и спросил его, что он хочет? Ответил реб Шмуэль: я хочу здесь переночевать. Сказал ему Алтер Ребе, «что, ты не нашел другого дома переночевать?» Ответил ему Реб Шмуэль: «здесь это еще еврейский дом.» Сказал ему Алтер Ребе: «я могу позвать гоя и он прогонит тебя отсюда.» Реб Шмуэль начал плакать и сказал: «Ребе! Мой гой сильнее вашего гоя!» Когда он сказал эти слова, впустил его Алтер Ребе. И это было начало его приближения к Алтер Ребе.

История, которую рассказал Ребе, и особенно, что рассказал так, чтобы распространили после этого, следует выучить из нее мораль и указание в служении Вс-вышнему:

Когда еврей идет в ночной тьме, и чувствует, что ему темно, и ищет место переночевать, убежище, он должен знать, что ему следует искать — еврейский дом. Ему не нужно больше, только еврейский дом. И признак еврейского дома — что в нем светло. Хотя он видит дома больше и красивей, но поскольку они не светят, это против кавоно, потому что кавоно это светить именно, и поскольку это гейпех гакавоно и само собой гейпех иньеной, то как бы ни было велико и красиво, это для него неподходящее убежище.

Когда он уже приходит в еврейский дом, пусть он не думает,  что он может войти в него со всем своим хумриюс и гасус, и подумает что потом ему еще скажут спасибо за то, что он пришел, говорят ему — «тебя нельзя впустить», и первый вопрос, который ему задают, это «зачем пришел?» Что ему надо?

Поскольку со стороны хумриюс и тьмы в которой он находится, может быть он вообще не знает, что надо что-то искать, а иногда не знает, что искать. Поэтому его спрашивают: «Зачем ты сюда пришел?» Этим самым вопросом пробуждают его, как «сына который не умеет спросить», что «ты начни ему», открывают ему и пробуждают его, чтобы он смог сам спрашивать и просить.

И этот вопрос пробуждает его ответить: я хочу войти ночевать в еврейский дом. Я ничего не ищу, мне не нужен никакой ойлом габо, никакой ган эйден, 310 миров и т.д., я хочу просто находиться в еврейском доме. Поскольку я знаю откуда я пришел, из «Эрец цийо веойеф бли моим», и я шел всю ночь во тьме, я хочу только одной вещи, войти в еврейский дом и сделать жилище для Вс-вышнего.

Говорят ему: «Ты еще не можешь войти, поскольку есть «гой» который может тебы выбросить». Т.е., со стороны гоя который внутри, создался гой также и снаружи, т.е. сокрытия и препятствия в этом мире, что они не дают прилепиться к наследию Вс-вышнего.

И когда он слышит это, он начинает плакать. И, как известно, что даже каль шебекалим[12], когда его хотят оторвать от связи со Вс-вышним, хас вешолем, он мойсер нафшой бепойал на кидуш гашем[13]. Хотя всю свою жизнь вел себя по-другому. Даже в вещах, которые не требовали мсирус нефеш[14], но когда он слышит что есть вещь, которая хочет оторвать его от ахдус гашем[15], он мойсер нефеш даже на «кончик йуда».

И когда проникает в него понимание, что есть гой, который хочет выбросить его от доли в наследии Вс-вышнего, он пробуждается и плачет горькими слезами на свое поведение до сих пор, и говорит . ощущая зло в своей душе, и даже волос представляется ему горой, «мой гой сильнее»!

Вот тогда, когда сердце его сломлено, и он весь мрирус, он кли чтобы открыли ему дверь и впустили его в святыню внутрь, и он связывается не только в «йехидо» но также и в «нефеш руах нешомо» так что даже его тело и животная душа связываются со Вс-вышним. 


[1] Сыновей Израиля

[2] «Восемнадщать благословений»

[3] «Подари нам мудрость, понимание и знание»

[4] разум

[5] паведники Польши

[6] букв. «прилепленность», состояние соединенности со Вс-вышним

[7] сокрытие

[8] Святой, благословен Он

[9] цель

[10] не отвергнется от него отверженный

[11] Сущность Бесконечности

[12] букв. «легкий из легких»

[13] отдает жизнь на освящение Имени

[14] самоотверженности

[15] единства с Б-гом