Пятнадцатое ава

(The Fifteenth of Av)

Во времена Храма пятнадцатое Ава было праздничным днем. К этому времени сельскохозяйственные работы обычно заканчивались -урожай был убран и плоды собраны. Амбары были наполнены семью видами продуктов, которыми славилась и была благословенна земля Израиля -«Земля пшеницы и ячменя, винограда и инжира, гранатов, олив и фиников». Сердце каждого наполнялось весельем и радостью. Дни становились короче, а ночи длиннее. Появлялась возможность посвящать больше времени изучению Торы, как днем, так и ночью, и не было больше радости, чем изучение Б-жьей Торы.

В день пятнадцатого Ава произошло несколько счастливых событий, которые сделали его днем праздника. Вот некоторые из них.

Конец пребывания в пустыне

Самое раннее важное событие в еврейской истории, связанное с этой датой, относится ко временам странствования еврейского народа в пустыне на пути в Землю обетованную. Вы знаете, конечно, историю о двенадцати разведчиках, которых послал Моше Рабейну, чтобы обследовать Землю. Они отсутствовали сорок дней и вернулись восьмого Ава. Все разведчики, за исключением Егошуа бин Нуна из колена Эфраима и Калеба бен Ефунэ из Колена Егуды, принесли плохие известия. Они повергли народ в панику, и люди плакали всю ночь (ночь Тиша БэАв), боясь, что не смогут завоевать землю, которую Б-г обещал им. Они готовы были заменить Моше Рабейну другим вождем, который вернул бы их в Египет. Б-г разгневался на неблагодарных людей, недостойных наследования Земли. И тогда был издано Священное постановление, что все взрослое поколение, вышедшее из Египта – от 20 лет и старше, не доживет до прихода в Обетованную Землю и умрет в пустыне во время 40 лет странствования (по числу дней, в которые разведчики выполняли задание). Только молодое поколение сможет войти в Землю и унаследовать ее. Исключение составляли только Егошуа и Калев, оставшиеся верными Б-гу и не предавшие свой народ. Итак, еврейский народ должен был странствовать 40 лет по пустыне, хотя они были только в одиннадцати днях пути от границы Канаана, земли, заповеданной им в вечное наследие – обещание, которое Б-г дал Аврааму, затем повторил Исааку и Яакову и позднее всему народу через Моше Рабейну. Каждый год, в вечер Тиша БеАв был слышан голос с небес: «Пусть будут вырыты могилы!». В эту ночь все старики ложились спать в могилы, не зная, кто из них проснется утром и проживет еще один год. Утром раздавался голос: «Пусть живые отделятся от мертвых!». Те, кто остались живыми, выходили из могил, но многие тысячи оставались в них. Это ужасное явление повторялось каждый год в ту же ночь. На сороковой год многие спали в могилах, как и раньше, но все остались в живых. Сначала они подумали, что произошла ошибка, и это было не девятое число. Тогда на следующую ночь они снова легли в могилы. Это продолжалось до тех пор, пока не появилась полная луна, и люди знали что это пятнадцатое Ава.

В Талмуде (Йома ЗЗа) мы находим описание всего порядка дневной службы в Храме, данного аморой Абаем со слов Аббы Шаула (Этот раздел входит также и в Сидур). Первое, что делали утром, было «главное приготовление» дров на юго-восточном углу Мизбеах (Алтаря), сложенного в виде миниатюрного «дома» с «окнами». Дрова закладывали в «окна» и поджигали. На этом огне сжигали ежедневные жертвы. Второе приготовление, аналогичное первому, делали затем на западной стороне Алтаря. Уголь из него использовали для возжигания благовоний на Золотом Алтаре во внутреннем Святилище по утрам и в полдень. После разжигания второго огня на горящее дерево клали два полена определенной длины.

Заготовку дров для Мизбеах проводили от Рош Ходеш месяца Нисан до пятнадцатого ава. В сухой сезон дерево горело хорошо, не образуя много дыма. В дереве также не должно было быть червей. На пятнадцатое Ава рубка дерева прекращалась, и выполнение Мицвы подготовки дров для Мизбеаха служило еще одним поводом для празднования в этот день.

Добро, которое делает добро

Примерно через 60 лет после разрушения Второго Храма Бар Кохба возглавил восстание против Рима. Его главные силы были сосредоточены в крепости Бейтар, из которой он сражался с римскими легионами в течение трех лет. В конце концов римляне подавили восстание, закончившееся падением Бейтара (в тот же несчастливый день Девятого Ава). Тысячи евреев погибли в последнем сражении, и жестокие римляне не разрешили их хоронить. Тела оставались лежать там, где пали еврейские воины, но несмотря летнюю жару они чудом не разлагались. На пятнадцатое Ава было дано разрешение похоронить погибших у Бейтара. Тогда Сангедрин (Верховный Суд) в Явно ввел благословение ХаТов В'ХаМетив («Добро, которое делает добро»), которое стало частью Бирхаз Хамазон (Молитва после еды).

Как праздновали пятнадцатое Ава

Благодаря всем перечисленным событиям, происшедшим пятнадцатого Ава и другим счастливым обстоятельствам этого дня (они упоминаются в Талмуде, Бабба Кама 121 а/б), пятнадцатое Ава стало праздником.

Во времена Второго Храма был принят обычай, чтобы девушки в этот день выходили в одолженных нарядах. Это было сделано для того, чтобы бедные девушки, не имевшие красивой одежды, могли одолжить ее у друзей. Дочь царя одалживала платья у дочери Коген Гадоля, а последняя – у дочери Когена второго ранга и так далее. Девушки собирались в виноградниках, танцевали и пели стихи о прекрасных добродетелях еврейских девушек, их страхе перед Б-гом, настоящей скромности, а также о Маттан Тора и Святом Присутствии в Бейс ХаМикдаш.

Сейчас мы соблюдаем пятнадцатое Ава как день в который не говорят Тахнун, а если он приходится на Субботу, то не говорят Харахамим и Цдокос'хо Цедек утром и в Минху, соответственно.

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру