Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рабби Исроэл Баал Шем Тов

Рабби Исроэл Баал Шем Тов

Изд. Кегос 5735 (1975) г.

Под редакцией А.Х. Глицштейна

 

Письма Баал Шем Това

 

В библиотеке Ребе находится много писем Баал Шем Това и к Баал Шем Тову, которые относятся к Херсонской Генизе

Мы печатаем здесь эти письма, в том виде, как они были напечатаны в  свое время в выпусках «гаТомим»

 

В своем письме по поводу «генизы» пишет Ребе Райац:

 

Записи и письма, которые были обнаружены после свержения старой власти в губерниях Киева и Херсона, и называются «херсонская гениза», это скрытое сокровище.

 

Летом 1918 г. пошел слух в Одессе, что во время революции в Херсоне, был продан или разграблен архив тайной полиции, и в нем большое число рукописей, из них часть написаны на пергаменте, а часть на бумаге, различные письма, и печатные книги, по которым учился наш учитель Баал Шем Тов нишмосой Эйден.

 

Через несколько дней прибыли в Одессу несколько писем, написанных и подписанных святыми руками Баал Шем Това, Межеричского Магида, и еще, и еще, и продавались за большие суммы денег.

 

Никоим образом не хотели раскрывать продавцы каким образом пришли к ним эти рукописи и письма, и их лица вызывали подозрение подделки, но поскольку видели – покупатели – что каждый документ, письмо или книга, написано на нем, что найден во время обыска, который был произведен в доме цадика из Ружина, и запечатан царской восковой печатью, и пронумерован, с подписью чиновника, начали покупать за большую цену.

В то время жил в Одессе известный хасид и богач р. Шмуэо сын р. Шнеур-Залмана Гурарье, он купил большую часть этих рукописей и книг херсонской генизы за высокую цену, и посслал их в качестве подарка к Квойд Кдушас Моему отцу и учителю (=Ребе Рашабу) в Ростов на Дону.

Однако поскольку тем летом Квойд кдушас мой отец и учитель был в Славянске – Харьковской губернии – и приехал на Рош гаШана в Ростов, то только в мархешван 5679 (1918) начал заниматься исследованием рукописей  Херсонской генизы.

По три-четыре часа в день занимался Квойд кдушас мой отец и учитель исследованием рукописей с большой тщательностью, и много раз учил со мной некоторые идеи кабалы и хасидизма, записанные в этих бумагах и письмах, и истории, и превозносил их достоинства.

Зимой 5680 (1920) после того, как исследовали Квойд Кдушас Мой отец и учитель все рукописи, и прочитал все истории и записи, и превознес их достоинства, и высказал свое святое мнение, что все записи и рукописи это копии, а не записи самого Баал Шем Това,  но содержание записей и писем – истинно, и если есть какие то противоречия – то они малозначительны относительно достоинства их содержания, и это только ошибки переписчиков.

 

Письмо от Баал Шем Това к его тестю гарав гакодойш Рабби Гершону из Китова. В этом письме Баал Шем Тов переписывает записи, которые он нашел от р. Адама Баал Шема из Ропшиц, написанные в качестве письма к нему.

(письма Баал Шем тов писал на маленьких листках, и на каждом было подписано его имя. Нумерация в начале каждой страницы – это порядковые номера Херсонского архива)

В этом я переписываю для квойд кдушас йаир нейрой все 76 листов буква в букву от святых рукописей Б-жественного Моего учителя и Ребе р. Адама Баал Шема из Ропшиц ЗаЛ, моей собственной рукой, и вот они.

Барух гашем Первый день гл. Экев, Ропшиц

Уважаемому скрытому, которому раскрываются все тайны гарав р. Исроэл сын нашего учителя и Ребе р. Элиэзера  и Окуп нейрой йоир

Его зять Исроэл из Тлуста

№25

Барух гашем Бейс

Вместе с тем, что мне не известно место твоего святого пребывания, но из одного колодца пили мы, один рав и один учитель у нас у всех, твой учитель – это мой учитель, и он раскрыл мне о тебе, что  твоей рукой будут исправлены и наполнены все разбитые сосуды, и твоей рукой поднимутся в источник, из которого происходят они,  чтобы возвысить голову.

Его зять Исроэл из Тлуста

№26

Барух гашем Гимел

Поэтому нашел я силы в себе раскрыть тебе две страшные истории, которые я видел своими глазами почти, т.е. одну историю я видел своими глазами буквально, а вторую историю я слышал от нашего святого учителя и Ребе и вот они:

Его зять Исроэл из Тлуста

№27

Барух гашем Далет

Я слышал от нашего святого учителя и Ребе следующим языком:

В году Шин Ламед Гимел (5333= 1573) жил в святом городе Цфате да будет он отстроен и восстановлен в скором времени в наши дни омейн, еврей, который мог только молиться, не более, но он был томим бемаасов (цельный в делах его) и был гацнеа лехес (т.е. выполнял заповеди так. Чтобы об этом никто не знал, кроме Вс-вышнего)

Его зять Исроэл из Тлуста

№28

Барух гашем Гей

Однажды ночью, когда он справлял тикун хацот, он услышал, что стучат к нему в дверь. Он спросил «кто там». Тот ответил, что это Элиягу гаНови, упомянут к добру. Он впустил его внутрь.

Его зять Исроэл из Тлуста

№29

Барух гашем Вов

Как только он вошел к нему в дом,  стало светло во всех уголках, и стало веселье и радость, т.е. что дети начали танцевать в своих люльках, говорит этот еврей

Его зять Исроэл из Тлуста

№30

Барух гашем Заин

ему, садитесь, Ребе. Он сел, и сказал ему таким языком: я пришел к тебе чтобы раскрыть тебе год прихода Мошиаха, но для этого ты должен рассказать мне одно дело

Его зять Исроэл из Тлуста

№31

Барух гашем Хес

Что ты делал в день твоей бар-мицвы, что с тех пор Свыше постановили, что ты должен удостоиться открытия моего лица

Его зять Исроэл из Тлуста

№32

Барух гашем Тес

И раскрыть тебе скрытые тайны. Отвечает ему этот еврей: я то что я сделал я сделал только ради гашем Йисборах, и как же я могу это раскрыть кому-либо, кроме самого Вс-вышнего, но только если

Его зять Исроэл из Тлуста

№33

Барух гашем Йуд

Не захочет Квойд Кдушас из-за этого раскрыть мне – не нужно, у меня есть бекаболо (предание), что то. что еврей делает, он должен стремиться, чтобы как можно лучше это скрывать от людей, но только должно быть ради гашем Исборах только

Его зять Исроэл из Тлуста

№34

Барух гашем Йуд Алеф

И внезапно Элиягу гаНови скрылся от него, и Свыше стал рааш годойл (большой шум) от тмимус (цельности) этот человека, что он не ответил Элиягу гаНови, чтобы только это было лешем шомаим

Его зять Исроэл из Тлуста

№35

Барух гашем Йуд Бейс

И было решено с согласия всего Высшего Суда, что Элиягу гаНови упомянут к добру, должен ему раскрыться, и должен учить его Торе и раскрыть ему скрытые тайны, и так это и было Элиягу упомянут к добру

Его зять Исроэл из Тлуста

№36

Барух гашем Йуд Гимел

Ему рескрылся и учил с ним и раскрыл ему многие тайны Торы, и он стал хад бедоро (один в поколении), и праведник, цельный, и гацнеа лехес (скрытный, чтобы никто об этом не знал, кроме Вс-вышнего), никто не знал о его святости и величии

Его зять Исроэл из Тлуста

№37

Барух гашем Йуд Далет

И был день во время его старости, когда он ушел из этого мира ему Свыше дали место в этой комнате, там где святые отцы находятся, но мейлицей йойшер (защитники) подняли шум, что ему положена большая награда

Его зять Исроэл из Тлуста

№38

Барух гашем Тес Вов

Поскольку он был такой большой цадик и так скрывал себя от людей, что никто о нем не знал, но все было эмес лэамитой только во имя Неба, то ему полагается очень большая награда, и Высший Суд постановил,

Его зять Исроэл из Тлуста

№39 

Барух гашем Тес Заин

Что поскольку что мир не удостоился услышать его Тору, то его святая душа должна снова прийти в нижний мир и с Неба должны принудить ее раскрыться, и должен

Его зять Исроэл из Тлуста

№40

Барух гашем Йуд Заин

Раскрыться через эту душу новый путь в мире, и наполнится земля знанием, чтобы приблизить конец (прихода Мошиаха), и так было, душа снова спустилась в этот мир, и с Неба принудят ее раскрыться без всякой отговорки вообще.

Его зять Исроэл из Тлуста

№41

Барух гашем Йуд Хес

И сейчас я раскрываю тебе от имени Нашего святого учителя и Ребе, что Квойд Кдушас йихйе (=Баал Шем Тов) он и есть эта святая душа и он пришел в этот мир второй раз, чтобы освежить и очистить мир духом чистоты и духом святости и в скором времени раскроется и будет светить новый свет

Его зять Исроэл из Тлуста

№42

Барух гашем Йуд Тес

В сердце каждого и каждого и через него освятится имя неба и приблизит геуло в скором времени в наши дни омейн кей йеги роцойн, это одна история которую я слышал от квойд Кдушас моего учителя и Ребе, слова любящего его всей душой и его товарища, который с ним не знаком, желающий ему мира Адам Баал Шем из Ропшиц. До сих пор я переписал буква в букву из святой рукописи рава.

Его зять Исроэл из Тлуста

№43

Барух гашем Коф

Р. Адама Баал Шема ЗаЛ, а сейчас я начинаю им йирце гашем, переписывать для квойд кдушас йоир нейрой моей собственной рукой буква в букву вторую историю, о которой они  пишет мне, что он сам видел это своими святыми глазами.

Слова его зятя, привязанного к нему великой вечной любовью и желающего ему мира и добра всем сердцем и душой

Исроэл сын нашего учителя и рава Элиезера из Тлуст

№44

Барух гашем Коф Алеф

Однажды в святую субботу утром во время чтения Торы открылся мне мой святой учитель и ребе в синагоге, и сказал мне, чтобы на исходе святой субботы  сразу после гавдалы я был готов ехать с ним вместе в город Львов и вот

Его тесть Исроэл из Тлуста

№45

Барух гашем Коф Бейс

Сразу после гавдалы пришел ко мне домой и сказал мне, что повозка стоит готовая ехать, и сказал мне чтобы я ехал обязательно в субботних одеждах,  как я одет в них, и я одел немедленно мою верхнюю одежду тизлиг

Его тесть Исроэл из Тлуста

№46

Барух гашем Коф Гимел

И мы сидели внутри повозки, и мой учитель и Ребе сидел справа от меня и не говорил со мной ничего, только сказал извозчику чтобы он ехал, а до Львова было около 70 верст, и срезу же как только мы двинулись, сказал мне мой учитель и Ребе, чтобы я пел песню «Элиягу ганови», и вот, как только я закончил петь эту песню

Его тесть Исроэл из Тлуста

№47

Барух гашем Коф Далет

И вот мы прибыли в город Львов и был очень удивлен, ибо то первый раз, что я видел кфицас гадерех (сокращение пути) наяву, и сказал мне мой святой учитель и Ребе следующие слова: «сын мой. Что тебя так удивило? Если бы ты знал, кто извозчик,

Его тесть Исроэл из Тлуста

№48

Барух гашем Коф Гей

Ты бы сидел в повозке со страхом и ужасом, так как я сидел, и после этого дал мне мой учитель и Ребе разрешение выпить стакан горячей воды на исходе субботы, и дали мне в гостинице стакан горячей воды и я выпил, и мой учитель и Ребе

Его тесть Исроэл из Тлуста

№49

Барух гашем Коф Вов

Ходил по комнате с востока на запад и обратно около двух часов и не говорил со мной ничего, только его святое лицо горело буквально как факел, без преувеличения, а я стоял на моем месте как камень, не двигаясь направо или налево

Его тесть Исроэл из Тлуста

№50

Барух гашем Коф Заин

И вот вдруг открылась дверь и очень высокий  старый человек  вошел и пошел мой святой учитель и Ребе навстречу ему и взял его своими святыми руками и обратился к нему с такими словами: благословен входящий рабби Элиезер, удостоившийся сына, который один в поколении

Его тесть Исроэл из Тлуста

№51

Барух гашем Коф Хес

В нижнем мире и во всех мирах, садитесь р. Элиезер. И ответил ему  р. Элиезер: «Святой Реббе знает, что я уже не из этого мира, а там нет ни сидения ни вставания и т.д., и ответил ему мой святой учитель и Ребе

Его тесть Исроэл из Тлуста

№52

Барух гашем Коф Тес

Такими словами: «ведь ангелы когда они спустились на землю, и были у Авраама отца нашего, тоже кушали, ибо никогда не должен изменять человека и т.д., и сел  р. Элиезер и спросил его мой святой учитель и Ребе, в чем заключается Ваша просьба, и ответил ему р. Элиезер

Его тесть Исроэл из Тлуста

№53

Барух гашем Ламед

Моя просьба и мое прошение, что мой сын нистар Исролик не дает мне покоя, почти каждый день он говорит мне, что его святой учитель приказал ему, что он должен раскрыться, и Вы даже установили ему время, а он

Его тесть Исроэл из Тлуста

№54

Барух гашем Ламед Алеф

Совершенно не хочет этого, и он просит меня, чтобы я просил Вас, может быть мне удастся на Вас подействовать, до сих пор слова р. Элиезера, и ответил ему мой святой учитель и Ребе следующими словами: «если он еще раз будет от Вас это требовать, Вы должны зказать ему от моего имени,


 

Его тесть Исроэл из Тлуста

№55

Барух гашем Ламед Бейс

Что он должен раскрыться, ибо таково решение Высшего Суда, а если он не раскроется, то ему нечего делать в этом мире не дай Б-г, поскольку вообще

Его тесть Исроэл из Тлуста

№56

Барух гашем Ламед Гимел

Он пришел в этот мир, для того, чтобы он раскрылся, и распространились его источники наружу, и указал на меня и сказал следующими словами: «он, Адам, знает всю историю, как он пришел в этот мир»

Его тесть Исроэл из Тлуста