Обман – до одной шестой части
Кфар Хабад 1302 2008-11-08
מרא דעלמא כולא הייסט דאך זאגן!
(стр. 48)
(из книги «על אבותינו ועל ייחוסם» р. Хаим Озера Мариновского)
«Обман – до одной шестой части»
Дед рассказывал: святой рав Довид’л из Толно однажды вынужден был перейти границу России, спасаясь от преследования властей. И так он пришел, на короткое время, в город Броды.
Пришли ученые люди города, чтобы встретить уважаемого раввина, и просить его, чтобы он согласился сказать перед ними «милэй дехасидусо» (хасидское слово).
Ребе ответил и сказал: вы же все ученые люди, и поэтому, подобает сказать перед вами «а ломдишн ворт»:
Галаха говорит: «обман – до одной шестой части». Намек из этого в служении Вс-вышнему, что человек способен ошибиться и представлять в своей душе, что он достиг совершенства в том или ином душевном качестве, и иногда трудно показать ему истинное положение вещей, и доказать ему, насколько он далек от совершества. Но такой самообман возможен лишь «עד שתות» – «до одной шестой части», до шестой меры, которая есть мера (сфира) йесод, и не включая ее. В сфире йесод, в «шмират брит», человек уже не может больше себя обманывать. В этой сфире он очень хорошо поймет, каково его истинное положение.
Эти слова затронули сердца ученых людей, и они спросили у Ребе: «и каково же исправление его», что сделает человек и будет жить, и спасется от ошибки, и не пройдет вся его жизнь в самообмане?
Ответил им Ребе: пусть унизит себя до крайности, до «да будет душа моя прахом перед всеми», как прах буквально, и тогда «нет обмана в земле». Тот, кто истинно унижен в собственных глазах, сознает свое место и свою ступень, и прекращает обманывать себя.